ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №96 города Липецка
Проект
«Мы идем в детский сад»
(адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения)
Выполнила:
педагог-психолог
Плотникова О.С.
Липецк, 2015
Вид проекта: диагностико-развивающий
Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь-январь)
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативная область, познавательная область
Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:
-
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; -
обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период; -
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Предполагаемый результат:
-
социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения; -
создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
План реализации проекта
-
Информационно-аналитический этап
Цель: сбор психодиагностической информации
Задачи: сбор информации о детях вновь поступивших в ДОУ, определения уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
Мероприятия:
-
Анкетный опрос родителей (Приложение №1) -
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Приложение №2) -
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С.Роньжина) (Приложение №3)
-
Практический этап
Цель: практическая реализация содержания проекта.
Задачи:
-
снятие эмоционального и мышечного напряжения; -
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -
развитие внимания, восприятия, речи, воображения; -
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Мероприятия:
-
Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А.С. -
Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации» -
Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации. (Приложение №4-5)
Содержание второго этапа:
Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-20 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Тема занятия | Задачи | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
1. | «Божья коровка» | - Создание положительного эмоционального фона; - развитие умения действовать соответственно правилам игры. |
|
2. | «Прогулка в осенний лес» | - Сплочение группы, развитие эмпатии; - снижение излишней двигательной активности. |
|
3. | «Листопад» | - Снятие эмоционального и мышечного напряжения; - создание атмосферы эмоциональной безопасности. |
|
4. | «Мячик» | - Повышение эмоционального тонуса; - развитие чувства ритма, координации движений. |
|
5. | «Котята» | - формирование положительной самооценки; - развитие стремления сопереживать, помогать. |
|
6. | «Мячики» | - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; - развитие ориентации в собственном теле. |
|
7. | «Зайка» | - развитие умения подражать движениям взрослого; - развитие координации движений, общей и мелкой моторики. |
|
8. | «Мыльные пузыри» | - снятие эмоционального напряжения; - снижение излишней двигательной активности, импульсивности. |
|
9. | «Непослушные мышата» | - Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет. |
|
10. | «Колобок» | - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. |
- пальчиковая гимнастика; - Игра «Большой, средний, маленький»; - Игра «Наощупь»; - пальчиковая гимнастика; - хоровод; - рисование (раскрась дорожку для колобка) |
11. | «Мишка» | - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. |
|
-
Контрольно-оценочный этап
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.
Мероприятия:
-
Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С. Роньжина)). -
Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта. -
Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ?) (Приложение №6)
Ожидаемый результат: в результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Литература
-
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба). -
Люшова Е.К., Монина Т.Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь.—2001. -
Громова О.Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.:ГНОМиД. —2001.
Приложение №1
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
1.Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________
Дата рождения________________________ Полных лет ________________________
Домашний адрес, телефон _________________________________________________
2.Мама (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) ________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Папа (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________
________________________________________________________________________
5.Статус семьи (подчеркнуть) полная, неполная, многодетная, опекунство, мать-одиночка, патронатная семья…_____________________________________________
6.Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними ______
_________________________________________________________________________
7.К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________________________
_________________________________________________________________________
8.Была ли патология беременности, родов (какая) ____________________________
_________________________________________________________________________
9.Часто ли болеет ребенок, какие заболевания, травмы перенес _________________
_________________________________________________________________________
10.Какие игры и игрушки любит, кто их убирает _____________________________
_________________________________________________________________________
11. Как засыпает (нужное подчеркните): быстро, медленно, сам, с ним рядом кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые, спит один, спит с мамой _______________
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно ________________________________
_________________________________________________________________________
13.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое___________________________________________________________________
14.Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке. Как вы его кормите дома: он ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
15.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть): с детьми своего возраста, с детьми старшего возраста, с незнакомыми взрослыми, с родными.
16.Каким Вы считаете своего ребенка: спокойным, эмоциональным, очень эмоциональным; подвижным, медлительным, безразличным ко всему, непослушным _________________________________________________________________________
17.Бытовые условия жизни ребенка (общие условия, условия для игр, занятий, отдыха) ________________________________________________________________
Дата: _________________ Подпись: ______________
Спасибо!
Приложение №2
Анкета для родителей
Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?
Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
-
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла; Неустойчивое – 2 балла; Подавленное – 1 балл
-
Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 минут) – 3 балла; Долго не засыпает – 2 балла; Неспокойно -1 балл
-
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Да -1 балл; Нет – 3 балла
-
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 часа – 3 балла; 1 час – 1 балл
-
Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший – 4 балла; Избирательный – 3 балла; Неустойчивый -2 балла; Плохой – 1 балл
-
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла; отрицательно – 1 балл
-
Просится ли Ваш ребенок на горшок?
Да – 3 балла; Нет, но бывает сухой – 2 балла; Нет и ходит мокрый – 1 балл
-
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, (указать другое) ___________________________________________________________________
Иногда -1 балл; Нет – 3 балла
-
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл
-
Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл
-
Как Ваш ребенок играет?
Умеет самостоятельно – 3 балла; не всегда – 2 балла; не играет сам – 1 балл
-
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно -1 балл
-
Какие взаимоотношения с детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно – 1 балл
-
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла; Не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл
-
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
Есть – 3 балла; не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл
-
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Перенес разлуку легко – 3 балла; Тяжело – 1 балл
-
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Есть – 1 балл; Нет – 3 балла
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов
Ваш результат______________________________
Приложение №3
Диагностика уровня адаптированности ребенка