Файл: Проект Мы идем в детский сад.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №96 города Липецка


Проект

«Мы идем в детский сад»

(адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения)

Выполнила:

педагог-психолог

Плотникова О.С.


Липецк, 2015

Вид проекта: диагностико-развивающий
Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь-январь)
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Образовательные области: социально-коммуникативная область, познавательная область
Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.



Предполагаемый результат:

  • социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.



План реализации проекта


  1. Информационно-аналитический этап

Цель: сбор психодиагностической информации

Задачи: сбор информации о детях вновь поступивших в ДОУ, определения уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Мероприятия:

  • Анкетный опрос родителей (Приложение №1)

  • Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Приложение №2)

  • Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С.Роньжина) (Приложение №3)

  1. Практический этап

Цель: практическая реализация содержания проекта.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Мероприятия:

  1. Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А.С.

  2. Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации»

  3. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации. (Приложение №4-5)

Содержание второго этапа:

Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-20 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Тематическое планирование занятий




занятия

Тема занятия

Задачи

Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний)

1.

«Божья коровка»

- Создание положительного эмоционального фона;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры.

  1. Упражнение «Поймай божью коровку».

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Дыхательное упражнение.

  4. Упражнение «Божья коровка».

  5. Игра «Божья коровка и ветер».

  6. Игра «Большой – маленький».

  7. Рисование (раскрасить точки)

2.

«Прогулка в осенний лес»

- Сплочение группы, развитие эмпатии;

- снижение излишней двигательной активности.

  1. Упражнение «По ровненькой дорожке».

  2. Игра «Найди ежа».

  3. Разучивание стихотворения.

  4. Игра «Изобрази ежа».

  5. Игра «Песня для ежа».

  6. Рисование (нарисовать иголки ).

3.

«Листопад»

- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности.

  1. Игра «По ровненькой дорожке».

  2. Игра «Дождик и солнышко».

  3. Игра «Листопад».

  4. Рисование (листопад).

4.

«Мячик»

- Повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений.

  1. Разучивание стихотворения.

  2. Игра «Мячики».

  3. Игра «Прятки».

  4. Игра «Найди мяч».

  5. Рисование (раскрасить полоски на мече).

5.

«Котята»

- формирование положительной самооценки;

- развитие стремления сопереживать, помогать.

  1. Игра «Отгадай, чей голос».

  2. Игра «Кошка и собака.

  3. Игра - растяжка «Бабочка».

  4. Игра «Кошка и котята».

6.

«Мячики»

- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

- развитие ориентации в собственном теле.

  1. Игра «Мячики».

  2. Упражнение на релаксацию.

  3. Потешка.

  4. Игра в паре.

  5. Рисование (большой синий мяч и маленький красный мяч).

7.

«Зайка»

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Потешка.

  3. Игра «Лиса идет».

  4. Игра «Найди морковку».

8.

«Мыльные пузыри»

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

  1. Загадка.

  2. Песенка «Ладушки – ладошки».

  3. Игра «Пузырь».

  4. Упражнение «Изобрази пузырь».

  5. Игра в паре «Удержи пузырь».

  6. Упражнение на хоппе.

9.

«Непослушные мышата»

- Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет.

  1. Игра «Непослушные мышата»

  2. «Игра – наоборот».

  3. Потешка.

  4. Игра «Мышки спят».

  5. Упражнение на растяжку.

  6. Игра «Мышки и часы».

  7. Пальчиковая игра.

10.

«Колобок»

- сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

  1. Инсценировка сказки «Приключения колобка».

- пальчиковая гимнастика;

- Игра «Большой, средний, маленький»;

- Игра «Наощупь»;

- пальчиковая гимнастика;

- хоровод;

- рисование (раскрась дорожку для колобка)

11.

«Мишка»

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

  1. Хоровод.

  2. Пальчиковая игра.

  3. Потешка.

  4. Рисование.




  1. Контрольно-оценочный этап

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.

Мероприятия:

  • Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С. Роньжина)).

  • Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.

  • Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ?) (Приложение №6)

Ожидаемый результат: в результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Литература


  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба).

  2. Люшова Е.К., Монина Т.Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь.—2001.

  3. Громова О.Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.:ГНОМиД. —2001.

Приложение №1

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
1.Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________

Дата рождения________________________ Полных лет ________________________

Домашний адрес, телефон _________________________________________________

2.Мама (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Папа (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________

________________________________________________________________________

5.Статус семьи (подчеркнуть) полная, неполная, многодетная, опекунство, мать-одиночка, патронатная семья…_____________________________________________

6.Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними ______


_________________________________________________________________________

7.К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________________________

_________________________________________________________________________

8.Была ли патология беременности, родов (какая) ____________________________

_________________________________________________________________________

9.Часто ли болеет ребенок, какие заболевания, травмы перенес _________________

_________________________________________________________________________

10.Какие игры и игрушки любит, кто их убирает _____________________________

_________________________________________________________________________

11. Как засыпает (нужное подчеркните): быстро, медленно, сам, с ним рядом кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые, спит один, спит с мамой _______________

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно ________________________________

_________________________________________________________________________

13.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое___________________________________________________________________

14.Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке. Как вы его кормите дома: он ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

15.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть): с детьми своего возраста, с детьми старшего возраста, с незнакомыми взрослыми, с родными.

16.Каким Вы считаете своего ребенка: спокойным, эмоциональным, очень эмоциональным; подвижным, медлительным, безразличным ко всему, непослушным _________________________________________________________________________

17.Бытовые условия жизни ребенка (общие условия, условия для игр, занятий, отдыха) ________________________________________________________________
Дата: _________________ Подпись: ______________

Спасибо!

Приложение №2

Анкета для родителей

Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?

Анкета поможет родителям оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

  1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?


Бодрое, уравновешенное – 3 балла; Неустойчивое – 2 балла; Подавленное – 1 балл

  1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 минут) – 3 балла; Долго не засыпает – 2 балла; Неспокойно -1 балл

  1. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да -1 балл; Нет – 3 балла

  1. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа – 3 балла; 1 час – 1 балл

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший – 4 балла; Избирательный – 3 балла; Неустойчивый -2 балла; Плохой – 1 балл

  1. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно – 3 балла; отрицательно – 1 балл

  1. Просится ли Ваш ребенок на горшок?

Да – 3 балла; Нет, но бывает сухой – 2 балла; Нет и ходит мокрый – 1 балл

  1. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается, (указать другое) ___________________________________________________________________

Иногда -1 балл; Нет – 3 балла

  1. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да – 3 балла; Иногда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Как Ваш ребенок играет?

Умеет самостоятельно – 3 балла; не всегда – 2 балла; не играет сам – 1 балл

  1. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно -1 балл

  1. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт – 3 балла; Избирательно – 2 балла; Трудно – 1 балл

  1. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла; Не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть – 3 балла; не всегда – 2 балла; Нет – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко – 3 балла; Тяжело – 1 балл

  1. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть – 1 балл; Нет – 3 балла

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов

Ваш результат______________________________

Приложение №3

Диагностика уровня адаптированности ребенка