Файл: 3. Хозяйственный механизм в образовании, его особенности, функции и структура. Формы собственности в образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Хозяйственный механизм в образовании, его особенности, функции и структура. Формы собственности в образовании.
Переход к рыночной экономике в России по новому определяет место планирования. На смену директивному планированию пришло индикативное, прогнозирование и программирование развития экономики в целом и отдельных её отраслей. Сегодня планирование пробрело новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики,
В настоящее время наиболее широко применяемым инструментом реализации политики государства являются федеральные целевые программы (ФЦП).
К основным достоинствам ФЦП следует отнести следующие характеристики:
- концентрация ресурсов на решении приоритетных комплексных задач;
- длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
- обеспечение контроля за эффективностью использования средств;
- возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики.
С 2005 года осуществляется принцип выделения средств на реализацию ФЦП в зависимости от реально получаемых результатов. В августе 2005 г. на заседании правительства РФ был утвержден перечень федеральных целевых программ в который была включена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. В соответствии с пунктом 2 статьи1 Закона «Об образовании» данная программа является организационной основой государственной политики Российской
Федерации в области образования.
Стратегия, направления развития, цели и тактические задачи в отрасли определяются также ежегодными посланиями Президента РФ Федеральному посланию РФ, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы ), Национальной доктриной образования и другими документами.
С целью реализации поставленных задач по переходу от «управления ресурсами» к «управлению результатами» в 2004 - 2005 годах была сформирована по существу новая нормативно-правовая база.
Сегодня планирование приобрело новые черты, связанные с учетом требований рыночной экономики. В планах и сметах учреждений, находящихся на бюджетном финансировании усиливается обоснованность
расчетов показателей на базе внедрения элементов коммерческого расчета с целью получения дополнительных расходов. Переход с 2006 года на региональную систему оплаты труда, нормативное финансирование предполагают финансово-экономическую самостоятельность
образовательных учреждений и максимальное использование имеющихся у них ресурсов.
Государственное регулирование образования.
Объектом государственного регулирования выступают как вся отрасль образования, представляющая собой совокупность учебных заведений, так и учебное заведение, как тип организации. Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице, в первую очередь, законодателя и государственных органов управления. Следует отметить, что при выполнении функции регулирования государство одновременно использует несколько методов: правовые, административные,
экономические.
Правовые - представляют собой, так называемые, "правила игры" в сфере образования - федеральные законы, постановления правительства, отдельные законы субъектов Федерации, приказы, письма, распоряжения, документы органов управления образованием и т. д. Федеральные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образования: "Об образовании", "О некоммерческих организациях", "О высшем и послевузовском образовании", "Национальная доктрина образования России", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" «Федеральная целевая программа развития образования до 2010года» и т. д.
Административные - включают в себя: государственные образовательные стандарты (в т. ч. учебные планы школ) лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений и организаций и т. д.
Экономические - осуществляются посредством:
- государственного заказа на подготовку специалистов (контрольные цифры, нормативное бюджетное финансирование);
- целевого финансирования (развитие системы возвратного субсидирования на образовательные цели).
- налогового регулирования.
Учебные планы школ.
В соответствии с приведенной выше классификацией, учебные планы
относятся к административным методам регулирования образования.
Основа для их составления - государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы.
Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных
стандартов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на 'освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и трад ици и отечественной и мировой школы.
Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.
Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированных на ступени общего образования: начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Действующие учебные планы соответствуют законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции образовательных стандартов общего образования (2005-2010 г.г.) - переход к разработке важней ши х компонентов,
обеспечивающих нормативное сопровождение и механизмы реализации стандартов общего образования второго поколения.
В школах с 2005 года введен новый Базисный учебный план, реализующий государственный стандарт общего образования последнего поколения (утвержденный Министерством образования в 2004 году) и предусматривающий профильное обучение на старшей ступени обучения. В этом же году Законом был утвержден региональный компонент Базисного учебного плана, включающий изучение православной культуры и основ безопасности жизнедеятельности.
В ноябре 2007года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта". Федеральный закон был принят Государственной Думой 14 ноября 2007 года и одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года.
С принятием данного закона деление образовательного госстандарта на компоненты уходит в прошлое: он станет монолитным и сугубо
федеральным.
Учебный план традиционно рассматривается как главный показатель объема работы педагогического коллектива.
Как отмечалось в послании Президента РФ, сегодня должен быть изменен подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это - вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
Введение новых представлений о содержании образования требует изменения организации образования и изменения характера
взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса (ученик, школа, семья, общество, государство, работодатели).
Планирование высшего образования.
Процессы рыночного реформирования экономики Российской Федерации оказали влияние и на высшую школу. Прежде всего произошло значительное изменение функционального назначения высшей школы - переход от
планомерного кадрового обеспечения народного хозяйства к предоставлению населению широкого спектра образовательных услуг все более индивидуализированного характера, что соответствует принципам свободного выбора человеком вида и уровня образования с одновременным учетом и обучаемым и учебным заведением спроса на специалистов на рынке труда.
Реализация подобного направления деятельности связана с
необходимостью широкой самостоятельности вузов в осуществлении своей академической и хозяйственной деятельности, что обеспечивается автономией вуза. Однако, вузовская автономия не эквивалентна экономической независимости субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений. Вся история высшего образования свидетельствует об усилении общественной его значимости и, следовательно, необходимости государственной поддержки и государственного воздействия на деятельность вузов.
Использование индикативных методов управления в высшем образовании привело к переходу от директивного "задание государственного плана" к индикативному "контрольные цифры". Отличие функционального назначения "контрольных цифр" от заданий государственного плана в высшем образовании очевидно.
В современных условиях формирование государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос.
Горизонт прогнозирования кадровых потребностей социальноэкономического развития территорий должен составлять не менее пяти - семи лет. Более длительные горизонты прогнозирования невозможны в связи с высокой рыночной динамикой, характерной для современной России.
Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:
- оценка рынка труда;
- оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей;
- оценка потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг
Практическая деятельность высших учебных заведений и функционирование всей отрасли высшего образования показывает, что условия функционирования вузов, установленные государством, создают определенные трудности в функционировании вузов, требуют дополнительного государственного вмешательства, сохраняют необходимость наличия развитой системы государственного управления.
Основной причиной такого положения является, в первую очередь, недостаточно четкое определение государством условий функционирования высших учебных заведений, в результате которого ограничивается их самостоятельность в экономической сфере, растет роль государственных органов в управлении высшим образованием и контроле за соблюдением действующих ограничений. Принимаемые государственными органами меры, направленные на совершенствование экономического механизма функционирования отрасли