ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотренные в данном вопросе наиболее тяжкие и опасные формы отклоняющегося поведения: самоубийство, наркомания и пьянство признаны экспертами самыми вескими факторами, представляющими угрозу для жизни, здоровья и благополучия, как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений (частей). Несмотря на то, что на пути в подразделение каждый потенциальный подчиненный солдат (матрос) проходит через серьезную систему отбора и допуска к военной службе, жизнь, к сожалению, полна трагическими событиями, вызванными вышеописанными отклонениями в здоровье и поведении военнослужащих.
2
Под профилактикой отклоняющегося поведения (ОП) принято понимать всю деятельность (комплекс мероприятий) должностных лиц с целью создания достаточных условий для предотвращения предпосылок возникновения и развития негативных форм поведения военнослужащих. Профилактика ОП включает в себя мероприятия организационного, воспитательного, психологического, правового и др. направлений деятельности. Ее эффективность, как показывает практика, во многом зависит от качества взаимодействия и активности всех субъектов деятельности: от командира части (корабля) до командира отделения (расчета). Необходимо помнить, что возможности всех должностных лиц, участвующих в профилактике, различны, но роль каждого при этом важна.
В оценке результативности профилактической деятельности необходимо помнить, что большая часть подчиненных с ОП поступает на службу, имея различные степени негативной сформированности в доармейский период. Объективный учет наших возможностей по исправлению и перевоспитанию военнослужащих с ОП убеждает, что существенным достижением в решении данной ситуации представляется своевременное выявление проблемных людей и сведение к минимуму негативных форм их поведения. Грамотная организация и проведение профилактической работы младшими командирами возможны на основе их высокой служебной мотивации и методической оснащенности. Методика любой деятельности - это своего рода программа работы, которая включает в себя цель и задачи, способы и приемы действий, силы и средства, этапы, объекты воздействия, критерии оценки ее успешности. Организация профилактики в каждом из описанных ранее видов ОП осуществляется по специальным методикам. В них имеется ряд общих структурных и содержательных моментов. С учетом остроты проблемы самоубийств среди солдат и сержантов в ВС РФ предлагается рассмотреть именно методику профилактики данного вида отклоняющегося поведения.
Итак, сержантам (старшинам) необходимо в первую очередь знать, кому из подчиненных следует уделять повышенное внимание. Исследования показывают, что суицидальная активность военнослужащих зависит от целого ряда факторов. Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: на первом году службы (65% самоубийств среди солдат и сержантов); в период несения караульной службы и боевого дежурства (30% суицидов совершается на посту с применением оружия); в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди остаются наедине со своими мыслями и переживаниями (более 80% всех случаев). Выявлять конкретных военнослужащих с повышенным риском суицидальное™ очень трудно. По оценкам специалистов индивидуально-психологическими факторами риска могут быть следующие особенности подчиненных.
1. До службы в армии сложились неблагоприятные условия семейного воспитания; отсутствие отца в раннем детстве; вырос в семье, где есть алкоголик, психически больные; воспитывался в семье, где были случаи самоубийства со стороны близких; регулярно употреблял спиртное и наркотические средства; сформировались такие устойчивые негативные черты характера, как вспыльчивость, обидчивость, легкоранимость и т.п.
2. Во время службы испытывает значительные трудности в адаптации к коллективу и условиям службы; имеет недостатки физического развития; перенес серьезные соматические заболевания; совершил уголовно-наказуемый проступок и т.д.
Такую информацию о подчиненных сержант (старшина) может получить у командира подразделения, офицера по воспитательной работе, войскового психолога, а также, что особенно ценно, непосредственно от самих военнослужащих, вызывая их на откровенные индивидуальные беседы.
Значительные возможности для изучения подчиненных представляет метод наблюдения. Внимательно отслеживая поведение подчиненных после получения ими писем от родных и близких, после возвращения их из увольнений, командировок, отпусков, излечения в медицинских учреждениях, несложно определить перемену их настроения, жизненной активности, направленности на службу. С целью фиксации собираемой диагностической информации о подчиненных с признаками отклоняющегося поведения необходимо вести педагогический дневник. Собирая, систематизируя и анализируя в нем разнообразную служебную информацию об особенностях поведения в разных ситуациях (типичных, сложных, критических и т.п.), несложно определить те негативные перемены, появление которых «сигнализирует» о личностных проблемах подчиненного. Младшие командиры при этом должны активно и систематически консультироваться с командирами и специалистами, а также информировать их о тех негативных признаках в поведении своих подчиненных, которые они обнаружили. Своевременное и полное выявление всех лиц в подразделении с признаками суицидального поведения является начальным (диагностическим) этапом профилактики.
Следующий этап (основной) представляет собой реализацию комплекса организационных, воспитательных, психологических и др. мероприятий с подчиненными. Эта работа носит преимущественно индивидуальный характер. Рассмотрим ее основные формы:
1. В организационной сфере основные усилия младших командиров направляются на обеспечение результативного контроля за подчиненными с признаками ОП. При этом необходимо не допускать назначение таких военнослужащих для выполнения различных задач в отрыве от подразделения; брать под личную опеку и оказывать посильную помощь подчиненным в овладении своей специальностью; решительно пресекать неуставные взаимоотношения в коллективе; справедливо распределять наряды и назначение на хозяйственные работы, обслуживание вооружения и техники и др.
2. Организуя служебную деятельность подчиненных, младшие командиры должны воспитывать подчиненных. Сложившимися и эффективными методами воспитательной работы младших командиров являются: проведение воспитательных бесед в целях моральной поддержки подчиненных, особенно в сложные периоды их службы; закрепление за людьми из «группы риска» авторитетных военнослужащих старшего призыва; организация и проведение коллективных мероприятий в подразделении (чаепитий, посещений мест культуры и досуга в увольнении, фотографирования, мини-турниров по спортивным видам, играм и т.д.); вовлечение подчиненных в общественную жизнь подразделения, давая им несложные интересные поручения и др. Все воспитательные мероприятия должны быть нацелены на оказание моральной поддержки, придание уверенности подчиненным, раскрытие их личностного потенциала, а также демонстрацию им оптимистичности жизненных перспектив.3. Проведение психологических мероприятий с людьми из «группы риска» требует специальных знаний и профессиональной подготовки. Поэтому целесообразной формой работы сержантов (старшин) в данном направлении будет обращение к психологу, который окажет специальную помощь нуждающимся в ней подчиненным.
Вместе с тем командирам по силам освоить и успешно применять некоторые психолого-педагогические способы и приемы профилактической работы с подчиненными, к которым относятся:
• психо-коррекционные беседы, направленные на переключение и отвлечение внимания проблемных воинов от психотравмирующих факторов;
• организация и проведение мероприятий с личным составом подразделения в целях морально-психологической разгрузки и отдыха. Высокую результативность при этом дают просмотр комедийных фильмов, программ о природе и животных, проведение развлекательных шоу-программ и др.;
• целенаправленная работа младших командиров по созданию в подразделении благожелательной атмосферы всеобщей поддержки, товарищества, взаимопомощи. Достижению этой цели способствуют групповые беседы, собрания, поощрения воинов, которые повсеместно «сражаются» за авторитет и достоинство коллектива подразделения и своих сослуживцев, формирование и соблюдение положительных коллективных традиций и др.
Наряду с вышеназванными формами и способами профилактической работы в рамках выделенных этапов и направлений младшим командирам целесообразно освоить и применять методы анализа и синтеза. Ведь зафиксированные сами по себе отдельные признаки или поведение подчиненных с отклоняющимся поведением в целом нуждаются в качественной мыслительной обработке. Только на этой основе можно достоверно определить причину такого поведения, возможные последствия, определяющие факторы и т.д. Таким образом, главными особенностями этапов профилактической работы является то, что на начальном этапе акцент смещается на диагностическую работу с вновь прибывшими в подразделение в целях оперативного выявления лиц с негативными формами поведения и определения их индивидуально-личностных особенностей (характеристик). На основном этапе младшие командиры также осуществляют диагностику, но с учетом своих знаний о лицах с отклоняющимся поведением главное внимание уделяют описанным ранее формам и методам профилактической работы. Целью всей профилактической работы является создание в коллективе подразделения положительного морально-психологического климата: открытости, товарищества, взаимопонимания, сплоченности и профессионализма служебной деятельности. Следует помнить, что в связи с тем, что качественный уровень психолого-педагогических знаний, навыков и умений работы с подчиненными у младших командиров невысок, каждому сержанту (старшине) необходимо целенаправленно повышать свой профессионализм. Основными формами такой работы являются самостоятельная работа со специальной литературой, консультирование со специалистами (командирами), занятия в системе ОГП и специальной подготовки, овладение опытом профилактики, а также обобщение и критическая переработка собственного опыта.
Методические рекомендации
Актуализируя внимание на практической значимости темы занятия, в вводной части необходимо осветить наиболее известные случаи проявления отклоняющегося поведения (части, соединения), которые приводили к серьезным негативным последствиям. Дальнейшее рассмотрение учебных вопросов целесообразно построить с учетом и на основе анализа причин, предпосылок и последствий проиллюстрированных примеров.
В ходе освещения первого вопроса руководителю занятия важно сформировать у обучаемых научное представление о сущности, содержании, специфических признаках проявления основных форм отклоняющегося поведения военнослужащих. При этом теоретический анализ причин данного явления необходимо проводить, делая акцент преимущественно на социальные факторы, воздействующие на подчиненных. К ним относятся: характер и содержание личностных отношений в подразделении, состояние дисциплины и правопорядка, организация и обеспечение службы подчиненных и т.п.
Изучение дидактического материала по существу второго вопроса важно увязать с анализом существующей в подразделении (части) системы работы младших командиров по поддержанию дисциплины и правопорядка среди подчиненных. Одной из важных задач, решаемых руководителем занятия, является нацеливание и мотивирование сержантов (старшин) на организацию и осуществление профилактической работы в рамках предлагаемой методики. Необходимо достичь единого и четкого понимания последовательности и содержания этапов профилактической работы, их особенностей, применяемых форм и способов деятельности.
В заключение занятия путем постановки наиболее сложных вопросов целесообразно выявить достигнутый уровень сформированности знаний обучаемых, в случае необходимости провести дополнительные разъяснения.
Руководитель занятия:
ВрИО начальника 9 ПСЧ 1 ПСО
старший лейтенант внутренней службы Р.А. Арапов
«___»______________2021 г.