ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый урок
по теме:
В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Номоконова Е.В.
с. Марково, 2023г
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: В.Г. Распутин «Уроки французского»
Тип: урок открытия нового знания
УМК: Т..Курдюмова. Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, ч. 2. М.: «Дрофа», 2018 г.
Название раздела, темы: Произведения русской литературы XX века
Цели урока:
Образовательная: анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать художественное произведение,
Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников;
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Планируемые результаты:
-
предметные:
-
расширить знания учащихся о жизни и творчестве Распутина; -
сформировать представление рассказе «Уроки французского»; -
предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи; -
воспитание интереса к изучению предмета;
-
личностные УУД:
-
оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; -
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем; -
определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным; -
осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев; -
мотивация к учению;
-
регулятивные УУД:
-
понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить; -
формулировать выводы из коллективного обсуждения; -
работать по плану; -
планировать собственную деятельность; -
научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;
-
познавательные УУД:
-
сбор и выделение существенной информации; -
научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую; -
формировать исследовательскую позицию;
-
коммуникативные УУД:
-
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя; -
делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя; -
научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог;
-
метапредметные:
-
развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; -
уметь работать индивидуально, находить общие решения; -
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные,наглядные, практические.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Материалы: учебник.
Ход урока
Чем человек умнее и добрее, тем больше он
замечает добра в людях.
Л. Н. Толстой
1. Организационный момент.
-Здравствуйте те, кто каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
-Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
2. Создание положительных эмоций.
-Как вы могли заметить, к доске прикреплен лист в виде сердца. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.
(называю имя ученика, а он передает сердце следующему)
-Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало в 12 раз больше!
-Присаживайтесь.
3. Объявление темы и целей урока.
Вопрос к учащимся.
-Скажите, пожалуйста, по предложенным ключевым словам вы можете определить, о чем же сегодня пойдет речь на уроке?
ПРОТОТИП, УЧИТЕЛЬ, ПОСТУПОК, МИЛОСЕРДИЕ
(Ребята формулируют тему и цель урока)
Обращение к эпиграфу.
-Ребята, а прочитав эпиграф, смогли бы мы также определить тему нашего урока?
Запись в тетради даты и темы урока.
-Давайте запишем слова, которые записаны на доске и объясним их лексическое значение пользуясь подсказкой на экране.
Прототип - реальное лицо или литературный образ, представление о котором послужило писателю основой при создании героя литературного произведения.
Милосердие – чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение, благотворительность.
-Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
4.Учебные сообщения.
-Итак, приступим к решению поставленных задач. Я предлагаю пригласить к нам и послушать автора рассказа «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина. Да, вы не ослышались! Только в роли писателя выступит …..
Валентин Григорьевич Распутин: «Родился я в 1937 г., в 300-х км от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Детство моё пришлось на трудные военные и послевоенные годы. Ребятишками мы были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться – желание постичь этот огромный мир, учиться во что бы то ни стало.
Начальную школу я окончил в 1948 г., и мать отправила меня учиться в районный центр. 11-летним мальчишкой жил вдали от дома, у чужих людей – жил трудно, учился, пересиливая голод.
Я уверен, что книга жизни человека начинается со страниц его детства. Спустя более чем 20 лет после окончания школы я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной пятиклассником – мальчишкой с глухой сибирской деревни; вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал рассказ «Уроки французского» в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя…»
-В продолжение вашего ответа, я хочу сказать, что к нам на урок пришёлся ещё один гость, а точнее, гостья. Давайте её послушаем.
Лидия Михайловна Молокова: «Меня зовут Лидия Михайловна Молокова.Я коренная москвичка. Но папу направили работать в Забайкалье. После окончания школы поступила учиться на историко-филологический факультет Иркутского педагогического института. В 1951 г. по распределению вуза приехала работать в школу глухой деревни Усть-Уде. В деревянной двухэтажной школе почти все учителя были местные, и на нас с подругой смотрели как на иностранок. Удивительно, но с первых занятий я поняла, что тут рады французскому языку! Ни разу от учеников я не услышала: «Зачем нам французский?»
Жизнь моя складывалась очень интересно. По всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Только преподавала я там не французский, а русский язык для тех, кто владел французским.
Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной русской литературе. И когда речь зашла о «деревенщиках», услышала фамилию «Распутин». Закралось сомнение – не тот ли это Валя из Усть-Уде, которого я 2 года учила французскому? Среди шумных сверстников Валентин Распутин особенно не выделялся – высокий, худенький, скромный, застенчивый, бедненькая куртка, изрядно поношенная шапка, на ногах – чиги…
В Париже я преподавала в Сорбонне. Как-то гуляя, зашла в книжный магазин. Спросила: «Нет ли у вас книг Распутина?» А в ответ услышала: «Бывают, но идут нарасхват». Попросила продавца оставить, если поступят. Так и оказался у меня небольшой томик. Стала читать, конечно же, рассказ под названием «Уроки французского» и обомлела – ведь Лидия Михайловна по всему выходит я…
Под впечатлением один экземпляр книги выслала в Иркутск. На конверте написала «Россия, Иркутск, писателю Валентину Распутину». Полгода шёл ответ. С волнением прочитала строки: « Я знал, что обязательно найду Вас. Ваш старательный и бестолковый ученик Валя Распутин».
От Вали я получала в год по 5-6 писем.
Валентину Распутину большой поклон за добрую память о нас, учителях, за то, что увидел в нас доброе, настоящее, вечное…»
Лидия Михайловна, узнав в героине рассказа себя.
-Итак, ребята, на кого же похож главный герой рассказа? Мальчик Володя? А Лидия Михайловна?
5.Слово учителя
В деревне была только начальная школа, и герой отправился в райцентр, чтобы получить дальнейшее образование, тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому,
(Как думаете, почему он скучал по дому?)
мальчик начинает играть на деньги, потренировавшись, он понимает, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко.
Лидия Михайловна пытается шуткой выяснить причины случившегося, понимает, что мальчик ее обманывает и решает после уроков выяснить причины случившегося.
-Как она это делает, давайте посмотрим!
(просмотр фрагмента)
6. Вопросы учащимся
-Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за его неудач во французском языке?
-Как пытается Лидия Михайловна помочь главному герою?
(инсценировка с посылкой)
7.Физминутка
-Когда мы, учителя, приходим к вам на урок, то даем вам не только знания, но и вкладываем в этот урок частичку души и сердца. Именно об этом рассказывают «Уроки французского», и наш сегодняшний урок- тоже не исключение. Предлагаю сделать небольшую паузу.
На доске нарисован ствол дерева, дети подходят и клеят яблочки с пожеланиями (Родине, матери, школе, учителям)
8. Вопросы учащимся
-Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?
-Как постепенно меняется характер их отношений? Кого находит главный герой в лице Лидии Михайловны?
-Чем заканчивается рассказ?
-Так почему же мальчик играет на деньги, хотя это строго запрещено?
-Почему отказывается поужинать с Лидией Михайловной, хотя испытывает болезненное чувство голода?
-Почему отказывается принять посылку с гематогеном?
-Согласны ли вы с мнением, что Лидия Михайловна – личность незаурядная? -Что заставило её играть на деньги с учеником?
-Нарушила ли правила поведения Лидия Михайловна с точки зрения учительской этики?
9. Викторина
«Узнай героя»
- Мы увидели, насколько хорошо вы знаете сюжет рассказа. Интересно, а хорошо ли вы помните описание всех героев текста. Объявляется следующий этап литературной игры «Узнай героя». Я буду зачитывать отрывки из текста с описанием героев, вы должны будете узнать того, о ком идет речь. На этот раз вы сами будете выбирать номер задания. За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу.
Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень (Птаха)
Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает, все равно тянет (Тишкин)