Файл: Педагогическая сущность и предметная структура понятия здоровье школьника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трёх стратегий.

  1. Стратегия традиционная. Приоритет отдаётся медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты не приходится.

  2. Стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа проводится. Это может быть создание фитобара, организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по педагогики здоровья и т.п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные.

  3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы. Её выбирают те, кто намерен серьёзно заниматься проблемой здоровья, сделать её приоритетной.


Индикаторы, определяющие характер происходящих в школе изменений.

  • Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений. Они могут быть использованы не ранее полугода с начала целенаправленной работы школы в этом направлении. Анализировать получаемые данные должны специалисты, знакомые с диагностическими программами, но и по некоторым отдельным показателям опытному психологу или педагогу станет ясна общая картина.

  • Желание учащихся посещать школу - простой, но очень информативный показатель. Он отражает не только психологические характеристики, но и интерес к урокам, предметам, без которого ущерб для здоровья школьников от их обучения практически неизбежен.

  • Объём дневной нагрузки на учащихся (по числу уроков и времени, затрачиваемому на приготовление домашних заданий) – чёткий, хотя и формализированный индикатор.

  • Курящие школьники. Их наличие или отсутствие в школе и на территории – объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.

  • Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники. Так же, как «театр начинается с вешалки», забота о здоровье школьника начинается с соблюдения элементарных санитарно-гигиенических требований.

  • Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них. От установки учителя – формировать физическое здоровье, воспитывать потребность регулярно и с удовольствием заниматься физическим развитием и спортом или только готовить учащихся к сдаче нормативов - зависит, будет ли реализован огромный потенциал уроков физкультуры на благо здоровья учащихся или эти 40 минут 2 раза в неделю будут такой же учебной эмоционально - психологической нагрузкой на ребёнка, как и другие уроки.

  • Жизнь в школе после окончания уроков: пустеет ли ваша школа на 2/3 суток или активная жизнь учащихся и педагогов в ней бурлит не менее интенсивно, чем на уроках, но уже в другом ключе, давая выход накопившимся эмоциям, разряжая напряжение, позволяя заниматься тем, к чему «лежит душа».

  • Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья. Мероприятия, проведённые ради «галочки», наносят даже больший вред, чем их полное отсутствие.

  • Психологический климат в педагогическом коллективе. Усилия одного директора школы и нескольких учителей при безразличии или негативном отношении других педагогов способны затормозить работу школы в этом направлении до полного прекращения попыток что-то изменить.

  • Вид учеников, выходящих после уроков: «придавленные» учебной нагрузкой, авторитарным стилем работы учителя, тягостно ожидающие следующего урока или оживлённые, эмоционально адекватные, готовые заниматься снова и снова.

  • Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом: доброжелательность, взаимопонимание, готовность к поддержке и т.п. или настороженность, дистанцированность, неискренность, зависть.

  • Отношение к школе большинства родителей учащихся: приходят ли они в школу по принуждению, по вызову, выслушивая жалобы и требования, или с готовностью участвуют в разработке и реализации программ, мероприятий, связанных с тематикой здоровья.