Файл: Протокол 1 от 27. 08. 2016г. Согласовано на методическом совету 0 Протокол 1 от Утверждено Гктор школы 1ерникова св Соколов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2» Тамбовского района Тамбовской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от 27.08.2016г.
Согласовано на методическом совету- 0 Протокол № 1 от Утверждено
Гктор школы
1ерникова СВ- /Соколов;
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык»
бкласс
Автор учебника М.М.Разумовская
■ r - W
r Ш & -г >■
2° Л
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2» Тамбовского района Тамбовской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от 27.08.2016г.
Согласовано на методическом совету- 0 Протокол № 1 от Утверждено
Гктор школы
1ерникова СВ- /Соколов;
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык»
бкласс
Автор учебника М.М.Разумовская
■ r - W
r Ш & -г >■
2° Л
Пояснительная записка
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5— 9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности.
Задачи: обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями универсальными учебными действиями обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения навыки грамотного письма, рационального чтения, полис ценного восприятия звучащей речи, научить школьникасвободно, правильно и выразительно говорить и писать народном языке использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметныхи предметных целей обучения, что возможно на основе ком пет ент ност ного подхода который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической языковедческой,
культуроведческой
компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия) текст смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль, формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений членение текста на абзацы, строение абзаца) стили речи разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный)
функционально-смысловые типы речи описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами
курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентации, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5— 9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности.
Задачи: обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями универсальными учебными действиями обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения навыки грамотного письма, рационального чтения, полис ценного восприятия звучащей речи, научить школьникасвободно, правильно и выразительно говорить и писать народном языке использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета русский язык»
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметныхи предметных целей обучения, что возможно на основе ком пет ент ност ного подхода который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической языковедческой,
культуроведческой
компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия) текст смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль, формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений членение текста на абзацы, строение абзаца) стили речи разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный)
функционально-смысловые типы речи описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами
курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентации, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров
Речевая направленность курса усилена ив языковых разделах ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистически текст читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородным членами, обособлениями и т. д.).
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к е изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц язык наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляетс изобразительная сила русской речи.
Место учебного предмета русский язык в учебном плане
Рабочая программа для обучающихся 6 класса составлена на основе примерных программ по учебным предметам, русский язык, 5-9 классы, рабочей программ по русскому языку, 5-9 классы УМК под редакцией М. М.Разумовской, ПА. Леканта в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 210 часов (6 учебнь часов в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета русский язык»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развити интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования) осознание эстетической ценности русского языка уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русског языка как явлении национальной культуры стремление к речевому самосовершенствованию) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общени способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка) владение всеми видами речевой деятельности аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения коммуникативной установки, темы текст основной мысли основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурс Интернета свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение
приёмами отбора и систематизации
матер
ала на определённую тему умение вести самостоятельный поиск информации способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученнс в результате чтения или аудирования
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к е изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц язык наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляетс изобразительная сила русской речи.
Место учебного предмета русский язык в учебном плане
Рабочая программа для обучающихся 6 класса составлена на основе примерных программ по учебным предметам, русский язык, 5-9 классы, рабочей программ по русскому языку, 5-9 классы УМК под редакцией М. М.Разумовской, ПА. Леканта в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 210 часов (6 учебнь часов в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета русский язык»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развити интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования) осознание эстетической ценности русского языка уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русског языка как явлении национальной культуры стремление к речевому самосовершенствованию) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общени способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка) владение всеми видами речевой деятельности аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения коммуникативной установки, темы текст основной мысли основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурс Интернета свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение
приёмами отбора и систематизации
матер
ала на определённую тему умение вести самостоятельный поиск информации способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученнс в результате чтения или аудирования
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания сточки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств говорение и письмо:
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий, оценивать достигнуть результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательност связность, соответствие теме и др адекватно выражать свое отношение к фактами явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанном
увиденному;
•владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспро
диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др сочетание разных видов диалога);
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русско литературного языка соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности ив повседневной практике речевого общения способность оценивать свою речь с точк зрения её содержания, языкового оформления умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их совершенствовать и редактировав собственные тексты;
•выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом участие в спорах, обсуждениях актуальных тем использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков и повседневной жизни способность использовать родной язык как средство получения знаний г другим учебным предметам применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровн на уроках иностранного языка, литературы и др.);коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общени совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем овладение национально-культурными нормами речевого поведен в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательность действий, оценивать достигнуть результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
•умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательност связность, соответствие теме и др адекватно выражать свое отношение к фактами явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанном
увиденному;
•владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспро
диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др сочетание разных видов диалога);
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русско литературного языка соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности ив повседневной практике речевого общения способность оценивать свою речь с точк зрения её содержания, языкового оформления умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их совершенствовать и редактировав собственные тексты;
•выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом участие в спорах, обсуждениях актуальных тем использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков и повседневной жизни способность использовать родной язык как средство получения знаний г другим учебным предметам применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровн на уроках иностранного языка, литературы и др.);коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общени совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем овладение национально-культурными нормами речевого поведен в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметные результаты освоения русского (родного) языка) представление об основных функциях языка о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российскс Федерации и языка межнационального общения о связи языка и культуры народа роли родного языка в жизни человека и общества) понимание места родного языка в системе гуманитарных науки его роли в образовании в целом) усвоение основ научных знаний о родном языке понимание взаимосвязи его уровней и единиц) освоение базовых понятий лингвистики лингвистика и её основные разделы языки речь, речевое общение, речь устная и письменная монолог, диалоги
и
виды; ситуация речевого общения разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы жанр научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение текст, типы текста основные единицы языка, их
пр
знаки и особенности употребления в речи) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка основными нормами русского литературно
языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, нормами речевого этикета и использование их в свое речевой практике при создании устных и письменных высказываний) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речево общения) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксического анализ
словосочетания и предложения многоаспектный анализ текста сточки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежност к
определённым функциональным разновидностям
язык
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественно
литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативна деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения) языком науки ив связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения i лингвистическую тему) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщат устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивно дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтоб самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности 4) умениями использовать информационн коммуникационные технологии в процессе изучения
и
виды; ситуация речевого общения разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы жанр научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение текст, типы текста основные единицы языка, их
пр
знаки и особенности употребления в речи) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка основными нормами русского литературно
языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, нормами речевого этикета и использование их в свое речевой практике при создании устных и письменных высказываний) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речево общения) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксического анализ
словосочетания и предложения многоаспектный анализ текста сточки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежност к
определённым функциональным разновидностям
язык
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественно
литературы.
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативна деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения) языком науки ив связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения i лингвистическую тему) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщат устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивно дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтоб самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности 4) умениями использовать информационн коммуникационные технологии в процессе изучения
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, к ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарн справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательны интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личност средствами предмета развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на т чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанно формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельност формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах реализаци принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе пр обучении языковым темам курс
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания ориентир на взаимосвязанно формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельност формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах реализаци принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе пр обучении языковым темам курс
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ (РОДНОМУ) ЯЗЫКУ КЛАСС
О языке
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к ст. Развитие мысли в тексте параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение деепричастие. Текстовая роль повтора нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т или речи научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства. Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий, структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы речи. Типовые фрагменты текста описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения данного и нового в предложениях фрагмента способы соединения фрагментов в целом тексте.
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)
Правописание
Орфография: употребление прописных букв буквы ъ и ъ орфограммы корня правописание окончаний слов слитное и раздельное написание нес глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом тире между подлежащими сказуемым, выраженными существительными в именительном
падеже.
В ы дающиеся лингвисты А.Х.Вост оков.
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов приставочный, суффиксальный
суффиксально-приставочный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса
Сложносокращённые слова верное определение их родовой принадлежности
О языке
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).
Т е к ст. Развитие мысли в тексте параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение деепричастие. Текстовая роль повтора нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.
С т или речи научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства. Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий, структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.
Т и п ы речи. Типовые фрагменты текста описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения данного и нового в предложениях фрагмента способы соединения фрагментов в целом тексте.
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)
Правописание
Орфография: употребление прописных букв буквы ъ и ъ орфограммы корня правописание окончаний слов слитное и раздельное написание нес глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом тире между подлежащими сказуемым, выраженными существительными в именительном
падеже.
В ы дающиеся лингвисты А.Х.Вост оков.
Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Глагол, имя существительное, имя прилагательное их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании главные и второстепенные члены предложения.
Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов приставочный, суффиксальный
суффиксально-приставочный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса
Сложносокращённые слова верное определение их родовой принадлежности
Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных употребление букв н, нн
в именах прилагательных образованных от имён существительных правописание приставок при и
пре-,
буквы ив корне после приставок.
В ы дающиеся лингвисты Л.В.Щ ерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных прилагательных и глаголов.
Н аблю дение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
Морфология
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Полные и краткие страдательные причастия их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Нес причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Нес деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
В ы дающиеся лингвисты И. А. Бодуэн де Курт ене
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Н аблю дение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текст ообразую щ ая функция деепричастных оборотов Имя числительное
Имя числительное как часть речи общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных оба, обе двое, трое с именами существительными. Правильное произношение имён числительных
Местоимение
Местоимение как часть речи особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений раздельное написание предлогов с местоимениями
в именах прилагательных образованных от имён существительных правописание приставок при и
пре-,
буквы ив корне после приставок.
В ы дающиеся лингвисты Л.В.Щ ерба.
Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных прилагательных и глаголов.
Н аблю дение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.
Морфология
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
причастий.
Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Полные и краткие страдательные причастия их синтаксическая роль.
Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Нес причастиями.
Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.
Деепричастие как особая форма глагола общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы
деепричастий.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Нес деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
В ы дающиеся лингвисты И. А. Бодуэн де Курт ене
Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Н аблю дение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текст ообразую щ ая функция деепричастных оборотов Имя числительное
Имя числительное как часть речи общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Числительные простые, сложные и составные их правописание.
Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные их значение, особенности склонения и правописания.
Нормы употребления числительных в устной речи.
Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных оба, обе двое, трое с именами существительными. Правильное произношение имён числительных
Местоимение
Местоимение как часть речи особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений значение, изменение, роль в предложении.
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений раздельное написание предлогов с местоимениями
Выдающиеся лингвисты А. А. Ш ахматов.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений их (не ихний, он мне ом) и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 6 КЛАСС
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить заходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, чтении классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
А нализ текста Определять стиль речи находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста.
Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования Осуществлять информационную переработку текста передавать его содержание в виде плана (простого, сложного, типологической схемы таблицы кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста Создавать устные и письменные высказывания собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли составлять сложный план готового текста и своего высказывания отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием строить устное определение научного понятия.
Соверш енст вование текста Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного, в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слови оборотов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о орфоэпии правильно произносить употребительные сложносокращенные слова употребительные слова изученных частей речи свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о лексике и фразеологии употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др) в соответствии сих лексическим значением, с учетом условий и задач общения избегать засорения речи иноязычными словами толковать лексическое значение
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений их (не ихний, он мне ом) и др.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 6 КЛАСС
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить заходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, чтении классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.
А нализ текста Определять стиль речи находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста.
Пересказывать учебно-научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования Осуществлять информационную переработку текста передавать его содержание в виде плана (простого, сложного, типологической схемы таблицы кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста Создавать устные и письменные высказывания собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли составлять сложный план готового текста и своего высказывания отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием строить устное определение научного понятия.
Соверш енст вование текста Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного, в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слови оборотов ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
п о орфоэпии правильно произносить употребительные сложносокращенные слова употребительные слова изученных частей речи свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о лексике и фразеологии употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др) в соответствии сих лексическим значением, с учетом условий и задач общения избегать засорения речи иноязычными словами толковать лексическое значение
общеупотребительных слови фразеологизмов свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов иностранных слов, фразеологизмов);
п ом о р ф ем и к е и словообразованию выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3— 5 звеньев опознавать изученные способы словообразования приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов);
п ом о р ф о логи и квалифицировать слово как часть речи образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
п о орфографии характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в б классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
п осин такси су определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Учебно-тематический план
№
п.п.
Наименование разделов
Всего
часов
В том числе
Уроки
Контрольные
работы
Развитие речи
1.
О языке
1
1
-
-
2.
Повторение изученного в 5 классе
30
22
2
6
3.
Морфология:
148
102
8
43
- имя существительное- имя прилагательное- глагол- причастие- деепричастие- имя числительное- местоимение
33
24
2
7
4.
Повторение изученного за год + резервные уроки
31
20
1
4
ВСЕГО:
210
145
10
49
п ом о р ф ем и к е и словообразованию выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3— 5 звеньев опознавать изученные способы словообразования приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, суффиксально-приставочный, сложение разных видов);
п ом о р ф о логи и квалифицировать слово как часть речи образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
п о орфографии характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в б классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарём;
п осин такси су определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Учебно-тематический план
№
п.п.
Наименование разделов
Всего
часов
В том числе
Уроки
Контрольные
работы
Развитие речи
1.
О языке
1
1
-
-
2.
Повторение изученного в 5 классе
30
22
2
6
3.
Морфология:
148
102
8
43
- имя существительное- имя прилагательное- глагол- причастие- деепричастие- имя числительное- местоимение
33
24
2
7
4.
Повторение изученного за год + резервные уроки
31
20
1
4
ВСЕГО:
210
145
10
49
Учебно- методическое обеспечение. Русский язык. Учебник для 6 класса. Под редакцией М. Разумовской, П. Леканта, М, Просвещение, 2016
2.
Быстрова Е. Аи др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва Просвещение, с. Лексические трудности русского языка Словарь-справочник: А.А.Семенюк, руководитель и автор коллектива, И.Л.Городецкая,
М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 2013. - с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий. Г.Ростов-на- Дону, Феникс, г. С.
Ожегов СИ. и Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка слови фразеологических выражений / Российская АН Российский фонд культуры - 2 - е изд, испр. и доп. - М АЗЪ,1995. - 928 с. Тихонов АН. Словообразовательный словарь русского языка Вт. М, 1985; е изд, стер. М, 1990.
7. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М школа-пресс, 1994. - с. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык, 5-9 классы. М Просвещение, 2010
10. Рабочие программы. Русский язык, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М Дрофа
2.
Быстрова Е. Аи др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва Просвещение, с. Лексические трудности русского языка Словарь-справочник: А.А.Семенюк, руководитель и автор коллектива, И.Л.Городецкая,
М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 2013. - с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий. Г.Ростов-на- Дону, Феникс, г. С.
Ожегов СИ. и Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка слови фразеологических выражений / Российская АН Российский фонд культуры - 2 - е изд, испр. и доп. - М АЗЪ,1995. - 928 с. Тихонов АН. Словообразовательный словарь русского языка Вт. М, 1985; е изд, стер. М, 1990.
7. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М школа-пресс, 1994. - с. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык, 5-9 классы. М Просвещение, 2010
10. Рабочие программы. Русский язык, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М Дрофа