Файл: Программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению Математика в социологии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению
«Математика в социологии»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика в социологии»
Реализация программы внеурочной деятельности «Математика в социологии» направлена на достижение следующих результатов.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Математика в социологии» отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.
2.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные УУД:
1.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Уровни результатов работы по программе внеурочной деятельности
«Математика в социологии»
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.
Познавательные УУД:
1.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение ; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Уровни результатов работы по программе внеурочной деятельности
«Математика в социологии»
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение учащихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Предполагается защита исследовательских работ и презентаций.
Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д
Содержание курса внеурочной деятельности «Математика в социологии» с
указанием форм организации и видов деятельности
1.
Подготовительный этап
Диагностика профессиональных качеств. Условия труда. Пути получения профессии. Их значение в современном мире.
2.
Практический этап
Диалоги о статистике. Статистические исследования
Что такое статистика? Предмет, метод и организация статистики в Российской
Федерации. Основные понятия. Статистическое наблюдение, его значение и организация.
Модели и моделирование
Основные принципы математического моделирования. Объект-оригинал и модель.
Основные этапы моделирования. Особенности математического моделирования социально- экономических процессов. Типы моделей и типы данных.
Основные понятия анализа данных в социологических исследованиях
Виды социологического исследования. Методы сбора социологических данных.
Источники информации. Математические методы исследования.
Разработка проекта социологического исследования
Формулировка проблемы, определение цели и постановка задачи исследования.
Определение объекта и предмета исследования. Интерпретация основных понятий.
Предварительный системный анализ объекта исследования. Принципиальный (стратегический) план исследования. Определение обследуемой совокупности. Набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных. Этапы разработки исследования.
Сбор статистической информации в рамках исследования
Сбор статистических данных. Опрос как метод получения первичной информации.
Анкетирование.
Обработка статистических данных
Объем выборки. Характеристики средней тенденции: среднее арифметическое, медиана, мода. Построение диаграмм и графиков. Статистические гипотезы и ошибки.
Работа над проектом
Написание исследовательского проекта. Введение. Историческая справка по проблеме исследования. Описание этапов проведения исследовательской работы. Оформление проекта.
3.
Рефлексивно-коррекционный этап
Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы. Защита и презентация проекта
Форма организации курса: кружок.
Форма организации занятия: практическая работа, исследование, проект.
Вид деятельности: познавательная, проектная.
Тематическое планирование
№
Название этапа, темы
Количес
тво
часов
1
Подготовительный этап
2
7.09.21
14.09
2
Практический этап
29
2.1
Диалоги о статистике. Статистические исследования
2 21.09 28.09 2.2
Модели и моделирование
4 5.10 12.10 19.10 2.11 2.3
Основные понятия анализа данных в социологических исследованиях
4 9.11 16.11 23.11 30.11 2.4
Разработка проекта социологического исследования
6 7.12 14.12 21.12 11.01 18.01 25.01
2.5
Сбор статистической информации в рамках исследования
3 1.02 8.02 15.02 2.6
Обработка статистических данных
4 22.02 1.03 8.03 15.03 2.7
Работа над проектом
6 22.03 29.03 5.04 12.04 19.04 26.04
3
Рефлексивно-коррекционный этап
4
3.05
10.05
17.05
24.05
Итого
35