ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание по дисциплине «Экологическое право»
Выполнила: Войтинская Вероника, КЮ-19-06
Наименование критериев | Экологический аудит | Экологический контроль | Экологическая экспертиза | Экологический мониторинг |
Понятие | Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. В отличии от экологического контроля, проведение экологического аудита на предприятиях носит добровольный характер, за исключением некоторых субъектов РФ. | Экологический контроль - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. | Экологическая экспертиза – это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности нормам природоохранного законодательства. Формы экологической экспертизы: государственная, общественная. Государственная экологическая экспертиза – проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы. | Экологический мониторинг – это информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов. Экологический контроль (надзор) и экологический мониторинг являются самостоятельными институтами общей части экологического права. Если экологический контроль (надзор) можно определить как контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью, то экологический мониторинг – это контроль за состоянием окружающей среды, за ее изменением. |
Цель | Экологический аудит нацелен на определение существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окружающую среду, и выработку мер по их решению. Экологический аудит может быть добровольным и обязательным. Экологический аудит не дает ответа на вопрос, каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу, а лишь указывает на выявленные недостатки природоохранной деятельности. | Цель государственного экологического контроля обеспечить разумное использование природных ресурсов, качественную окружающую природную среду. Цель ведомственного контроля – обеспечить выполнение планов мероприятий, правил и нормативов ООС и рационального использования природных ресурсов, предписаний уполномоченных государственных органов на подведомственных объектах контроля. Цель общественного контроля – оказать содействие госорганам в проведении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. | Цели экологической экспертизы: предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; обеспечение реализации конституционных прав граждан на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность. | Основная цель экологического мониторинга заключается в создании информационной системы, позволяющей получать достоверные сведения о состоянии окружающей среды и ее изменениях в физических и биотических компонентах под действием естественных и антропогенных факторов. |
Виды | Согласно действующему законодательству, выделяют следующие виды экологического аудита предприятия: - обязательный (принудительный); - инициативный (добровольный). Первый вид регулируется на законодательном уровне и осуществляется соответствующими контрольными органами, чтобы оценить работу предприятия и его соответствие всем законам и нормам. Второй вид подразумевает, что предприятие в свободном порядке обращается за услугами аудирования и проводит проверку своей деятельности. В рамках такого мероприятия можно выявить нарушения и недочеты, устранить их своевременно. В зависимости от характера деятельности аудит можно классифицировать: - внешний – привлекаются профильные специалисты из независимой аудиторской компании; - внутренний – проводится экспертами самого предприятия. Также экологический аудит разделяется на такие промежуточные виды: - обозначение степени соответствия действующим законодательным требованиям в экологической сфере; - обоснование применения предприятием конкретных нормативно-правовых документов в сегменте экологической безопасности; - проведение анализа объемов парникового газа с последующей разработкой действий по сокращению выбросов; - оценивание потенциальных угроз и последствий в случае техногенного сбоя; - определение актуальности и необходимости использования ресурсов окружающей среды; - вычисление энергопотребления с последующими рекомендациями по экономии использования ресурса; - вычисление уровня опасности промышленных отходов, формируемых предприятием; - выявление экологических проблем и перечень способов для их решения. | Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: - Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды; - Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения. - Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства. Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля: - Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования. - Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях. - Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий. В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля: - Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом. - Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций. | ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями. | Виды мониторинга - Импактный мониторинг предполагает изучение сильных воздействий на окружающую среду в локальном масштабе. Программа данного уровня мониторинга может включать, например, исследование при помощи специальных методик сбросов или выбросов конкретного предприятия. Конечной задачей в данном случае является не столько установление структуры и объемов выбрасываемых веществ, сколько оценка их вредного воздействия на природную среду. В зависимости от особенностей окружающих экосистем, одни и те же количественные показатели загрязнения могут быть практически безвредными, или приводить к катастрофическим результатам. В связи с особенностями миграции загрязнителей в экосистемах, а также склонностью некоторых из них к кумуляции, импактный мониторинг должен быть достаточно продолжительным. - Региональный мониторинг обычно подразумевает исследование миграции и трансформации в экосистемах загрязняющих веществ, изучение совместного воздействия различных экологических, как природного, так и антропогенного характера, факторов, характерных для исследуемой территории. Предметом данного уровня мониторинга служит состояние окружающей среды в пределах более или менее обширного региона. - Фоновый мониторинг осуществляется на базе природных эталонов – биосферных заповедников, где отсутствует хозяйственная деятельность человека. Его цель состоит в фиксации фонового состояния окружающей среды, очень важном для сравнительных оценок антропогенного воздействия на преобразованных территориях. - Мониторинг состояния особо охраняемых природных территорий характеризуется собственной спецификой. Его основные задачи определяются в первую очередь уникальностью объектов и их функцией. |
Задачи | Среди ключевых задач экологического аудита предприятия в экологическом аспекте можно выделить следующие: - проверка деятельности объекта и формирование детального плана, как устранить нарушения и привести к действующим нормам; - оказание помощи для внедрения современных методик для оптимизации деятельности организации; - обозначение ключевых направлений, которые требуют решения проблем и улучшения; - создание полноценной и эффективной экологической стратегии для дальнейшей хозяйственной деятельности; - внедрение улучшенной системы управления природными ресурсами и поиск новых решений. | Задачи экологического контроля: - контроль выполнения правовых требований, планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; - контроль соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу; - контроль выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др. | Задачи экологической экспертизы можно сформулировать следующим образом: а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки вследствие размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных их социальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС); б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемой деятельности, обеспечение государственного экологического контроля за качеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитии намечаемой им деятельности, а также подготовка объективных, научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы (задачи ГЭЭ); в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемой деятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения для снятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращения конфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ). | Экологический мониторинг решает следующие задачи: – сбор первичной информации, ее накопление, систематизация, анализ и формирование банка данных; – обработку и представление данных в виде различных таблиц, графиков, карт; – усовершенствование и разработку методов получения исходной информации, оценка текущего состояния окружающей среды и прогноза; – анализ причин наблюдаемых и вероятных изменений состояния; – оперативное обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных лиц. |