Файл: Занятие для обучающихся 57 классов (фгос уо) по теме 165летие со дня рождения к. Э. Циолковского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов (ФГОС УО) по теме «165-ЛЕТИЕ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО»


«Мечты о космосе»


Цель занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью изобретателя и ученого К.Э. Циолковского.

Задачи:

  • воспитывать гордость за выдающиеся достижения советских и российских ученых, изобретателей и космонавтов;

  • развивать качества личности: желание творчески подходить к делу, умение трудиться, целеустремленность.


Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:

Личностные: узнать о жизни и деятельности изобретателя и ученого К.Э. Циолковского; проявить интерес к творчеству великого ученого-самоучки.

Предметные: познакомиться с жизнью и научным творчеством К.Э. Циолковского; расширять представления о важности его изобретений и трудов для развития космонавтики.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:

- сценарий,

- методические рекомендации,

- видеоролик,

- комплект интерактивных заданий,

- банк фотографий для демонстрации учащимся в ходе занятия (прилагаются).
Идея и структура занятия:

В занятии для поддержания активности и мотивации учащихся включены игровые моменты.

Занятие построено как воображаемое путешествие по «космическим остановкам» (используется интерактивная карта).

В ходе занятия учитель отмечает, на какой остановке сейчас находятся участники занятия. В это время на доске учитель показывает соответствующее изображение «космической остановки» с ее названием и соответствующим (символизирующим эту остановку) фото.
Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Просмотр видеоролика о мечте человечества
полетах в космос, о роли К.Э. Циолковского в реализации этой мечты.

Часть 2. Основная.

Путешествие по интерактивной карте, основной материал о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого ученого К.Э. Циолковского в разработки, связанные с космическими полетами.

Часть 3. Заключение.

Рефлексия, что узнали на занятии.
Интерактивное задание 1. Интерактивная карта путешествия и остановки

В занятии присутствует игровой момент: космическое путешествие с определенными остановками.

Остановки:

Точка старта. Мечты о космосе

1. Аллея космонавтов в Москве

2. Первые полеты в космос

3. В гости к Циолковскому

4. Главные достижения Циолковского
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 мин)

Мы все – мечтатели и путешественники. Вперед – к звездам, знаниям, мечтам!

Демонстрация видео (дикторский текст).

Полеты в космос – давняя мечта людей.

Мы живем на планете Земля. На планете есть зеленые леса, голубые моря и океаны. Посмотрите, как выглядит Земля из космоса.

Константин Эдуардович Циолковский сделал первый шаг к полетам в космос. Вся наша страна в этом году отмечает 165 лет со дня его рождения.

Константин Эдуардович Циолковский занимался изучением космоса, делал проекты летательных аппаратов, обосновал использование ракет для полета в космос.

(Комментарий для учителя)

При просмотре видеоролика учитель обращает внимание на портрет Циолковского на фоне космического неба.

Учитель обращается к детям:

Смотрели ли вы фильмы или мультфильмы про космос? Слушали или читали такие истории?

Сегодня мы отправимся в путешествие, узнаем…

Часть 2. Основная. (до 20 мин)

Космическое путешествие – интерактивная карта.


Точка старта «Мечты о космосе»







Разрезная картинка




Разрезная картинка

Учитель задает вопрос учащимся:

– Может быть, кто-то из вас мечтает отправиться в настоящее космическое путешествие? Начинаем путешествие. Мечта – самая важная отправная точка в любом деле. С мечты все начинается.

- Но сначала надо собрать космический корабль. (работа в группах: одна группа собирает разрезную картинку с изображением ракеты «Восток», другая - современного космического аппарата)

Без ракет и кораблей невозможно путешествие в космос.

Самым первым изобретателем космических ракет был Константин Эдуардович Циолковский.

Ракета-носитель «Восток» занимает самое почетное место в истории космоса. Она первая вылетела за пределы Земли.

Посмотрите на современные космические аппараты. Они совершают далекие космические путешествия к другим планетам.

Эти ракеты и корабли сконструированы и собраны в нашей стране.

Вопросы обучающимся:

– Кто был самым первым изобретателем ракет? (выберите карточку с фамилией)

Космические корабли готовы. Стартуем!

Остановка 1.

Аллея космонавтов в Москве





Остановка первая – Аллея космонавтов в Москве.

Перед вами (показ фото) ракета, это монумент «Покорителям космоса». В его основании расположен Музей космонавтики.

А вдоль самой Аллеи мы видим памятники космонавтам-героям. В центре Аллеи, во главе всех наших космонавтов находится памятник Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Почему он самый главный среди исследователей космоса? Продолжаем наш полет и ищем ответ на этот вопрос.


Остановка 2.

Первые полеты в космос


Остановка вторая – первые полеты в космос.

Продолжаем путешествие: летим в прошлое. Летим вместе с первым искусственным спутником Земли. Он был запущен первый без человека!

Советский народ очень гордился, что именно мы – граждане Советского Союза (так тогда называлась наша страна) – первыми побывали в космосе.

А теперь мы летим рядом с первым человеком в космосе. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года облетел на космическом корабле «Восток» вокруг Земли.

- Выполните задание на карточках «заполни пропуски»

Первым человеком в космосе был Юрий ______________. На космическом корабле __________ он облетел вокруг Земли.

Остановка 3.

В гости к Циолковскому

Остановка третья – в гости к Циолковскому.

Эта остановка тоже космическая. Мы попадаем в то время, когда жил Циолковский.

Кто же сделал самые первые шаги к полетам в космос?

Самым первым человеком на земле, кто не побоялся сделать первые шаги кизучению космоса, был Циолковский: гениальный изобретатель, ученый, неутомимый мечтатель, автор фантастических книг.








Константин Эдуардович Циолковский родился и жил в то время, когда передвигались на лошадях и автомобилей не было, а о самолетах даже не мечтали.

Мальчик Костя Циолковский с семьей жил в небольшом доме без электричества. При свете свечи что-то мастерил.

У мальчика рано умерла мать. В 10 лет Костя катался на санках, простудился. Получил осложнение: почти полностью оглох.

Читать семилетний Костя Циолковский научился сам по книжкам «Сказки». У Кости не было друзей. Мешала глухота. Мальчик увлекся конструированием. К окончанию гимназии Костя соорудил паровой автомобильчик, аэростат и начал рисовать машины с крыльями.

В университете Циолковский тоже не смог учиться из-за глухоты. Все знания он осваивал самостоятельно: много читал, изучал математику. Мечтал и стремился к знаниям.

В заключение этой информации учитель задает вопрос обучающимся:

– Можно ли сказать, что мальчик Костя Циолковский был мечтателем?

- Конечно можно. Представляете, еще не изобрели самолеты, только-только появились первые автомобили. А Циолковский мечтает построить быструю ракету, которая полетит в космос. Мечтает о межпланетных путешествиях.

- О чем вы мечтаете?







Остановка 4. Главные достижения К Циолковского







Современные ракеты



Искусственный спутник



Орбитальная станция

Следующая наша космическая остановка – четвертая – главные достижения Циолковского.

Итак, Циолковский прожил большую часть жизни в городе Калуга, где и создал изобретения.

В Калуге находится Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, дом-музей Циолковского, Планетарий.

Основные достижения Циолковского перед вами

- разработал современные ракеты. Он называл их ракетными поездами.

- разработал искусственный спутник земли.

- научил людей строить орбитальные станции, на которых могут жить и работать люди в космосе.

Но самое главное: Константин Эдуардович предсказал полеты ракет в межпланетное пространство и верил в свою мечту.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ Учитель:

- Какие космические устройства мы теперь знаем?

(надо соотнести название с изображением ракеты, спутника, орбитальной станции).

В заключение этой информации учитель обращается к детям:

– Мы видим, что Циолковский восхищался красотой космоса и был мечтателем и гениальным изобретателем.



Часть 3. Заключение (до 5 минут).
Интерактивное задание «Итоги нашего путешествия».

На интерактивной карте обозначены названия остановок (без фото). Дети по желанию «открывают» остановки пройденного «космического» маршрута, появляются изображения, которые обозначают остановки. Дети вспоминают кратко, о чем они узнали на каждой остановке.

Карта с пиктограммами остановок (с названиями):

Точка старта. Мечты о космосе.

1. Аллея космонавтов в Москве.

2. Первые полеты в космос.

3. В гости к Циолковскому.

4.Главные достижения Циолковского.

Мы с вами совершили космическое путешествие. Перед вами снова карта с остановками, где мы побывали. Посмотрите на карту нашего путешествия и назовите остановки, которые мы делали.

– Посмотрите на фото. Что мы узнали на каждой остановке?

В заключение занятия учитель обращается детям:

– Что вы теперь можете сказать о Константине Эдуардовиче Циолковском?

– О чем больше всего мечтал этот изобретатель и ученый?

– Сбылись его мечты?