Файл: Формирующее оценивание Что такое формирующее оценивание1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирующее оценивание
Что такое формирующее оценивание?1
Процесс обучения состоит из двух неразрывно взаимосвязанных составляющих – преподавания, осуществляемого учителем, и учения, субъектом которого являются сами учащиеся. Современная педагогика исходит из приоритетности роли ученика как субъекта собственного обучения. На этой идее построены, в частности, новые образовательные стандарты, основой которых выступает системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы в полной мере реализовать этот принцип, учащиеся должны быть вовлечены в процесс оценивания своей деятельности. Учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания и критерии, по которым производится оценивание, дать возможность пользоваться результатами оценивания для совершенствования деятельности учения.
Средством решения этих задач выступает формирующее оценивание. Практика и инструментарий формирующего оценивания получили широкое развитие в западном образовании и доказали свою эффективность. Внутриклассное оценивание в системах школьного образования многих странах сегодня строится именно на основе формирующего подхода. Внедрение в школьную практику формирующего оценивания рассматривается как существенный элемент успешных образовательных реформ, направленных на повышение качества учебных достижений учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, основной целью которого выступает формирование «умения учиться» (learning to learn).
В соответствии с определением Организации экономического сотрудничества и развития, формирующее оценивание представляет собой «интерактивное оценивание состояния и прогресса обучения учащихся, нацеленное на выявление учебных потребностей и формирование отвечающего им преподавания». Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. В этом отношении оно принципиально отличается от «суммирующего оценивания», цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников.
Данное отличие особенно важно зафиксировать для себя и руководствоваться им в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Нельзя на этапе обучения использовать инструменты и результаты оценивания так, как они должны применяться в рамках итогового контроля.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. Если данные оказываются неудовлетворительными, они используются не для применения карающих санкций в виде низких отметок, а для внесения необходимых изменений в процесс преподавания. Главная их цель состоит в том, чтобы усовершенствовать качество учебной деятельности (учения) самих обучающихся. Поэтому формирующее оценивание характеризуют также как оценивание для обучения. Формируется в данном случае учебная деятельность, способы ее осуществления учащимися. Наблюдение и анализ учебного процесса с использованием формирующего оценивания позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться (а учителя, соответственно, более эффективно преподавать).
Благодаря инструментам формирующего оценивания учитель получает возможность более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. На основе полученной обратной связи педагоги могут переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и эффективно.
На практике учителям нередко приходится испытывать разочарование, когда результаты контрольной работы или теста показывают, что ученик не усвоил основной части того, что хотел дать учитель в процессе преподавания. Когда педагоги это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Формирующее оценивание необходимо как раз для того, чтобы диагностировать,как идётпроцессобученияна том этапе, когда его еще можно скорректировать.
Формирующее оценивание характеризуется рядом базовых принципов, которые реализуется независимо от выбора конкретных инструментов и процедур оценивания. Оно:
-
Интегрировано в образовательный процесс
Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в процессы преподавания и учения, происходящие в классе.
-
Центрировано на ученике
Формирующее оценивание фокусируетвнимание вбольшейстепенина отслеживаниии улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
-
Направляется учителем
Это оценивание предполагает академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом,какреагироватьнаинформацию,полученнуюв результатеоценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
-
Ориентировано на достижение разносторонних результатов
Формирующее оценивание требует активного участия учащихся, включения их в оценочную деятельность. Благодаря соучастиювоценивании ученики глубжепогружаютсяв материали развиваютнавыкисамооценивания. Растётих учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
Учителя также работают более концентрированно, поскольку постоянно спрашивают себя:
«Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения.
-
Формирует учебный процесс
Формирующее оценивание предназначено не для получения оснований выставления отметок. Оно дает в руки учителя некий алгоритм, или «дорожную карту», обеспечивающую детальное планирование шагов, ведущих к учебной цели. Логика этих шагов может быть представлена следующим образом:
Рис. 1. Алгоритм построения обучения по учебному курсу
(разработка Ассоциации преподавателей естественныхнаук при Национальным институте естественнонаучного образования Университета Висконсин-Медисон (NationalInstitutefor ScienceEducation's,Universityof Wisconsin-Madison), США.
В соответствии с предлагаемой схемой, выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:
− Перевести цели в измеряемые учебные результаты.
− Определить необходимый для них уровень достижений.
− Отобрать содержание и техники оценивания.
− Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.
− Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
-
Определено контекстом
Оценивание, его инструментарий и формы должны соответствовать определённы
м характеристикам и нуждам учителя, учениковиизучаемых дисциплин.
-
Непрерывно
Формирующееся оценивание – это продолжающийсяпроцесс. Используя широкий ассортимент соответствующих техник оценивания, учитель постоянно получает от учеников обратнуюсвязьотносительнотого,какониучатся. В свою очередь, на основе данных оценивания учитель регулярно предоставляет ученикам информацию о том, как улучшитьпроцесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя проводят новое оценивание. В результате коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками, становится более действенным и эффективным.
-
Опирается на качественное преподавание
Формирующее оценивание выстраивается на основе достаточно успешной и высоко профессиональной практики преподавания и направлено на придание ей еще большей эффективности.
Формирующий подход к оцениванию помогает преодолеть многие недостатки традиционной системы оценивания. В привычном режиме работы процессы сбора, переработки, анализа информации об успешности/неуспешности самого процесса учения детей в значительной мере не осознаются педагогом. В принятии решений учитель в основном ориентируется на свои субъективные впечатления, о том,какучатсяегоученики. Педагог несравнивает свои впечатления стем, как воспринимаютпроцесссобственной учёбысами ученики, какие затруднения и достижения в нем они ощущают, и не ставит перед собой такой задачи. В итоге многие решения принимаются на основе непроверенных суждений.
Даже