Файл: Урока русского языка в 9 классе организационная структура (сценарий) урока пп Этап урока.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Организационная структура (сценарий) урока
№ п/п | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Слайд 2 | – К.Паустовский в повести “Золотая роза” вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем... И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не вписав ни одного слова…“На следующее утро, – вспоминает К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. – Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали? – Да просто расставил правильно знаки препинания...” Сегодня на уроке мы продолжим разговор о знаках препинания, а эпиграфом послужат слова К. Паустовского: «Знаки препинания -это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». | Слушают учителя, анализируют информацию, делают вывод. | Регулятивные: - уметь работать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
3 | Актуализация знаний, выявление затруднений в индивидуальном учебном действии | Слайды 3-4 | Урок начинаем с пунктуационного анализа художественного текста. Перед нами поэтический отрывок А.С. Пушкина: НахолмахГрузиилежитночнаямгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. - Удобно ли вам было читать текст? Почему? Отсутствие знаков препинания делает текст невыразительным, однообразным, непонятным -Расставьте знаки препинания и объясните их употребление. | Читают стихотворный текст и расставляют пропущенные знаки препинания, выполняют пунктуационный анализ предложений. | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 | Подготовка к восприятию нового материала | Слайды 5-9 | Вместо запятых в сложных предложениях автор предпочел поставить точку с запятой. Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им свое, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препина-ния. Искусно поставленные А.С. Пушкиным знаки препинания в этом стихотворении несут своеобразный смысл, передают настроение автора, выполняют особенные функции. Точки с запятой подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений автора. Строки произносятся на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора. Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе, что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, создающее многозначительную паузу. Оно показывает, что на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина. | Воспринимают информацию со слов учителя, анализируют материал, делают вывод. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. |
5 | Постановка учебной задачи | Слайды 10-11 | Запись темы урока в тетрадь. Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской пунктуацией и на примере текстов мастеров художественного слова определим роль авторских знаков препинания. Постановка цели урока. 1. Познакомиться с понятием «авторская пунктуация». 2. Определить роль авторских знаков препи-нания (на примере поэтических и проза-ических текстов). 3. Учиться отличать авторские знаки препи-нания от регулируемых пунктуационными правилами. 4. Совершенствовать навыки пунктуационного анализа предложений. | Записывают тему урока в тетрадь, определяют (совместно с учителем) цели урока. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной целью. |
6 | Восприятие новой информации | Слайды 12-13 Слайды 14-17 |
Знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими. 2. Случаи авторского употребления знаков препинания:
3. Ненормативная пунктуация в творчестве писателей 19-21 веков.
| Слушают объяснение учителя, воспринимают информацию, анализируют, синтезируют, обобщают и делают вывод. | Коммуникативные: уметь воспринимать словесную информацию. Регулятивные: анализировать новый материал, синтезировать, выделять главное, обобщать, делать выводы. |
7 | Первичная проверка понимания | Слайд 18 | Работа в мини-группах (по 2 человека). Учащимся раздаются художественные тексты, где им нужно найти примеры авторского употребления знаков препинания и объяснить их роль (приложение). | Работают в группах по 2 человека, анализируют отрывок из художественного произведения, находят примеры авторских знаков препинания, объясняют их роль. | Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. Личностные: - формировать доброжелательное, уважительное отношение к другому человеку в процессе исследовательской, творческой деятельности. |
8 | Вывод, обобщение изученного материала | Слайд 19 | Авторская пунктуация, несущая в себе заряд экспрессии, становится помощником поэта и писателя в создании художественной выразительности произведения. Истинное мастерство заключается не в нарушении функциональной значимости знаков, а в расширении границ их использования. Авторские знаки помогают постичь глубину мыслей и чувств пишущего. Вывод Авторский знак привлекает внимание читате-лей: - используется для выражения жестких пауз; - используется для чеканности слога; - используется для выражения экспрессии; - тире ставится между словами для обозначения внутренней связи между ними; - может быть ритмомелодическим; - для усиления противопоставления. | Совместно с учителем анализируют материал, делают вывод. | Познавательные: - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
9 | Контроль результатов учебной деятельности | Слайды 20-26 | Тестирование по теме: «Авторская пунктуа-ция» (приложение). | Выполняют тестовые задания с выбором ответа, затем осуществляют самопроверку. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: - уметь - осуществлять самоконтроль. |
Приложение к уроку
Тексты для исследования
Все притаилось... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — все прямо, прямо... и потонул за лесом.
И.С. Тургенев
Карусель! - Волшебница! Карусель! – Блаженство! – Первое небо из тех семи! Перегруженное звездами, заряженное звонами, первое бедное простонародное детское небо земли!
Семь вершков от земли только – но уже нога не стоит! Уж возврата нет! Вот это чувство безвозвратности, обреченности на полет, вступление в круг.
Планетарность Карусели! Сферическая музыка её гудящего столба! Не земля вокруг своей оси, а небо – вокруг своей! Источник звука скрыт! Сев – ничего не видишь. В Карусель попадать как в смерч.
Хлыстовское радение 1– круговая порука планет – на беззакатном восходе…Карусель!
Марина Цветаева
Князю П.А. Вяземскому2
Теперь не то, что за полгода,
Теперь не тесный круг друзей -
Сама великая природа
Ваш торжествует юбилей...
Смотрите, на каком просторе
Она устроила свой пир -
Весь этот берег, это море,
Весь этот чудный летний мир...
Смотрите, как, облитый светом,
Ступив на крайнюю ступень -
С своим прощается поэтом
Великолепный этот день...
Фонтаны плещут тиховейно,
Прохладой сонной дышит сад -
И так над вами юбилейно
Петровы липы здесь шумят...
Ф.И. Тютчев
Тестовая работа
1.Авторские знаки препинания характерны для:
а) публицистического стиля; б) официально-делового стиля в) художественного стиля; г) научного стиля.
2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых употреблен(ы) авторский(е) знак(и) препинания:
Я люблю далекий след (1)– от весла,(2)
Мне отрадно подойти вплоть до зла
,(3)
И его не совершив (4)– посмотреть,(5)
Как костер, (6) вдали за мной (7)– будет тлеть. (К.Д. Бальмо´нт)
а) 2, 3, 5; б) 1, 5, 6, 7; в) 4, 6, 7; г) 1, 4, 7.
3.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых употреблен(ы) авторский(е) знак(и) препинания:
Во дни сомнений, (1) во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, (2)— ты один мне поддержка и опора, (3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (4) Не будь тебя (5) — как не впасть в отчаяние при виде всего, (6) что совершается дома? (7) Но нельзя верить, (8) чтобы такой язык не был дан великому народу!(9) (И.С. Тургенев)
а) 1, 3, 8; б) 2, 4, 5, 9; в) 2, 5; г) 4, 7, 9.
4. Этот авторский знак препинания используется чаще всего для сжатого, резкого, контрастного выражения мыслей:
а) точка с запятой; б) тире; в) многоточие; г) запятая.
5. Какие знаки препинания не являются нормативными и играют смысловую роль?
а) разделяющие; б) выделяющие; в) авторские.
6. Замените авторский знак препинания на соответствующий современным нормам:
Другими словами: (?) поэт должен выражать не частное и случайное, но общее и необходимое, которое дает колорит и смысл всей его эпохе. (В.Г. Белинский)
а) тире; б) запятая; в) точка с запятой.
7.Что должно стоять на месте авторского знака?
В разговоре мать спросила:
– Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.
а)точка б)точка с запятой в) запятая. г)ничего
Тестовая работа
1.Авторские знаки препинания характерны для:
а) публицистического стиля; б) официально-делового стиля в) художественного стиля; г) научного стиля.
2.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых употреблен(ы) авторский(е) знак(и) препинания:
Я люблю далекий след (1)– от весла,(2)
Мне отрадно подойти вплоть до зла,(3)
И его не совершив (4)– посмотреть,(5)
Как костер, (6) вдали за мной (7)– будет тлеть. (К.Д. Бальмо´нт)
а) 2, 3, 5; б) 1, 5, 6, 7; в) 4, 6, 7; г) 1, 4, 7.
3.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых употреблен(ы) авторский(е) знак(и) препинания:
Во дни сомнений, (1) во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, (2)— ты один мне поддержка и опора, (3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (4) Не будь тебя (5) — как не впасть в отчаяние при виде всего, (6) что совершается дома? (7) Но нельзя верить, (8) чтобы такой язык не был дан великому народу!(9) (И.С. Тургенев)
а) 1, 3, 8; б) 2, 4, 5, 9; в) 2, 5; г) 4, 7, 9.
4. Этот авторский знак препинания используется чаще всего для сжатого, резкого, контрастного выражения мыслей:
а) точка с запятой; б) тире; в) многоточие; г) запятая.
5. Какие знаки препинания не являются нормативными и играют смысловую роль?
а) разделяющие; б) выделяющие; в) авторские.
6. Замените авторский знак препинания на соответствующий современным нормам:
Другими словами: (?) поэт должен выражать не частное и случайное, но общее и необходимое, которое дает колорит и смысл всей его эпохе. (В.Г. Белинский)
а) тире; б) запятая; в) точка с запятой.
7.Что должно стоять на месте авторского знака?
В разговоре мать спросила:
– Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.
а)точка б)точка с запятой в) запятая. г)ничего
Ответы к тесту:
-
а, в; -
г; -
в; -
б; -
в; -
б. -
а
1 Хлыстовское радение – это христианская секта, возникшая в 17 в., хлысты – «люди Божьи».
2 Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) – русский поэт, прозаик, литературный критик.