Файл: Поведение организмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Поведение организмов

Цель: сформировать у учащихся первоначальные представления о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов.

Задачи:

Предметные: создать условия для изучения различных форм поведения организмов, расширить представления обучающихся о значении поведения в жизни организмов.

Метапредметные: осваивать основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения использовать приёмы ИКТ.

Личностные: способствовать развитию познавательных потребностей на основе интереса к изучению жизнедея­тельности животных и растений.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока
1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Слайд №1
2. Актуализация опорных знаний. «Минута мысли»


3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Работа в группах. Слайд 3

- Определить тему урока нам помогут заметки из журнала «Свирель» (обучающиеся зачитывают заметки).

http://www.lazur.ru/ ; архив журнала http://www.lazur.ru/2018/ARHEV2018/cvirel_2018.html
Группа 1. Заяц не просто убегает от хищников - он еще и хитрит при этом: пробежит какое-то расстояние вперед и вернется по своим следам, "сдвоит", а то и "строит" их.
Во время гона или в состоянии возбуждения лисица издает довольно громкий отрывистый лай, вроде тявканья. Дерущиеся или обозленные звери пронзительно визжат.
Группа 2. Львы охотятся стаями на крупных животных: зебр, газелей, антилоп-гну и не гнушаются кражей, забирая добычу у других хищников.
Живут слоны семейными группами, постоянно контактируя с другими семьями, а в период кочевок могут объединиться в большие стада.
Группа 3. Кошка-мама узнает котят по их запаху и по своему запаху на них.
В течение нескольких десятков дней дельфинёнок постоянно находится рядом с матерью. У дельфина присутствует врождённый инстинкт защиты.
Что объединяет все эти заметки? О чём они рассказывают? Как можно сформулировать тему урока?


- Тема урока « Поведение». Слайд 4
-Поставьте перед собой цели на урок. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Поможет в этом стр. 137. (ответы обучающихся: «Думаю, на уроке я узнаю... научусь…») Слайд 5
4. Актуализация знаний.
- Зачем нам нужно знать о поведении животных? (ответы обучающихся).

К вопросу можно вернуться к концу урока.
Слайд 6

-На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов.
5. Первичное усвоение знаний.
-Что же такое поведение? (ответы обучающихся)

-Составим определение из слов. Слайд7

- Как проявляется поведение у животных?

Работа с учебником.

- Составим схему «Виды поведения» (работа с учебником: стр.149,1 абзац)

Проверка -Слайд 8-9
6. Первичная проверка понимания.

1. Вернёмся к заметкам и определим виды поведения.

Слайд 10

Группа 1 – конкурентное.

Группа 2 – общественное.

Группа 3 – репродуктивное.

- Работа с учебником (с. 148-149).

- Изучите типы поведения кошки рис. 96 на стр. 148 и текст на стр. 149.
2. Работа в группах.

I группа

- Расскажите, как кошка проявляет заботу о потомстве.
II группа

- Расскажите, как у кошки проявляется территориальное поведение.
III группа

- Расскажите, как у кошки проявляется пищевое поведение.
Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Учебник, информационный текст, карточки «Типы поведения животных»
7. Самостоятельное применение знаний.

Виртуальная лабораторная работа «Изучение поведения животных»



Электронное приложение 5-6 класс. Задание «Изучение поведения кошки»

Группа 1.

  1. Изменяет положение тела

  2. Реакция агрессивная, нападает

  3. Шипит


Группа 2.

  1. Крадётся, высматривая добычу

  2. Высматривает добычу

  3. Ловит и пытается удержать добычу


Группа 3.

В первом случае кошка демонстрирует агрессивное конкурентное поведение, принимая угрожающие позы, запугивая противника, в конце уступая более сильному.

Во втором случае кошка демонстрирует пищевое поведение, охотясь за добычей.
Вопросы 1-3 стр. 149.
Работа с фотографиями животных в группах
8. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Оценки за урок.

9. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое из следующих предложений:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было нелегко…

  4. Я понял, что…

  5. Мне понравились задания…

  6. Я научился…

  7. Меня удивило…


10. Домашнее задание: 

1. § 39 читать и ответить на вопросы стр. 149

2. Приведите примеры разных видов поведения у домашних животных.

Оформите в виде сообщения или презентации.