ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Поведение организмов
Цель: сформировать у учащихся первоначальные представления о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов.
Задачи:
Предметные: создать условия для изучения различных форм поведения организмов, расширить представления обучающихся о значении поведения в жизни организмов.
Метапредметные: осваивать основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью организмов. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения использовать приёмы ИКТ.
Личностные: способствовать развитию познавательных потребностей на основе интереса к изучению жизнедеятельности животных и растений.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка посещаемости.
Слайд №1
2. Актуализация опорных знаний. «Минута мысли»
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Работа в группах. Слайд 3
- Определить тему урока нам помогут заметки из журнала «Свирель» (обучающиеся зачитывают заметки).
http://www.lazur.ru/ ; архив журнала http://www.lazur.ru/2018/ARHEV2018/cvirel_2018.html
Группа 1. Заяц не просто убегает от хищников - он еще и хитрит при этом: пробежит какое-то расстояние вперед и вернется по своим следам, "сдвоит", а то и "строит" их.
Во время гона или в состоянии возбуждения лисица издает довольно громкий отрывистый лай, вроде тявканья. Дерущиеся или обозленные звери пронзительно визжат.
Группа 2. Львы охотятся стаями на крупных животных: зебр, газелей, антилоп-гну и не гнушаются кражей, забирая добычу у других хищников.
Живут слоны семейными группами, постоянно контактируя с другими семьями, а в период кочевок могут объединиться в большие стада.
Группа 3. Кошка-мама узнает котят по их запаху и по своему запаху на них.
В течение нескольких десятков дней дельфинёнок постоянно находится рядом с матерью. У дельфина присутствует врождённый инстинкт защиты.
Что объединяет все эти заметки? О чём они рассказывают? Как можно сформулировать тему урока?
- Тема урока « Поведение». Слайд 4
-Поставьте перед собой цели на урок. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Поможет в этом стр. 137. (ответы обучающихся: «Думаю, на уроке я узнаю... научусь…») Слайд 5
4. Актуализация знаний.
- Зачем нам нужно знать о поведении животных? (ответы обучающихся).
К вопросу можно вернуться к концу урока.
Слайд 6
-На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов.
5. Первичное усвоение знаний.
-Что же такое поведение? (ответы обучающихся)
-Составим определение из слов. Слайд7
- Как проявляется поведение у животных?
Работа с учебником.
- Составим схему «Виды поведения» (работа с учебником: стр.149,1 абзац)
Проверка -Слайд 8-9
6. Первичная проверка понимания.
1. Вернёмся к заметкам и определим виды поведения.
Слайд 10
Группа 1 – конкурентное.
Группа 2 – общественное.
Группа 3 – репродуктивное.
- Работа с учебником (с. 148-149).
- Изучите типы поведения кошки рис. 96 на стр. 148 и текст на стр. 149.
2. Работа в группах.
I группа
- Расскажите, как кошка проявляет заботу о потомстве.
II группа
- Расскажите, как у кошки проявляется территориальное поведение.
III группа
- Расскажите, как у кошки проявляется пищевое поведение.
Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.
Учебник, информационный текст, карточки «Типы поведения животных»
7. Самостоятельное применение знаний.
Виртуальная лабораторная работа «Изучение поведения животных»
Электронное приложение 5-6 класс. Задание «Изучение поведения кошки»
Группа 1.
-
Изменяет положение тела -
Реакция агрессивная, нападает -
Шипит
Группа 2.
-
Крадётся, высматривая добычу -
Высматривает добычу -
Ловит и пытается удержать добычу
Группа 3.
В первом случае кошка демонстрирует агрессивное конкурентное поведение, принимая угрожающие позы, запугивая противника, в конце уступая более сильному.
Во втором случае кошка демонстрирует пищевое поведение, охотясь за добычей.
Вопросы 1-3 стр. 149.
Работа с фотографиями животных в группах
8. Итог урока.
Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
Оценки за урок.
9. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое из следующих предложений:
-
Сегодня я узнал… -
Было интересно… -
Было нелегко… -
Я понял, что… -
Мне понравились задания… -
Я научился… -
Меня удивило…
10. Домашнее задание:
1. § 39 читать и ответить на вопросы стр. 149
2. Приведите примеры разных видов поведения у домашних животных.
Оформите в виде сообщения или презентации.