Файл: Доклад Культура Нового времени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Гжельский государственный университет»

(ГГУ)
Направление подготовки: 43.03.02 Туризм

Дисциплина: Культурология
Доклад: «Культура Нового времени»



Выполнил: Студент группы Т-БОЗ-22. Копченов С.В.


Проверил:

Преподаватель

доцент кафедры

СКД иТ, кандидат культурологии

Коржанова А.А.



пос. Электроизолятор

2023
Культура нового времени, кратко говоря, характеризуется богатством форм и видов. Особенно большое развитие она получила в Европе, где была подготовлена эпохой Ренессанса. Она, как и при Возрождении, была ориентирована прежде всего на человека.

Общими чертами культуры нового времени, говоря кратко, были гуманизм и рационализм.

Период развития охватывает три столетия:

1. XVII век – его можно назвать революционным. К его середине закончились религиозные войны, вызванные Реформацией, и возникла новая, сильная Европа. Огромный рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается разум.

В XVII веке в искусстве появляются два новых направления - классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. Этот стиль легко можно отличить по пышности во всем. На картинах это роскошные столы с прекрасными яствами и великолепная одежда знати. В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий.

2. XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Судьба века Просвещения была трагичной – он закончился Французской революцией.

3. XIX век – время технического прогресса, мощного развития производственных сил
, объединения науки и техники. Создается единая система наук и появляются первые лаборатории, которые работают на промышленность. Происходит огромное количество научных открытий, коренным образом меняющих жизнь. Начинает складываться капиталистическая система хозяйства.

Культура постепенно становится массовой. Появляется новое требование – быть, как все. Возникают новые направления в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание совершенства. Реализм интересует в человеке его обычная жизнь, типичные характеры. Если романтизм бежит от реальности, реализм ее исследует.

В середине XIX века появляются новые направления в искусстве – декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.

39. Культура 19-20 веков

Конец 19 и начало 20 века ознаменованы в большинстве буржуазных стран переходом капитализма в высшую и последнюю стадию его развития – империализм. Могущественные капиталистические монополии завоевывали господство. Все противоречия, прежде всего противоречия между трудом и капиталом, обострились до предела. Однако 20 век – это вместе с тем и век пролетарских революций, распада колониальной системы, образования первого социалистического государства, а затем и системы социалистических стран. В поисках выхода господствующие классы буржуазных стран идут на бесконечные военные авантюры, подавляют демократические свободы, прибегают к фашистским методам правления, культивируют расизм, крайний индивидуализм. Они используют все средства идеологического воздействия, для того чтобы обмануть, дезинформировать трудящихся, лицемерно представить капиталистический мир эксплуатации и угнетения как мир свободы и процветания.

В эпоху империализма буржуазное искусство, как и другие формы общественного сознания, переживает глубокий упадок. Буржуазные художники постепенно отходят от реализма, от правдивого показа действительности, от глубокого раскрытия и оценки явлений и противоречий жизни, от принципов гуманизма и передовых, освободительных идей, выражающих интересы народов. В искусстве все больше проявляются субъективистская деформация мира, формализм, безыдейность. Часто искусство развивается по пути пустой развлекательности, натуралистической зрелищности и внешнего, бездушного декоративизма или сусальной пропаганды капиталистического образа жизни.



Нередко буржуазное искусство доходит и до прямого выражения диких, реакционных, человеконенавистнических идей. Познавательное значение такого искусства утрачивается. Так как постижение в образах искусства законов общественного развития может привести народы к выводу о неизбежности краха капитализма, раскрыть глаза на истинные пути общественного прогресса, постольку распространение подобных знаний, естественно, угрожает интересам господствующего класса капиталистических стран. Вот почему реализм и жизненная правда ненавистны монополистам. И не случайно господствующее положение в буржуазных странах постепенно, начиная с 1910-х – 1920-х годов, занимает антиреалистическое и антидемократическое искусство (экспрессионизм, Мунк, Пикассо; абстракционизм, Шагал, Кандинский; примитивизм, Клее, Малевич; сюрреализм Эрнст, Дали).

Правда, многие честные художники капиталистических стран воодушевлены искренними и страстными поисками нового искусства, которое вывело бы их творчество на широкие пути развития. Однако часто эти поиски проходят в лабиринте псевдоноваторского формотворчества и не ведут к дороге подлинно передового реалистического искусства современности.

Художники многочисленных модернистических течений осознанно, а чаще всего неосознанно отвлекают зрителей от жгучих общественных проблем современности. Их искусство уводит от жизни, ее противоречий и не только не является выражением свободы творчества, но в конечном счете служит корыстным интересам господствующего класса.

Поскольку в буржуазном обществе живут и борются за свои права трудящиеся и эксплуатируемые, постольку там существует и развивается демократическая культура, возникают ростки социалистического искусства. Это искусство формируется в сложных условиях, преследуется и подавляется господствующим классом. Прогрессивное значение имеет и демократическое искусство критического реализма, которое продолжает существовать, испытывая периоды подъемов и спадов. Однако в эпоху подготовки и свершения пролетарских революций искусство критического реализма уже не отвечает полностью новым требованиям борьбы масс, новым задачам революции и идейно-политическому уровню передовых кругов революционного класса. В недрах искусства критического реализма появляются тенденции к реалистическому искусству нового типа – социалистическому реализму.


Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на пред­принимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого пе­риода произошли серьезные изменения:

• происходят решающие исторические события (буржу­азная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);

• совершаются невероятные научные открытия (ген ста­новится главным понятием современной биологии, квант ста­новится ключевой категорией физики);

• создаются бессмертные произведения искусства («Ти­хий Дон» М.Шолохова и др.);

• осуществляются на практике смелые технические за­мыслы (полет человека в космос и др.);

• европейский тип культуры охватывает Америку, Авст­ралию, другие страны и континенты.

Вот наиболее значимые достижения культуры этого пе­риода:

1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;

1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;

1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);

1896 г. — открытие естественной радиоактивности.

Все это говорит о том, что XX век в Европе в основных сферах культуры: науке, технике, искусстве начинался с осоз­нания людьми того, что они увидели время и мир в движении. В искусстве на «стыке веков» тоже произошел своеобраз­ный «взрыв». Новое поколение художников увидело мир иным (импрессионизм, модернизм), осознало цену мгновения как единицы времени. Динамика развития научных и худо­жественных открытий привела ученых и художников к отка­зу от привычного представления о мире. Воображение, полет фантазии, по словам Эйнштейна, стало естественным путем к научным и художественным открытиям. Не случайно на рубеже ХІХ ХХ веков с целью поощрения самого ценного, оригинального, выдающегося в различных областях культу­ры была учреждена Нобелевская премия. Ее можно считать общечеловеческой культурологической традицией.

Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации по­родили в культуре XX века не только оптимизм. На протяже­нии всего XX века писатели, художники, философы, публи­цисты говорили о загнивании западной культуры, о прибли­жении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были выз­наны такие пророчества?

Глобальные кризисы XX века: две мировые войны, экономические катаклизмы, экологические катастрофы стали яв­лением, затронувшим все страны и народы. Это
породило пессимистические настроения, ощущение кризиса. А.Вебер счи­тает, что технический прогресс, материальные условия не должны диктовать свою волю человечеству, иначе произой­дет утрата «духовного начала». Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини утверждает, что кризис современ­ной цивилизации заключается «в утрате гуманного».

В этом же русле высказываются Н.Бердяев, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гасесет, которые считают, что кризис культуры связан либо с утратой связи человека с Богом (Н.Бердяев), либо с крахом рационалистических и гуманистических установок. Речь идет о том, что современная западная культура разрушает привычную форму жизни, создает почву для возникновения новой болезни XX века: дефицита переживания живого человечес­кого чувства. «Забвение бытия», «конец человека», «порож­дение западной культуры», — такими броскими фразами говорят о «глобальном кризисе» культуры и человечества такие известные западные философы как М.Хайдеггер, Г.Марсель, Т.Адорно.

Тревога не напрасна. Технический прогресс разрушает Природную среду, превращает общество в «мегамашину», подавляет личность. Это приводит к «дегуманизации» искусст­ва, к тому, что примитивное и стандартизированное массо­вое искусство захлестывает общество и культуру.

Технический прогресс, «быстрые технологии» одно вре­мя вызвали веру в прогресс общественных отношений и рас­цвет культуры. Однако очень скоро «ускорение научно-тех­нического прогресса» привело громадные массы людей к ощущению чуждости и абсурдности происходящих событий.

В искусстве конца XIX века формируется постимпрес­сионизм, такое художественно-образное видение мира (жи­вопись), которое отличается интересом и философским, сим­волическим началом бытия, стремлением «вжиться» в приро­ду, овладеть глубочайшей правдой жизни, создать монумен­тальные образы природы и человека (творчество П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека).
Список литературы:

  1. МХК. История культуры. Экзаменационные ответы. – М.: Буклайн, 2019. – 48 с.

  2. Л.Н. Дорогова. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI-XIX вв.). – М.: КноРус, 2013. – 216 с.

  1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 2020.

  2. Ивлев С.А. Художественная культура Нового времени /С. А. Ивлев.- М.,2018