ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Гжельский государственный университет»
(ГГУ)
Направление подготовки: 43.03.02 Туризм
Дисциплина: Культурология
Доклад: «Культура Нового времени»
Выполнил: Студент группы Т-БОЗ-22. Копченов С.В. | Проверил: Преподаватель доцент кафедры СКД иТ, кандидат культурологии Коржанова А.А. |
пос. Электроизолятор
2023
Культура нового времени, кратко говоря, характеризуется богатством форм и видов. Особенно большое развитие она получила в Европе, где была подготовлена эпохой Ренессанса. Она, как и при Возрождении, была ориентирована прежде всего на человека.
Общими чертами культуры нового времени, говоря кратко, были гуманизм и рационализм.
Период развития охватывает три столетия:
1. XVII век – его можно назвать революционным. К его середине закончились религиозные войны, вызванные Реформацией, и возникла новая, сильная Европа. Огромный рывок вперед сделала наука, уже не так стесненная надзором церкви, как раньше. Зарождается экспериментальная наука, главным критерием истины теперь считается разум.
В XVII веке в искусстве появляются два новых направления - классицизм и барокко. Основными принципами классицизма были подражание античным идеалам и монументальность. В барокко на первом месте были чувственность и динамичность. Этот стиль легко можно отличить по пышности во всем. На картинах это роскошные столы с прекрасными яствами и великолепная одежда знати. В литературе – вычурные слова, витиеватые фразы. В архитектуре – помпезная и роскошная отделка фасадов зданий.
2. XVIII век – одна из самых ярких эпох нового времени – век Просвещения. Великие мыслители и просветители этого периода – Дидро, Вольтер, Руссо. Особенность культуры XVIII века – появление салонов, где часто проводились дискуссии между великими мыслителями. Судьба века Просвещения была трагичной – он закончился Французской революцией.
3. XIX век – время технического прогресса, мощного развития производственных сил
, объединения науки и техники. Создается единая система наук и появляются первые лаборатории, которые работают на промышленность. Происходит огромное количество научных открытий, коренным образом меняющих жизнь. Начинает складываться капиталистическая система хозяйства.
Культура постепенно становится массовой. Появляется новое требование – быть, как все. Возникают новые направления в искусстве – романтизм и реализм. Основные черты романтизма – стремление к свободе, желание совершенства. Реализм интересует в человеке его обычная жизнь, типичные характеры. Если романтизм бежит от реальности, реализм ее исследует.
В середине XIX века появляются новые направления в искусстве – декаданс, импрессионизм и постимпрессионизм.
39. Культура 19-20 веков
Конец 19 и начало 20 века ознаменованы в большинстве буржуазных стран переходом капитализма в высшую и последнюю стадию его развития – империализм. Могущественные капиталистические монополии завоевывали господство. Все противоречия, прежде всего противоречия между трудом и капиталом, обострились до предела. Однако 20 век – это вместе с тем и век пролетарских революций, распада колониальной системы, образования первого социалистического государства, а затем и системы социалистических стран. В поисках выхода господствующие классы буржуазных стран идут на бесконечные военные авантюры, подавляют демократические свободы, прибегают к фашистским методам правления, культивируют расизм, крайний индивидуализм. Они используют все средства идеологического воздействия, для того чтобы обмануть, дезинформировать трудящихся, лицемерно представить капиталистический мир эксплуатации и угнетения как мир свободы и процветания.
В эпоху империализма буржуазное искусство, как и другие формы общественного сознания, переживает глубокий упадок. Буржуазные художники постепенно отходят от реализма, от правдивого показа действительности, от глубокого раскрытия и оценки явлений и противоречий жизни, от принципов гуманизма и передовых, освободительных идей, выражающих интересы народов. В искусстве все больше проявляются субъективистская деформация мира, формализм, безыдейность. Часто искусство развивается по пути пустой развлекательности, натуралистической зрелищности и внешнего, бездушного декоративизма или сусальной пропаганды капиталистического образа жизни.
Нередко буржуазное искусство доходит и до прямого выражения диких, реакционных, человеконенавистнических идей. Познавательное значение такого искусства утрачивается. Так как постижение в образах искусства законов общественного развития может привести народы к выводу о неизбежности краха капитализма, раскрыть глаза на истинные пути общественного прогресса, постольку распространение подобных знаний, естественно, угрожает интересам господствующего класса капиталистических стран. Вот почему реализм и жизненная правда ненавистны монополистам. И не случайно господствующее положение в буржуазных странах постепенно, начиная с 1910-х – 1920-х годов, занимает антиреалистическое и антидемократическое искусство (экспрессионизм, Мунк, Пикассо; абстракционизм, Шагал, Кандинский; примитивизм, Клее, Малевич; сюрреализм Эрнст, Дали).
Правда, многие честные художники капиталистических стран воодушевлены искренними и страстными поисками нового искусства, которое вывело бы их творчество на широкие пути развития. Однако часто эти поиски проходят в лабиринте псевдоноваторского формотворчества и не ведут к дороге подлинно передового реалистического искусства современности.
Художники многочисленных модернистических течений осознанно, а чаще всего неосознанно отвлекают зрителей от жгучих общественных проблем современности. Их искусство уводит от жизни, ее противоречий и не только не является выражением свободы творчества, но в конечном счете служит корыстным интересам господствующего класса.
Поскольку в буржуазном обществе живут и борются за свои права трудящиеся и эксплуатируемые, постольку там существует и развивается демократическая культура, возникают ростки социалистического искусства. Это искусство формируется в сложных условиях, преследуется и подавляется господствующим классом. Прогрессивное значение имеет и демократическое искусство критического реализма, которое продолжает существовать, испытывая периоды подъемов и спадов. Однако в эпоху подготовки и свершения пролетарских революций искусство критического реализма уже не отвечает полностью новым требованиям борьбы масс, новым задачам революции и идейно-политическому уровню передовых кругов революционного класса. В недрах искусства критического реализма появляются тенденции к реалистическому искусству нового типа – социалистическому реализму.
Культура Европы рубежа ХІХ-ХХ веков основана на предпринимательстве, бизнесе деловитости. В культуре этого периода произошли серьезные изменения:
• происходят решающие исторические события (буржуазная революция 1905 г. в России, Первая мировая война и др.);
• совершаются невероятные научные открытия (ген становится главным понятием современной биологии, квант становится ключевой категорией физики);
• создаются бессмертные произведения искусства («Тихий Дон» М.Шолохова и др.);
• осуществляются на практике смелые технические замыслы (полет человека в космос и др.);
• европейский тип культуры охватывает Америку, Австралию, другие страны и континенты.
Вот наиболее значимые достижения культуры этого периода:
1880 г. — начало применения железобетона в качестве строительного материала;
1885 г. — Даймлер и Бенц построили и запустили первый автомобиль;
1890 г. — К.Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
1895 г. — изобретение кинематографа (братья Люмьер);
1896 г. — открытие естественной радиоактивности.
Все это говорит о том, что XX век в Европе в основных сферах культуры: науке, технике, искусстве начинался с осознания людьми того, что они увидели время и мир в движении. В искусстве на «стыке веков» тоже произошел своеобразный «взрыв». Новое поколение художников увидело мир иным (импрессионизм, модернизм), осознало цену мгновения как единицы времени. Динамика развития научных и художественных открытий привела ученых и художников к отказу от привычного представления о мире. Воображение, полет фантазии, по словам Эйнштейна, стало естественным путем к научным и художественным открытиям. Не случайно на рубеже ХІХ ХХ веков с целью поощрения самого ценного, оригинального, выдающегося в различных областях культуры была учреждена Нобелевская премия. Ее можно считать общечеловеческой культурологической традицией.
Отказ от классического мышления в науке и искусстве, поиски нового современного пути развития цивилизации породили в культуре XX века не только оптимизм. На протяжении всего XX века писатели, художники, философы, публицисты говорили о загнивании западной культуры, о приближении катастрофы и даже гибели культуры. Чем были вызнаны такие пророчества?
Глобальные кризисы XX века: две мировые войны, экономические катаклизмы, экологические катастрофы стали явлением, затронувшим все страны и народы. Это
породило пессимистические настроения, ощущение кризиса. А.Вебер считает, что технический прогресс, материальные условия не должны диктовать свою волю человечеству, иначе произойдет утрата «духовного начала». Другой известный мыслитель современности Р.Гвардини утверждает, что кризис современной цивилизации заключается «в утрате гуманного».
В этом же русле высказываются Н.Бердяев, Э.Гуссерль, Х.Ортега-и-Гасесет, которые считают, что кризис культуры связан либо с утратой связи человека с Богом (Н.Бердяев), либо с крахом рационалистических и гуманистических установок. Речь идет о том, что современная западная культура разрушает привычную форму жизни, создает почву для возникновения новой болезни XX века: дефицита переживания живого человеческого чувства. «Забвение бытия», «конец человека», «порождение западной культуры», — такими броскими фразами говорят о «глобальном кризисе» культуры и человечества такие известные западные философы как М.Хайдеггер, Г.Марсель, Т.Адорно.
Тревога не напрасна. Технический прогресс разрушает Природную среду, превращает общество в «мегамашину», подавляет личность. Это приводит к «дегуманизации» искусства, к тому, что примитивное и стандартизированное массовое искусство захлестывает общество и культуру.
Технический прогресс, «быстрые технологии» одно время вызвали веру в прогресс общественных отношений и расцвет культуры. Однако очень скоро «ускорение научно-технического прогресса» привело громадные массы людей к ощущению чуждости и абсурдности происходящих событий.
В искусстве конца XIX века формируется постимпрессионизм, такое художественно-образное видение мира (живопись), которое отличается интересом и философским, символическим началом бытия, стремлением «вжиться» в природу, овладеть глубочайшей правдой жизни, создать монументальные образы природы и человека (творчество П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека).
Список литературы:
-
МХК. История культуры. Экзаменационные ответы. – М.: Буклайн, 2019. – 48 с. -
Л.Н. Дорогова. История западноевропейской культуры Нового времени (XVI-XIX вв.). – М.: КноРус, 2013. – 216 с.
-
Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. - М.: ЮНИТИ, 2020. -
Ивлев С.А. Художественная культура Нового времени /С. А. Ивлев.- М.,2018