Файл: история отечественного государства и права.pdf

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 5918

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Тема 19. Политика президента РФ Б. Н. Ельцина в области

государственного строительства и права (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.

Победа  президента  Ельцина.  Обновление  конституционного

законодательства.

2.

Борьба с сепаратизмом внутри РФ.

3.

Основные тенденции в развития права.

Ключевые слова и понятия: президент РСФСР, референдум, Указ «О

департизации», приватизация, ваучер, Конституционный суд РФ, Верховный

суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Гражданский кодекс 1994 г., брачный

договор, формирование государственного единства.

2. Темы практических занятий для студентов

заочной формы обучения

Тема 1. Развитие права в России в XVIII веке (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.

Становление абсолютизма в России, его особенности.

2.

Источники права.

3.

Гражданское право. Право собственности. Наследственное право.

4.

Воинский  Устав  1715  года,  его  составные  части.  Воинские

артикулы, их особенности.

5.

Основные  черты  уголовного  права  по  воинским  артикулам.

Понятие преступления. Виды преступлений и наказаний.

6.

Судебные  органы.  Судебный  процесс.  Развитие  следственного

процесса.

Тема 2. Реформы 60 – 70-х г.г. XIX века в России (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.

Предпосылки  и  причины  буржуазных  реформ  60 –  70-х  годов

XIX века.

2.

Земская реформа 1864 года.

3.

Судебная  реформа  1884  года.  Судебные  уставы.  Буржуазные

принципы реформы. Общая характеристика суда и судоустройства.

4.

Гражданский процесс по Уставу гражданского судопроизводства.

5.

Уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства.

6.

Контрреформы 1880 – 1890-х годов.

Тема 3. Кодификация советского законодательства в 1922-е годы

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.

Необходимость  кодификации советского  права.  Предпосылки

кодификации.


background image

32

2.

Кодификация  основных  отраслей советского  права.  Общая

характеристика.

3.

Развитие гражданского права в первые годы советской власти и

издание гражданского кодекса РСФСР, его основные положения.

4.

Развитие  земельного  права  в  первые  годы советской  власти  и

издание Земельного кодекса РСФСР 1920 г.

5.

Развитие  трудового  права.  Кодекс  законов  о  труде  РСФСР  1922

г., его основные положения.

6.

Развитие  уголовного  права.  Разработка  и  принятие  уголовного

кодекса РСФСР 1922 г.

7.

Разработка  и  принятие  уголовно-процессуального  кодекса

РСФСР. Основы уголовного судопроизводства СССР.

2. Материалы по текущему и итоговому

контролю усвоения дисциплины

2.1. Методика текущей аттестации

1.

Текущая  аттестация  проводится  по  результатам  работы  на

практических занятиях.

2.

Условием  аттестации в  виде  зачёта является присутствие

студента  на  всех  практических  занятиях  семестра  и получение студентом

зачётных  баллов,  свидетельствующих  об  освоении  темы, более  чем  за

половину  практических  занятий  каждого  семестра.  Темы  пропущенных

практических  занятий  должны  быть  отработаны  в  часы  индивидуальных

консультаций преподавателя.

3.

Для  проведения  текущего  контроля  и  промежуточной  аттестации

(получения зачётных единиц) в ходе семестра по дисциплине используются:

а)

методика  устного  и  письменного опроса  студентов по программе

дисциплины «История отечественного государства и права» во взаимосвязи с

«Планами практических занятий» учебно-методического комплекса;

б)

контроль в форме тестирования;

в)

интерактивные  методы  работы: в  форме  диспута  или  дискуссии;

инсценировок  судебного  процесса  на  историческом  материале;  проведения

атрибуции  и  датировки  нормативного  акта  или  договора  по  косвенным

признакам,  извлечённым  из  его  текста. Возможны  отдельные  выступления  в

виде  развёрнутого  доклада  (эссе)  по  вопросу. Подведение  итогов  изучения

каждой  темы  осуществляется  в  ходе  работы  с  ключевыми  понятиями  и

терминами, отражающими её основное содержание.

4.

Студенты,  не аттестованные  по  результатам практических

занятий  в  семестре,  выполняют  письменную  работу  по  тематике

проведённых занятий в нескольких возможных формах: составления таблиц,

схем, эссе, либо в форме тестирования.


background image

33

5.

Форму субсидиарной аттестации  выбирает  преподаватель,

ведущий семинарские занятия.

6.

Информация  о форме  аттестации  доводится  преподавателем  до

сведения студентов на первом практическом занятии семестра.

2.2. Методика проведения диспута

Для  проведения  диспута  назначается  коллегия  из  трёх  ведущих:

председателя  и капитанов,  поделённых  на две  группы  студентов. Ведущие

следят  за  порядком  проведения  диспута  и  коллегиально  решают

процедурные вопросы (предоставляют слово, задают вопросы выступающим,

лишают слова и т. д.).

Пример:  Диспут  по  теме  «Конституция  СССР  1936  г.»  Первая  команда –

«защитники» советской демократии, вторая – её «обличители».

Порядок проведения диспута:

1.

Выступление первой команды (один основной выступающий, остальные

участники  команды  могут  дополнить  его  выступление  с  разрешения

председателя коллегии ведущих).

2.

Ведущие  задают  вопросы  команде  «защитников»,  затем  вопросы

задают члены команды «обличителей».

3.

Выступление  второй  команды  (один  основной  выступающий,

остальные  участники  могут  дополнить  его  выступление  с  разрешения

председателя коллегии ведущих).

4.

Ведущие  задают  вопросы  команде  «обличителей»,  затем  вопросы

задают члены команды «защитников».

5.

Ведущие  подводят итоги  обсуждения  по  вопросу,  определяется

весомость  и  убедительность аргументов  каждой  из  соперничавших  команд.

Выносится  мотивированное  решение  о  победе  одной  из  команд.

Выставляются оценки наиболее отличившимся участникам диспута.

3. Критерии оценки письменной работы по тематике

практических занятий (таблицы, схемы, эссе, тестов и другое)

Критерии оценки: (позитивные и/или негативные

квалификационные требования).

Результат

аттестации

Задание выполнено полностью, без ошибок, вопрос

раскрыт, текст написан правильным литературным языком

и научным оформлением, без грамматических ошибок в

юридической терминологии.

Аттестован(а)

Задание выполнено не менее чем на половину, либо с

одной-двумя фактическими ошибками, либо с

незначительными погрешностями.

Аттестован(а)

Задание  выполнено  менее  чем  наполовину, либо с  тремя

или  более  фактическими  ошибками,  либо

со

значительными  погрешностями,  вопрос  раскрыт лишь

частично,  текст  исполнен  небрежно,  использованы не

Не

аттестован(а)


background image

34

принятые  в  науке  сокращения, затрудняющие  его

прочтение,  либо  допущены  более

трех-четырех

фактических ошибок.

Задание  не  выполнено  (ответ  отсутствует  или  вопрос  не

раскрыт),  обнаруживается лишь общее  представление  о

сущности вопроса.

Не

аттестован(а)

Примечание.  Фактической  ошибкой  является  неправильное  написание,

употребление  или  неуместное  упоминание  юридического  термина,

имени/фамилии ученого или исторического деятеля, ложная информация

о  наличии/отсутствии  исторического  события,  неверная  датировка и/или

локализация события.

4. Образцы письменных заданий, обеспечивающих проверку

компетенций, предусмотренных программой дисциплины

1. Составьте схему «Судебные доказательства в праве Древней Руси»:

1.

Собственное признание.

2.

Показания послуха(ов).

3.

Показания видоков.

4.

Ордалии в системе доказательств.

5.

Поединок.

2. Составьте таблицу «Преступления по Псковской судной грамоте»:

1.

Преступления против государства.

2.

Преступления против порядка управления.

3.

Преступления против правосудия.

4.

Преступления против личности.

5.

Имущественные преступления.

3. Подготовьте эссе на тему «Возникновение и основные редакции

«Русской Правды»:

1.

Предпосылки возникновения «Русской Правды».

2.

Основные источники «Русской Правды».

3.

Краткая редакция «Русской Правды»: датировка, структура,

особенности.

4.

Пространная редакция «Русской Правды»: датировка, структура,

особенности.

4. Тесты

А). Задания закрытого типа

1. Наиболее известный памятник русского права времен политической

раздробленности Руси:

1.

Новгородская Судная грамота.


background image

35

2.

Псковская Судная грамота.

3.

Правда Ярослава.

4.

Судебник 1497.

2. Виды наказания по Псковской Судной грамоте:

1.

Продажа; смертная казнь.

2.

Торговая казнь; продажа.

3.

Отлучение от церкви; членовредительские наказания.

4.

Смертная казнь; тюремное заключение.

3. Псковская Судная грамота предусматривала следующие виды

преступлений:

1.

Против государства, против личности; против имущества.

2.

Против государства; против порядка управления; против личности;

против имущества.

3.

Против Церкви; против государства; против порядка управления;

против личности.

4.

Против государства, против личности, против имущества,

должностные.

4. Укажите вид обеспечения договора займа до одного рубля по

Псковской Судной грамоте:

1.

Залог.

2.

Поручительство.

3.

Заклад.

4.

Самозаклад.

5. Укажите подсудность суда братчины в Псковской республике:

1.

Судил членов пира.

2.

Судил чёрных людей.

3.

Судил высокопоставленных должностных лиц.

4.

Мог судить всех жителей.

В). Задания открытого типа

1.

Высший исполнительно-распорядительный орган в Пскове:

___________________________

2.

Судейских чиновник, вызывающий в суд ответчика в Пскове:

___________________________

3.

Судебный представитель в Пскове, прообраз адвоката:

________________________________

4.

В Пскове он получал от господина земельный участок и «покруту»,

после чего обрабатывал вышеуказанный участок, и отдавал господину

половину урожая: ____________________________