Файл: история отечественного государства и права.pdf

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 5919

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

5.

Арендатор, наниматель дома или части дома, живший в усадьбе

хозяина в Пскове: _________________________

5. Темы контрольных работ для студентов

заочной формы обучения и методические

указания по их выполнению

Выбор темы определяется по первой букве фамилии студента: буквы от «А»

до «Д» – тема 1; от «Е» до «И» – тема 2; от «К» до «Н» – тема 3; от «О» до

«Т» – тема 4; от «У» до «Ч» – тема 5; от «Ш» до «Я» – тема 6.

Тема 1.

Необходимо осветить вопросы:
1. Источники древнерусского  права.  Появление  феодальной  собственности

на  землю.  Обязательственное  и наследственное  право  по  «Русской

правде».

2. Воинский  артикул  1715  года.  Основные  черты  уголовного  права  в

законодательстве Петра I.

3. Основные  положения  судебной  реформы  1864  г.  в  области

судоустройства.

Решите задачу:

В Киеве при Ярославе боярский холоп встретил на улице купца, ранее

обманувшего его, и ударил его по лицу, а затем в доме своего господина. На

требования  пострадавшего  выдать  ему  холопа  боярин  ответил  отказом.

Купец обратился с жалобой к князю. Какое решение должно последовать по

этому делу?
Методические указания:

По первому вопросу необходимо изучить, опираясь на текст, учебник и

дополнительную  литературу,  историю  возникновения  и  содержание

редакций «Русской правды». В  тексте прокомментируйте статьи о праве на

движимую собственность  и  праве  владения недвижимостью.  Разберитесь  с

основными  чертами  древнейшего  обязательственного  и  наследственного

права.

При  ответе на  второй вопрос  обратите  внимание  на  объективные  и

субъективные причины,  обусловившие  изменение  правовых  норм  в  начале

XVIII века. На основании соответствующих статей Воинского артикула дайте

классификацию преступлений и наказаний и их анализ.

По  третьему  вопросу  необходимо  дать  анализ  новых  принципов,

положенных  в  основание законов  судебной  реформы  1864  г.,  раскрыть

структуру новых органов суда и принципы нового судоустройства. Главный

источник – «Учреждение судебных установлений».


background image

37

Тема 2

Необходимо осветить вопросы:
1. Развитие феодальной собственности на землю по Соборному Уложению.

Глава 16. О поместных землях.

2. Устав 

благочиния 

1782 

г. 

как 

источник 

полицейского

(административного) права.

3. Создание основ советской государственности (1917 – 1920 гг.).

Решите задачу:

Осенью 1924 г. в народном суде г. Москвы слушалось дело гражданина

М.  Клямкина  о  воспрепятствовании  деятельности  уполномоченных

профсоюза.  В  ходе  судебного  разбирательства  было  установлено,  что

гражданин  Клямкин  запрещал  работникам  своей  кондитерской  вступать  в

профсоюз  и  угрожал  им  увольнением.  Какую  меру  наказания  может

определить суд в отношении М. Клямкина?
Методические указания:

Для ответа на первый вопрос необходимо изучить главу 16 Соборного

Уложения и изложить правовой режим служебного держания – поместья.

При рассмотрении второго вопроса используйте сам Устав Благочиния

и  комментарии  к  нему  в  первом  томе  «Законодательства  Екатерины II».

Внимательно  изучите  список  литературы  к  6  теме,  в  котором  найдёте

хорошего помощника.

По  третьему  вопросу  необходимо  показать  процесс  слома

«буржуазного»  и  установление  «советского»  законодательства  в  ходе

революционных  преобразований,  совершённых  большевиками.  Завершите

изложение  материала  анализом  Конституции  РСФСР  1918  г.  по  этому

вопросу.

Тема 3

Необходимо осветить вопросы:
1. Законодательство  Екатерины II в  области  управления. Губернская

реформа 1775 г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.

2. Основные  институты  гражданского  права  по  Своду  Законов  Российской

империи: право собственности и право наследственное.

3. Изменения в государственном механизме России в начале XX века (1905 –

1914 гг.).

Решите задачу:

В Москве в 1449 г. к судье были доставлены три преступника: первый

был  уличён  в  умышленном  поджоге,  второй –  в  краже  одежды  у  соседа,

третий –  в  краже  сбруи  из  торговых  рядов.  Кроме  того,  было  установлено,

что  третий  преступник  ранее  уже  наказывался  за  кражу  холста  из  лавки.

Какие наказания преступникам должен был вынести суд?


background image

38

Методические указания:

По  первому  вопросу  необходимо  проанализировать  основные

положения  реформы  областного  управления  империей,  проведенной

Екатериной II,  изложенные  в  «Учреждении  для  управления  губерниями»

1775  г.  Уясните  структуру  органов  губернского  и  уездного  управления.

Опираясь  на  тексты  «Жалованной  грамоты  дворянству  и  городам»

Екатерины II,  рассмотрите  вопрос  о  правах  и  привилегиях  основных

сословий России. Обратите внимание на признаки сословного суда.

При  ответе  на  второй  вопрос  уделите  особое  внимание  изучению  и

усвоению  основных  институтов  гражданского  права  России  в XIX  веке.

Сосредоточьте  основное  внимание  на  главном  источнике –  томе  10  Свода

Законов Российской империи.

Ответ  на  третий  вопрос  требует  рассмотрения  порядка  выборов

Государственной думы  и  Государственного совета  в  начале XX  века.

Уясните место  этих  органов  в  общей  структуре  государственной  власти

России.  Главный  источник –  Основные  законы  Российской  империи  в

редакции 2006 г.

Тема 4

Необходимо осветить вопросы:
1. Развитие уголовного права в России в XV – XVI веках.

2. Стадии уголовного процесса по судебным уставам 1864 года.

3. Кодификация советского законодательства в 1922 – 1926 годах.

Решите задачу:

Рабочий  Шевелев  в  марте  1939  г.  не  работал  в  течение  10  дней  по

болезни. Получив зарплату за те дни, когда он был болен, Шевелев обратил

внимание  на  то,  что  зарплата  ему  была  начислена  не  в  полном  объёме.  Он

обратился  с  жалобой  в  заводоуправление  на  действия  бухгалтерии.  Хотя

Шевелев  и  не  был  членом  профсоюза,  но  проработал  на  предприятии пять

лет  и,  по  его  мнению,  имел  право  на  выплату  зарплаты  за  дни  болезни  в

полном  размере,  а  не  в  размере  80  %,  как  это  было  начислено.  Кто  прав  в

этом  случае?  (Постановление  СНК  СССР,  ЦК  ВКП  (б)  и  ВЦСПС  от  28

декабря  1938  г.  «О  мероприятиях  по  упорядочению  трудовой  дисциплины,

улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со

злоупотреблениями в этом деле»).

Методические указания:

По  первому  вопросу  необходимо  дать  краткую  характеристику

Судебников 1497 и 1550 г.г. Затем важно выяснить то новое, что появилось в

них  в  определении  понятия  преступления.  В  заключение  сделайте

классификацию видов преступлений, а также целей и видов наказаний.


background image

39

Для ответа на второй вопрос необходимо проанализировать принципы

процессуального  права,  закрепленные  в  судебных  уставах,  предварительно

дав характеристику самих уставов. Особое внимание обратите на уголовный

процесс в мировых и окружных судах.

Третий  вопрос  требует  анализа  причин,  вызвавших  кодификацию

законодательства.  Необходимо  дать  и  краткую  характеристику  основных

кодексов, принятых в РСФСР в 1922 – 1923 г.г.

Тема 5

Необходимо осветить вопросы:
1. Формирование сословно-представительной монархии в Московской Руси.

2. Административные преобразования Екатерины II.

3. Законодательные  основы оформления  императорской  власти  в  России  в

начале ХХ века.

Решите задачу:
В  ходе  операции,  проведённой  сотрудниками  уголовного  розыска  летом

1935 г. на Ярославском рынке Москвы, была задержана группа кустарей. У

них  была изъята  мануфактура,  костюмы  и другие  изделия,  скупленные  или

полученные незаконным путём и предназначавшиеся для перепродажи.

Каким  нормативным  актом  будет  руководствоваться  суд  при  вынесении

приговора? Какую меру наказания он может применить к кустарям?
Методические указания:

По  первому  вопросу  необходимо  показать  особенность  сословно-

представительной монархии  как  формы  правления.  Дать  характеристику

основных  институтов  сословно-представительной  монархии:  Земские

Соборы, органы местного сословного представительства.

При  анализе  второго  вопроса  основное  внимание  обратите  на  Указ

Екатерины II  «Учреждение для  управления  губерний  Всероссийской

империи» 1775 г. и Устав благочиния или полицейский 1782 г.

По  третьему  вопросу  необходимо  раскрыть изменения  в  правовом

положении  императора  по  «Основным  законам  Российской  империи»  в

редакции 1906 г.

Тема 6

Необходимо осветить вопросы:
1. Судебные органы и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 г.

2. Реформирование  системы  государственного  управления  в  годы

перестройки.

3. Законодательные основы становления крепостного права в России.

Решите задачу:

В  ноябре  1905  г.  владелец  торгового  предприятия II  разряда  города

Санкт-Петербурга  Семёнов,  не  найдя  себя  в  списках  избирателей  в


background image

40

Государственную думу, обратился с жалобой на городскую управу. В жалобе

он указал, что является русским подданным, ему более 25 лет, под судом и

следствием  ранее  не  состоял,  торговый  и  квартирный  налоги платит

регулярно. Какое решение должна принять городская управа по жалобе?
Методические указания:

Для ответа на первый вопрос внимательно изучите главу 10 «О суде»

Соборного  Уложения.  Уясните  различие  между  состязательно-

обвинительным  и  розыскным,  инквизиционным  процессом,  и  покажите

сущность того и другого процессов.

По  второму  вопросу  необходимо  показать  нарастание  застойных

явлений  во  всех  сферах  социально-экономической,  политической,  правовой

жизни страны в 1980-е годы, необходимость преодоления застойных явлений

и  реформирования  всей  политической  системы.  Оцените  с  современных

позиций  деятельность  первого  президента  СССР  М. С.  Горбачёва  в  годы

перестройки.

При  рассмотрении  третьего  вопроса,  опираясь  на  законодательные

акты конца ХVI – первой половины XVII веков, раскройте основные этапы

закрепощения крестьян.

6. Примерный перечень вопросов

к итоговой аттестации (экзамену)

1. Предмет  истории отечественного государства  и  права.  Периодизация

курса.

2. Основные  пути  возникновения  государственности  на  территории

России. Теории происхождения Древнерусского государства.

3. Общественный строй Древней Руси. Правовое положение населения по

«Русской правде».

4. Государственный строй Древней Руси.

5. Источники  права  Древнерусского  государства.  Редакции  «Русской

правды», их структура и содержание.

6. Вещное право в Древней Руси. Развитие права собственности на землю

от «Русской правды» к Псковской судной грамоте (ПСГ).

7. Обязательственное право по «Русской правде», система договоров.

8. Основные черты уголовного права по «Русской правде».

9. Суд и процесс по «Русской правде».

10. Общественно-государственный  строй  Новгородской  и  Псковской

феодальных республик (XI – XV века).

11. Правовое  положение  зависимого  населения  по  Псковской  судной

грамоте.

12. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

13. Уголовное право по Псковской судной грамоте.

14. Суд и процесс по Псковской судной грамоте.