Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 11 утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина
Приказ 99/2 от
«31 » августа 2021 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Живая математика»
на 2021/2022 учебный год
6 классы
Разработчик:
Плотникова Галина Михайловна
учитель математики
высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании кафедры искусств Протокол № 1 от «25»августа 2021г. | Согласована с заместителем директора по УВР ______/М.Л. Игнатова/ «25 » августа 2021г. | Принята педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. |
| | . |
Бийск
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- примерной рабочей программы ООО по математике для обучающихся 5-9 классов, 2021 г.
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №11»;
- положения о внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №11»;
Рабочая программа рассчитана на 32 часов и реализуется в течение 32 учебных недель (1 час в неделю).
Цели и задачи программы
Цели:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики; -
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения; -
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин; -
воспитание культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Задачи:
-
приобретение математических знаний и умений; -
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; -
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:
-
индивидуальная самостоятельная работа; -
групповая дискуссия; -
создание проблемных ситуаций; -
ролевые игры; -
рефлексивный анализ и самооценка.
Формы проведения занятий: практикумы, презентации, работа с различными текстовыми источниками, информационными ресурсами.
Форма отчетности по курсу: результаты обучения детей могут быть представлены на выставках (в виде ребусов, шарад, кроссвордов), конкурсах и олимпиадах, в виде проектных работ и презентаций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Организационное занятие. Старинные математические истории | 1 |
| Приемы быстрого счета | 8 |
| Занимательные математические задачи | 9 |
| Геометрическая мозаика | 9 |
| Математика в жизни | 5 |
Итого | 32 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | | К-во часов | Дата | Виды деятельности | Форма занятий |
| Организационное занятие. Старинные математические истории | 1 | | Старинные математические истории. | Беседа |
| Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. | 1 | | Рациональные вычисления. | Практикум |
| Умножение двухзначных чисел на 11;13. | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Промежуточное приведение к «круглым» числам. | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Использование изменения порядка счета. | 1 | | | Практикум |
| Умножение и деление на 5,50,500. | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Умножение двухзначных чисел, близких к 100. | 1 | | Рациональные вычисления | Практикум |
| Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки | 1 | | Логическое мышление. | Игра |
| Задачи на определение возраста. | 1 | | Задачи на взвешивание и переливание. Задачи на определение возраста.Задачи решаемые уравниванием. Задачи на движение. | |
| Задачи, решаемые с конца. | 1 | | Практикум | |
| Задачи на взвешивание и переливание. | 1 | | Практикум | |
| Задачи, решаемые уравниванием. | 1 | | Практикум | |
| Задачи на движение. | 1 | | Практикум | |
| Логика и рассуждения. Логические задачи | 1 | | Коллективное обсуждение | |
| Решение олимпиадных задач. | 1 | | Логическое мышление | Практикум |
| Решение олимпиадных задач. | 1 | | Логическое мышление | Практикум |
| Простейшие геометрические фигуры. | 1 | | . Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. | Беседа |
| Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. | 1 | | Коллективное обсуждение. | |
| Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 1 | | Коллективное обсуждение | |
| Конструирование фигур из треугольников. | 1 | | Коллективное обсуждение | |
| Геометрические головоломки. | 1 | | Коллективное обсуждение | |
| Задачи на разрезание и складывание фигур. | 1 | | Коллективное обсуждение | |
| Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | 2 | | Игра | |
| | | | ||
| Турнир по геометрии. | 1 | | Коллективное обсуждение | |
28 | Поступки делового человека | 1 | | Формирование Деловых качеств человека | Коллективное обсуждение |
29 | Учёт расходов семьи на питание. | 1 | | Беседа | |
30 | Кулинарные рецепты | 1 | | Беседа | |
31 | Таблица игр по футболу. | 1 | | Беседа | |
32 | Подсчёт вариантов | 1 | | | Коллективное обсуждение |
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.
Приемы быстрого счета (8 ч.)
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Решение задач (9 ч.)
Математические головоломки.Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи,решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика (9 ч.)
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни (5 ч.)
Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в личностном направлении:
-
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; -
умение распознавать логически некорректные высказывания; -
креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач; -
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; -
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
-
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов; -
умение находить в различных источниках информацию; -
умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях; -
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации; -
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем; -
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; -
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
в предметном направлении:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах; -
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,
2012
-
В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»
Глобус, Москва, 2008.
3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа, 2011.
4. Е.Л. Мардахаева «Занятия математического кружка».
5. Образовательные ресурсы сети Интернет.