Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия 11 утверждаю.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №11»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Гимназия №11»
________________Г.А.Симахина

Приказ 99/2 от

«31 » августа 2021 г.

 


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Живая математика»

на 2021/2022 учебный год

6 классы

Разработчик:

Плотникова Галина Михайловна

учитель математики

высшей квалификационной категории



Рассмотрена

на заседании кафедры искусств
Протокол № 1
от «25»августа 202.


Согласована с

заместителем директора по УВР
______/М.Л. Игнатова/

«25 » августа 2021г.


Принята

педагогическим советом

Протокол № 1
от «31» августа 2021 г.










.


Бийск

2021
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- примерной рабочей программы ООО по математике для обучающихся 5-9 классов, 2021 г.

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №11»;

- положения о внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №11»;

Рабочая программа рассчитана на 32 часов и реализуется в течение 32 учебных недель (1 час в неделю).

Цели и задачи программы

Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;

  • воспитание культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.


Задачи:

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.


Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • индивидуальная самостоятельная работа;

  • групповая дискуссия;

  • создание проблемных ситуаций;

  • ролевые игры;

  • рефлексивный анализ и самооценка.

Формы проведения занятий: практикумы, презентации, работа с различными текстовыми источниками, информационными ресурсами.

Форма отчетности по курсу: результаты обучения детей могут быть представлены на выставках (в виде ребусов, шарад, кроссвордов), конкурсах и олимпиадах, в виде проектных работ и презентаций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема

Количество часов



Организационное занятие. Старинные математические истории

1



Приемы быстрого счета

8



Занимательные математические задачи

9



Геометрическая мозаика

9



Математика в жизни

5

Итого

32



Календарно-тематическое планирование


п/п




К-во часов

Дата

Виды

деятельности


Форма занятий



Организационное занятие. Старинные математические истории

1




Старинные математические истории.

Беседа



Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

1




Рациональные вычисления.

Практикум



Умножение двухзначных чисел на 11;13.

1




Рациональные вычисления

Практикум



Промежуточное приведение к «круглым» числам.

1




Рациональные вычисления

Практикум



Использование изменения порядка счета.

1







Практикум



Умножение и деление на 5,50,500.

1




Рациональные вычисления

Практикум



Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков.

1




Рациональные вычисления

Практикум



Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест».

1




Рациональные вычисления

Практикум



Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

1




Рациональные вычисления

Практикум



Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки

1




Логическое мышление.

Игра



Задачи на определение возраста.

1




Задачи на взвешивание и переливание.

Задачи на определение возраста.Задачи решаемые уравниванием.

Задачи на движение.






Задачи, решаемые с конца.

1




Практикум



Задачи на взвешивание и переливание.

1




Практикум



Задачи, решаемые уравниванием.

1




Практикум



Задачи на движение.

1




Практикум



Логика и рассуждения. Логические задачи

1




Коллективное обсуждение



Решение олимпиадных задач.

1




Логическое мышление

Практикум



Решение олимпиадных задач.

1




Логическое мышление

Практикум



Простейшие геометрические фигуры.

1




. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур.

Беседа



Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги.

1




Коллективное обсуждение.



Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

1




Коллективное обсуждение



Конструирование фигур из треугольников.

1




Коллективное обсуждение



Геометрические головоломки.

1




Коллективное обсуждение



Задачи на разрезание и складывание фигур.

1




Коллективное обсуждение



Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

2




Игра














Турнир по геометрии.

1




Коллективное обсуждение

28

Поступки делового человека

1




Формирование

Деловых качеств человека

Коллективное обсуждение

29

Учёт расходов семьи на питание.

1




Беседа

30

Кулинарные рецепты

1




Беседа

31

Таблица игр по футболу.

1




Беседа

32

Подсчёт вариантов

1







Коллективное обсуждение


Содержание программы

Вводное занятие (1 ч.)

Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.

Приемы быстрого счета (8 ч.)

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

Решение задач (9 ч.)

Математические головоломки.Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи,решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.

Геометрическая мозаика (9 ч.)

Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.

Математика в жизни (5 ч.)

Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

в личностном направлении:

  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания;

  • креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.



в метапредметном направлении:

  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.


в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;

  • умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,

2012

  1. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике»

Глобус, Москва, 2008.

3. М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру». Москва, Дрофа, 2011.

4. Е.Л. Мардахаева «Занятия математического кружка».

5. Образовательные ресурсы сети Интернет.