Файл: Лекция 1 Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах. Общие сведения о машинах и машиностроительных материалах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рабочее пространство свободно от материала; очищать рабочее пространство машины в отсутствие мастера или начальника смены.
Лекция 11 Ручные машины.
Ручные машины.
Ручные машины.
Механизированным инструментом принято называть легкую, ручную машину, у которой основная работа выполняется за счет энергии двигателя, а вспомогательные движения осуществляются вручную, например сверлильная машина производит сверление, используя мощность двигателя, все остальные операции выполняются мускульной силой рабочего. Механизированный инструмент, или ручные машины, как часто их называют, состоит из двух основных агрегатов: двигателя и рабочего органа. В связи с этим он различается по двум основным признакам: по роду энергии, потребляемой двигателем, и по назначению.
По роду двигателя механизированный инструмент делится на электрический, пневматический и инструмент, приводимый от двигателя внутреннего сгорания, который, так же как электро- и пневмодвигатели, устанавливают на корпусе механизированного инструмента.По назначению механизированный инструмент бывает очень разнообразным. Наиболее распространены сверлильные машины, отбойные молотки, бетоноломы, трамбовки, перфораторы, шлифовальные машины, ножницы по металлу, гайковерты, шуруповерты, пилы, рубанки, долбежные машины и т.д.
Электрический инструмент выгодно отличается от пневмо- и мотоинструмента высоким коэффициентом полезного действия, простотой конструкции и эксплуатации, быстро и легко включается в работу, хорошо и безотказно работает практически при любой температуре окружающего воздуха. К недостаткам этого вида инструмента следует отнести несколько повышенную опасность поражения рабочего электрическим током, особенно в сырых помещениях при работе с металлом. Общий недостаток электрического и пневматического механизированного инструмента – зависимость от электропроводки и путей снабжения сжатым воздухом.
Пневматический механизированный инструмент имеет существенное достоинство – отсутствует опасность поражение электрическим током. Сжатый воздух используется для удаления разрыхленной породы при бурении и для нанесения краски. Пневматический инструмент достаточно прост и легок. Эти его достоинства позволяют ему выдерживать конкуренцию с электрическим инструментом и особенно там, где имеются компрессорные установки, используемые для других целей. К недостаткам этого вида механизированного инструмента следует отнести очень низкий коэффициент полезного действия, громоздкость аппаратуры, наличие шлангов для подвода сжатого воздуха к механизированному инструменту. При температуре ниже нуля замерзает вода, сконденсировавшаяся из воздуха, примерзают подвижные детали вентилей и клапанов, что вызывает простои и необходимость вводить в систему подачи воздуха водоотделительные устройства.
Моторизованный, или мотоинструмент выгодно отличается от двух рассмотренных типов автономностью. Инструмент, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, может работать в любом месте без подвода проводов и шлангов. К недостаткам его относятся: большая масса, несколько усложненный запуск, выполнение ряда операций перед пуском и повышенные затраты труда на обслуживание. Каждый вид механизированного инструмента следует применять в зависимости от условий и организации работ. Механизированный инструмент имеет наименования согласно классификации, которая дает возможность по индексу машины определить: принадлежность к определенной группе машин, вид привода, род исполнения и порядковый номер модели.
Индекс состоит из букв, обозначающих вид привода (для пневматического – ИП, электрического – ИЭ, гидравлического – ИГ и привода от двигателя внутреннего сгорания -- ИД); номеров группы и подгруппы по таблице классификации. Первая цифра за буквенным обозначением вида привода обозначает номер группы инструмента (по классификатору устанавливается 10 групп). Вторая цифра показывает номер подгруппы, к которой относится данный вид инструмента по характеру исполнения: 0 – прямые машины, 1 – угловые, 2 – многоскоростные (торцовые), 3 – реверсивные и т.д. (по классификатору устанавливается 9 подгрупп), две последние – порядковый регистрационный номер машины. При этом чем выше номер, тем более поздняя модель.
Электрический инструмент состоит из электрического двигателя, редуктора, рабочего органа, корпуса и пускового устройства. Электрические двигатели механизированного инструмента бывают коллекторные и короткозамкнутые. Современные электрические инструменты изготавливаются, как правило, с двойной изоляцией. Это значит, что якорь, статор и другие токоведущие части имеют вторичную защитную электрическую изоляцию от металлических деталей инструмента, доступных для прикосновения рабочих рук.
Сверлильная машин
Сверлильная машина состоит из двигателя – электрического или пневматического, заключенного в корпус, выполненный как одно целое с рукояткой. В рукоятке установлен курок и выключатель для включения и выключения двигателя, к рукоятке подведен кабель. Сверлильная электрическая машина ИЭ-1025 с одноступенчатым редуктором рассчитана на сверло диаметром до 6 мм с мощностью двигателя 120 Вт, напряжением 36 В и силой тока 5,2 А, частоту тока 200 Гц. Одноступенчатый редуктор снижает скорость вращения ротора двигателя с 11600 об/мин до 2640 об/мин вращения шпинделя и сверла. Масса этого механизированного инструмента всего 1,5 кг.
Электрическая трамбовка состоит из электрического двигателя, зубчатого редуктора, шатунно-кривошипного механизма и ударного механизма. Трамбовка предназначена для уплотнения грунта в стесненных условиях там, где нельзя применять катки или другие грунтоуплотняющие машины. Трамбовки используют на железобетонных, каменных и дорожных работах.
Электрические молотки изготовляют мощностью 270 – 1500Вт и производительностью 6 – 40 м3/ч по среднезернистому песку при глубине подсыпки до 30 см. Они делают 500 – 550 ударов в минуту. Масса этих молотков 14,5 – 60 кг. Электрический молоток предназначен для пробивки отверстий и ниш в кирпичной кладке цемента, бетона, асфальтобетона, для рыхления мерзлого и каменистого грунтов. Он состоит из рукоятки с выключателем, корпуса с двигателем и редуктором, кривошипно-шатунного механизма и компрессионно-вакуумного механизма и рабочего органа. Электрический молоток марки ИЭ-4204 делает 1100 ударов в минуту при энергии удара 24,5 Дж. На молотке установлен асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 800 Вт. Двигатель работает на переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Масса молотка 20 кг. В качестве рабочего органа применяются лом и зубило. Электрические молотки менее мощные, чем пневматические, и предназначаются для выполнения более легких работ, например для пробивки борозд и гнезд в кирпичной кладке и бетоне при электромонтажных работах; для насечки кирпичных и бетонных поверхностей при отделочных работах; для обработки поверхности камня; для ломки старой кирпичной кладки, асфальтобетона и т.д. Электрические молотки выпускают несколько типоразмеров, при этом работа удара бойка0,98 – 24,5 Дж, число уларов в минуту колеблется от 1100 до 2600, они имеют двигатели асинхронные нормальной частоты мощностью от 270 до 800 Вт, масса молотка от 8,5 до 20 кг.
Пневматический инструмент
Пневматический инструмент, так же как и электрический, предназначен для механизации ручного труда, но в отличие от электрического работает на энергии сжатого воздуха, подаваемого по шлангам от компрессора. Компрессоры бывают передвижные и стационарные, поршневые и ротационные. В строительстве используют, как правило, передвижные компрессоры. Передвижные поршневые компрессоры изготавливают более десяти типоразмеров производительностью от 0,25 до 6 м
3/мин с двигателями мощностью 0,7 – 60 кВт, массой от 110 до 5600 кг, на рабочее давление 0,4 – 0,7 Мпа. Почти все поршневые компрессоры изготавливают двухступенчатые – с двойным сжатием. Пневматический инструмент состоит из пневматического двигателя, трансмиссии и рабочего органа. Пневматические двигатели бывают ротационные, турбинные и поршневые. Пневматические инструменты, как и электрические, снабжаются рабочими органами вращательного, ударного и ударно-вращательного действия. Пневматические инструменты ударного действия имеют в качестве основного ударного органа боек, который находится в стволе инструмента. Под действием сжатого воздуха он быстро движется вверх и вниз и в крайнем нижнем положении наносит удар по хвостовику сменного рабочего инструмента, находящегося в концевой буксе ствола. По этому принципу работают бетоноломы, отбойные и клепальные молотки, трамбовки и др.
Пневматический бетонолом предназначен для разработки мерзлых и твердых грунтов, ломки бетонных и асфальтовых дорожных покрытий, разборки каменных и кирпичных сооружений. Бетонолом имеет два типа рабочих наконечников: лом и лопату.
Пневматический инструмент ударно-вращательного действия наносит удары по разрабатываемой породе, автоматически поворачивает бур и имеет устройство для продувки.
Перфоратор предназначен для сухого бурения шпуров в породах различной крепости.
Пневматические ножницы состоят из корпуса, двигателя, планетарного редуктора и рабочего органа и предназначены для резки листовой стали.
Лекция 12 Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети
Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети.
Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети.
Наиболее широкое распространение по сравнению с другими видами противофильтрационной защиты оросительных каналов в мелиоративном строительстве получили облицовки из монолитного бетона. Для проведения работ по монолитной облицовке в зависимости от главных оросительных каналов (0…1 м; 1,1…1,5м; 1,5…3 м и 3…5 м) используются специальные комплексы машин, которые, в свою очередь, подразделяются на три типа: скользящие, полнопрфильные на рельсовом ходу, полупрофильные на рельсовом ходу. Бетонную смесь для облицовки каналов готовят на бетоносмесительных установках СБ-140, СБ-109А или СБ-150 производительностью соответственно 12, 135 и 240 м
3/ч. Для доставки заполнителей к месту приготовления бетонной смеси используют автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502-79, КамАЗ-5511, транспортируют бетонную смесь автобетоносмесителями СБ-92-1А, СБ-159. Подготовка грунтового основания для бетонной облицовки производится преимущественно с применением экскаваторов-профилировщиков типа МБ-92. Непосредственно перед укладкой бетона грунтовое основание увлажняют с помощью поливочной машины МП-15 или системы увлажнения, смонтированной на бетоноукладчике. Бетон в монолитную облицовку канала главного 0,6…1 и 1,1…1,5 м укладывают бетоноукладчиком МБ-15А или МБ-17А. Он состоит из направляющей части, скользящей по грунтовому ложу канала, расходного бункера для приемки бетонной смеси, вибробруса, выглаживающего бруса, нарезчика швов, тяговой лебедки, установки для мойки машины и увлажнения грунтового ложа канала, электрооборудования и двух лыж, скользящих по бермам канала и удерживающих рабочие органы в положении, соответствующем заданной толщине укладываемой облицовки. Виброформы работают в сцепке с экскаватором ЭТР-206А, отрывающим канал и служащим якорем для передвижения виброформ. Если нарезка каналов ведется раздельно от его бетонирования, для передвижения виброформы в качестве якоря могут быть использованы два трактора ДТ-75 или Т-170. Свежеуложенный бетон для нормального отвердения покрывают пленкообразующими материалами (битумные эмульсии, лак этинол и др.), которые наносят распределителем типа МБ-26, навешиваемым на тракторы Т-40М или Т-40АМ или с помощью универсального переходного звена навески, устанавливаемого на тракторы типа МТЗ-80 или ЮМЗ-6А. Поперечные деформацонные швы, нарезаемые в бетонной облицовке виброформой, герметизируют после затвердения бетона с помощью машины для заливки швов ДС-67 горячей резино-битумной мастикой. Заливщик швов конструируется на шасси автомобиля УАЗ-152А и имеет устройства, обеспечивающие поддержание нужной температуры мастики в процессе работы. Для монолитной облицовки бетоном каналов главных 1,5…3 м используется комплекс машин, состоящий из экскаватора-профилировщика Д-654В, бетоноукладчика Д-655В с перегружателем бетона и нарезчика швов Д-656А. Кроме облицовки канала, данный комплекс обеспечивает окантовку берм бетонными полосами шириной 0,25 м. В зависимости от параметров облицованного канала конструкция комплекса машин Д-654Б, Д-655Б и Д-656А дает возможность компоновать их в трех модификациях. Передвижение машин осуществляется по рельсовым путям, уложенным на бермах канала. Экскаватор-профилировщик Д-654Б, предназначенный для планировки дна и откосов канала, обеспечивает разработку грунтов 1…3 групп и представляет собой самоходный многоковшовый экскаватор поперечного черпания, состоящий из двух ходовых тележек и фермы, на которой расположены ковшовая цепь, зачистные профилирующие ножи, поддон, приемные и отвальные конвейеры, силовая дизель-электрическая установка, привод механизмов, электрооборудование и пульт управления. Многоковшовый рабочий орган формирует канал, расположенные непосредственно за ковшовой цепью по периметру канала зачистные ножи осуществляют окончательную планировку дна и откосов канала. Бетоноукладчик Д-655Б предназначен для приемки и распределения бетонной смеси, уплотнения и формирования ее на дне и откосах спрофилированного канала. На ходовые тележки бетоноукладчика, унифицированные с тележками экскаватора-профилировщика, опирается ферма со всеми смонтированными на ней рабочими органами, механизмами их приводов и дизель-электрической установкой. Для приемки бетонной смеси и передачи ее в распределительный бункер бетоноукладчика имеется перегружатель бетона, состоящий из приемного и загрузочного конвейеров, тележки с колонной, опоры и электрооборудования, который позволяет подавать бетонную смесь в процессе бетонирования канала. Нарезчик швов Д-656А предназначен для нарезки поперечных деформационных швов шириной 20 мм в уплотненной свежеуложенной бетонной облицовке и нанесения на поверхность облицовки пленкообразующей жидкости. Для нарезки швов служат два виброножа с резиновыми успокоителями, работающие поочередно. Нарезка швов производится при остановках машины, нанесение пленкообразующей жидкости – при движении ее вдоль канала. Для монолитной облицовки бетоном оросительных каналов главных от 3 до 5 м
Лекция 11 Ручные машины.
Ручные машины.
Ручные машины.
Механизированным инструментом принято называть легкую, ручную машину, у которой основная работа выполняется за счет энергии двигателя, а вспомогательные движения осуществляются вручную, например сверлильная машина производит сверление, используя мощность двигателя, все остальные операции выполняются мускульной силой рабочего. Механизированный инструмент, или ручные машины, как часто их называют, состоит из двух основных агрегатов: двигателя и рабочего органа. В связи с этим он различается по двум основным признакам: по роду энергии, потребляемой двигателем, и по назначению.
По роду двигателя механизированный инструмент делится на электрический, пневматический и инструмент, приводимый от двигателя внутреннего сгорания, который, так же как электро- и пневмодвигатели, устанавливают на корпусе механизированного инструмента.По назначению механизированный инструмент бывает очень разнообразным. Наиболее распространены сверлильные машины, отбойные молотки, бетоноломы, трамбовки, перфораторы, шлифовальные машины, ножницы по металлу, гайковерты, шуруповерты, пилы, рубанки, долбежные машины и т.д.
Электрический инструмент выгодно отличается от пневмо- и мотоинструмента высоким коэффициентом полезного действия, простотой конструкции и эксплуатации, быстро и легко включается в работу, хорошо и безотказно работает практически при любой температуре окружающего воздуха. К недостаткам этого вида инструмента следует отнести несколько повышенную опасность поражения рабочего электрическим током, особенно в сырых помещениях при работе с металлом. Общий недостаток электрического и пневматического механизированного инструмента – зависимость от электропроводки и путей снабжения сжатым воздухом.
Пневматический механизированный инструмент имеет существенное достоинство – отсутствует опасность поражение электрическим током. Сжатый воздух используется для удаления разрыхленной породы при бурении и для нанесения краски. Пневматический инструмент достаточно прост и легок. Эти его достоинства позволяют ему выдерживать конкуренцию с электрическим инструментом и особенно там, где имеются компрессорные установки, используемые для других целей. К недостаткам этого вида механизированного инструмента следует отнести очень низкий коэффициент полезного действия, громоздкость аппаратуры, наличие шлангов для подвода сжатого воздуха к механизированному инструменту. При температуре ниже нуля замерзает вода, сконденсировавшаяся из воздуха, примерзают подвижные детали вентилей и клапанов, что вызывает простои и необходимость вводить в систему подачи воздуха водоотделительные устройства.
Моторизованный, или мотоинструмент выгодно отличается от двух рассмотренных типов автономностью. Инструмент, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, может работать в любом месте без подвода проводов и шлангов. К недостаткам его относятся: большая масса, несколько усложненный запуск, выполнение ряда операций перед пуском и повышенные затраты труда на обслуживание. Каждый вид механизированного инструмента следует применять в зависимости от условий и организации работ. Механизированный инструмент имеет наименования согласно классификации, которая дает возможность по индексу машины определить: принадлежность к определенной группе машин, вид привода, род исполнения и порядковый номер модели.
Индекс состоит из букв, обозначающих вид привода (для пневматического – ИП, электрического – ИЭ, гидравлического – ИГ и привода от двигателя внутреннего сгорания -- ИД); номеров группы и подгруппы по таблице классификации. Первая цифра за буквенным обозначением вида привода обозначает номер группы инструмента (по классификатору устанавливается 10 групп). Вторая цифра показывает номер подгруппы, к которой относится данный вид инструмента по характеру исполнения: 0 – прямые машины, 1 – угловые, 2 – многоскоростные (торцовые), 3 – реверсивные и т.д. (по классификатору устанавливается 9 подгрупп), две последние – порядковый регистрационный номер машины. При этом чем выше номер, тем более поздняя модель.
Электрический инструмент состоит из электрического двигателя, редуктора, рабочего органа, корпуса и пускового устройства. Электрические двигатели механизированного инструмента бывают коллекторные и короткозамкнутые. Современные электрические инструменты изготавливаются, как правило, с двойной изоляцией. Это значит, что якорь, статор и другие токоведущие части имеют вторичную защитную электрическую изоляцию от металлических деталей инструмента, доступных для прикосновения рабочих рук.
Сверлильная машин
Сверлильная машина состоит из двигателя – электрического или пневматического, заключенного в корпус, выполненный как одно целое с рукояткой. В рукоятке установлен курок и выключатель для включения и выключения двигателя, к рукоятке подведен кабель. Сверлильная электрическая машина ИЭ-1025 с одноступенчатым редуктором рассчитана на сверло диаметром до 6 мм с мощностью двигателя 120 Вт, напряжением 36 В и силой тока 5,2 А, частоту тока 200 Гц. Одноступенчатый редуктор снижает скорость вращения ротора двигателя с 11600 об/мин до 2640 об/мин вращения шпинделя и сверла. Масса этого механизированного инструмента всего 1,5 кг.
Электрическая трамбовка состоит из электрического двигателя, зубчатого редуктора, шатунно-кривошипного механизма и ударного механизма. Трамбовка предназначена для уплотнения грунта в стесненных условиях там, где нельзя применять катки или другие грунтоуплотняющие машины. Трамбовки используют на железобетонных, каменных и дорожных работах.
Электрические молотки изготовляют мощностью 270 – 1500Вт и производительностью 6 – 40 м3/ч по среднезернистому песку при глубине подсыпки до 30 см. Они делают 500 – 550 ударов в минуту. Масса этих молотков 14,5 – 60 кг. Электрический молоток предназначен для пробивки отверстий и ниш в кирпичной кладке цемента, бетона, асфальтобетона, для рыхления мерзлого и каменистого грунтов. Он состоит из рукоятки с выключателем, корпуса с двигателем и редуктором, кривошипно-шатунного механизма и компрессионно-вакуумного механизма и рабочего органа. Электрический молоток марки ИЭ-4204 делает 1100 ударов в минуту при энергии удара 24,5 Дж. На молотке установлен асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 800 Вт. Двигатель работает на переменном токе напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Масса молотка 20 кг. В качестве рабочего органа применяются лом и зубило. Электрические молотки менее мощные, чем пневматические, и предназначаются для выполнения более легких работ, например для пробивки борозд и гнезд в кирпичной кладке и бетоне при электромонтажных работах; для насечки кирпичных и бетонных поверхностей при отделочных работах; для обработки поверхности камня; для ломки старой кирпичной кладки, асфальтобетона и т.д. Электрические молотки выпускают несколько типоразмеров, при этом работа удара бойка0,98 – 24,5 Дж, число уларов в минуту колеблется от 1100 до 2600, они имеют двигатели асинхронные нормальной частоты мощностью от 270 до 800 Вт, масса молотка от 8,5 до 20 кг.
Пневматический инструмент
Пневматический инструмент, так же как и электрический, предназначен для механизации ручного труда, но в отличие от электрического работает на энергии сжатого воздуха, подаваемого по шлангам от компрессора. Компрессоры бывают передвижные и стационарные, поршневые и ротационные. В строительстве используют, как правило, передвижные компрессоры. Передвижные поршневые компрессоры изготавливают более десяти типоразмеров производительностью от 0,25 до 6 м
3/мин с двигателями мощностью 0,7 – 60 кВт, массой от 110 до 5600 кг, на рабочее давление 0,4 – 0,7 Мпа. Почти все поршневые компрессоры изготавливают двухступенчатые – с двойным сжатием. Пневматический инструмент состоит из пневматического двигателя, трансмиссии и рабочего органа. Пневматические двигатели бывают ротационные, турбинные и поршневые. Пневматические инструменты, как и электрические, снабжаются рабочими органами вращательного, ударного и ударно-вращательного действия. Пневматические инструменты ударного действия имеют в качестве основного ударного органа боек, который находится в стволе инструмента. Под действием сжатого воздуха он быстро движется вверх и вниз и в крайнем нижнем положении наносит удар по хвостовику сменного рабочего инструмента, находящегося в концевой буксе ствола. По этому принципу работают бетоноломы, отбойные и клепальные молотки, трамбовки и др.
Пневматический бетонолом предназначен для разработки мерзлых и твердых грунтов, ломки бетонных и асфальтовых дорожных покрытий, разборки каменных и кирпичных сооружений. Бетонолом имеет два типа рабочих наконечников: лом и лопату.
Пневматический инструмент ударно-вращательного действия наносит удары по разрабатываемой породе, автоматически поворачивает бур и имеет устройство для продувки.
Перфоратор предназначен для сухого бурения шпуров в породах различной крепости.
Пневматические ножницы состоят из корпуса, двигателя, планетарного редуктора и рабочего органа и предназначены для резки листовой стали.
Лекция 12 Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети
Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети.
Машины для устройства противофильтрационных покрытий в открытой проводящей сети.
Наиболее широкое распространение по сравнению с другими видами противофильтрационной защиты оросительных каналов в мелиоративном строительстве получили облицовки из монолитного бетона. Для проведения работ по монолитной облицовке в зависимости от главных оросительных каналов (0…1 м; 1,1…1,5м; 1,5…3 м и 3…5 м) используются специальные комплексы машин, которые, в свою очередь, подразделяются на три типа: скользящие, полнопрфильные на рельсовом ходу, полупрофильные на рельсовом ходу. Бетонную смесь для облицовки каналов готовят на бетоносмесительных установках СБ-140, СБ-109А или СБ-150 производительностью соответственно 12, 135 и 240 м
3/ч. Для доставки заполнителей к месту приготовления бетонной смеси используют автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502-79, КамАЗ-5511, транспортируют бетонную смесь автобетоносмесителями СБ-92-1А, СБ-159. Подготовка грунтового основания для бетонной облицовки производится преимущественно с применением экскаваторов-профилировщиков типа МБ-92. Непосредственно перед укладкой бетона грунтовое основание увлажняют с помощью поливочной машины МП-15 или системы увлажнения, смонтированной на бетоноукладчике. Бетон в монолитную облицовку канала главного 0,6…1 и 1,1…1,5 м укладывают бетоноукладчиком МБ-15А или МБ-17А. Он состоит из направляющей части, скользящей по грунтовому ложу канала, расходного бункера для приемки бетонной смеси, вибробруса, выглаживающего бруса, нарезчика швов, тяговой лебедки, установки для мойки машины и увлажнения грунтового ложа канала, электрооборудования и двух лыж, скользящих по бермам канала и удерживающих рабочие органы в положении, соответствующем заданной толщине укладываемой облицовки. Виброформы работают в сцепке с экскаватором ЭТР-206А, отрывающим канал и служащим якорем для передвижения виброформ. Если нарезка каналов ведется раздельно от его бетонирования, для передвижения виброформы в качестве якоря могут быть использованы два трактора ДТ-75 или Т-170. Свежеуложенный бетон для нормального отвердения покрывают пленкообразующими материалами (битумные эмульсии, лак этинол и др.), которые наносят распределителем типа МБ-26, навешиваемым на тракторы Т-40М или Т-40АМ или с помощью универсального переходного звена навески, устанавливаемого на тракторы типа МТЗ-80 или ЮМЗ-6А. Поперечные деформацонные швы, нарезаемые в бетонной облицовке виброформой, герметизируют после затвердения бетона с помощью машины для заливки швов ДС-67 горячей резино-битумной мастикой. Заливщик швов конструируется на шасси автомобиля УАЗ-152А и имеет устройства, обеспечивающие поддержание нужной температуры мастики в процессе работы. Для монолитной облицовки бетоном каналов главных 1,5…3 м используется комплекс машин, состоящий из экскаватора-профилировщика Д-654В, бетоноукладчика Д-655В с перегружателем бетона и нарезчика швов Д-656А. Кроме облицовки канала, данный комплекс обеспечивает окантовку берм бетонными полосами шириной 0,25 м. В зависимости от параметров облицованного канала конструкция комплекса машин Д-654Б, Д-655Б и Д-656А дает возможность компоновать их в трех модификациях. Передвижение машин осуществляется по рельсовым путям, уложенным на бермах канала. Экскаватор-профилировщик Д-654Б, предназначенный для планировки дна и откосов канала, обеспечивает разработку грунтов 1…3 групп и представляет собой самоходный многоковшовый экскаватор поперечного черпания, состоящий из двух ходовых тележек и фермы, на которой расположены ковшовая цепь, зачистные профилирующие ножи, поддон, приемные и отвальные конвейеры, силовая дизель-электрическая установка, привод механизмов, электрооборудование и пульт управления. Многоковшовый рабочий орган формирует канал, расположенные непосредственно за ковшовой цепью по периметру канала зачистные ножи осуществляют окончательную планировку дна и откосов канала. Бетоноукладчик Д-655Б предназначен для приемки и распределения бетонной смеси, уплотнения и формирования ее на дне и откосах спрофилированного канала. На ходовые тележки бетоноукладчика, унифицированные с тележками экскаватора-профилировщика, опирается ферма со всеми смонтированными на ней рабочими органами, механизмами их приводов и дизель-электрической установкой. Для приемки бетонной смеси и передачи ее в распределительный бункер бетоноукладчика имеется перегружатель бетона, состоящий из приемного и загрузочного конвейеров, тележки с колонной, опоры и электрооборудования, который позволяет подавать бетонную смесь в процессе бетонирования канала. Нарезчик швов Д-656А предназначен для нарезки поперечных деформационных швов шириной 20 мм в уплотненной свежеуложенной бетонной облицовке и нанесения на поверхность облицовки пленкообразующей жидкости. Для нарезки швов служат два виброножа с резиновыми успокоителями, работающие поочередно. Нарезка швов производится при остановках машины, нанесение пленкообразующей жидкости – при движении ее вдоль канала. Для монолитной облицовки бетоном оросительных каналов главных от 3 до 5 м