ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экскурсия « Истории окружающих нас предметов .»
Самовар
Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена. Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала. Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.
Коромысло
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра - и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.
Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.
У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.
В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!»
Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5...7 см и длиной 190...210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.
ЕНДОВА
Ендова – большая посудина, в которой приносили напитки на стол. Ендова никогда не считалась ценным предметом, и наравне с простыми деревянными чашами носила исключительно функциональный характер: ендовой активно пользовались, но не выставляли на видное место на столе или в доме. Делали ендовы в основном из дерева, реже – для князей – из металлов, в том числе драгоценных.
По форме ендова напоминала чашу, в верхней части которой в отверстие вставлен желобок, через который, собственно, и разливались напитки. Вместимость этой утвари доходила до ведра, поэтому к некоторым ендовам крепили рукояти, чтобы удобнее было разливать напитки.
Происхождение посуды
История посуды насчитывает уже несколько тысячелетий. Ученые считают, что время ее происхождения - 6-7 тысяч лет назад. В то время посуда была не очень похожа на то, что мы подразумеваем под этим словом сегодня. Основным материалом ее создания была глина. На тот момент этот материал был доступным и устойчивым к высоким температурам. Но спустя какое-то время посуду начали делать из меди и чугуна. Это произошло примерно в IV—VI веке до н. э. Применение других материалов связано с тем, что пищу начали готовить на конфорках, а не непосредственно в печах. Нержавеющая сталь как материал для создания посуды появился лишь в XX веке, а антипригарное покрытие используется с конца 50-х годов XX века. Само слово «посуда» в нашей стране появилось сравнительно недавно, в XVII веке. До этого приборы для употребления пищи назывались «судно» или «сосуд».
История возникновения некоторых предметов посуды
Блюдо – это древний предмет столовой посуды, который использовался для подачи пищи. Чаще всего блюдо было предназначено для нескольких человек, из него ели вдвоем или даже втроем. Блюда выполнялись из различных материалов: из дерева, стекла, олова или серебра. Сегодня блюдо сохраняет свои корни в таком столовом приборе как блюдце.
Миски в Древней Руси являлись альтернативой тарелкам. Из мисок можно было есть всей семьей, на это указывают многочисленные исторические источники. Практически в каждом доме присутствовал этот предмет посуды. Зачастую все столовые приборы ограничивались горшком для приготовления пищи и миской для подачи обеда на стол.
Горшок был единственным кухонным предметом посуды в то время. Он обычно делался из глины. Использование горшка разнообразно – в нем можно было готовить еду, также он использовался для хранения продуктов. Горшок стал прототипом разнообразных предметов кухонной посуды – кастрюль, сковородок, супниц и так далее.
Тарелки в обиходе появились значительно позже. Этимология этого слова исходит от немецкого слова «талер». Тарелки как предмет столовой посуды впервые появились во Франции. В то время они сильно отличались от привычных нам тарелок. Этот предмет был меньше, чем блюдо или миска, использовался для приема пищи одним человеком. Альтернативой тарелкам часто случили хлебные куски, которые впоследствии также съедались.
Домбра
Домбра (Шаблон:Lang-kz) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. История домбры и легенды о её происхождении Править
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад[1].
О домбре и её происхождении существуют легенды:
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
В 50 годы ХХ века, при раскопках городов Согда, Кой кырылган (древний Хорезм) нашли скульптуру, в котором изображен музыкант с домброй. Скульптуре 2000 лет. Значит домбра, которую мы сейчас используем, была известна уже тогда.
Домбыра – это щипковый музыкальный инструмент, имеет корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделенный ладами. Это один из основных казахских музыкальных инструментов, но аналоги есть и у других народов. И название у них созвучное: у татаров – думра, у калмыков – домр, у манголов – домбур, у узбеков – танбур, по украинский – бандура. Даже оказывается у индусов есть похожий инструмент – только он четырехструнный, называется тампура, и у греков – пандура.
История возникновения Маслоойки
Доказательства использования масла уже датируются 2 000 до н.э, [3] и есть упоминание об этом в библейских работах. Сама маслобойка, возможно, существовала уже в 6-ом столетии нашей эры, как может быть замечен тем, что, кажется, крышка маслобойки, датирующаяся с той эры. [4] В европейской традиции, маслобойка была прежде всего устройством, используемым женщинами, и взбалтывание масла было существенной ответственностью наряду с другими домашними хлопотами. [5] В более ранних традициях создания масла, кочевые культуры поместили молоко в сумки кожи и произвели масло или встряхивая сумку вручную, или возможно прилагая сумку к вьючному животному, и производя масло просто посредством движения животного. Некоторые теоретики полагают, что это - то, как процесс создания масла был обнаружен. Некоторые культуры все еще используют процесс, подобный этому, посредством чего сумка заполнена молоком, привязанным к палке, и энергично встряхиваемый.