Файл: Тутукова Ольга Семёновна учитель начальных классов мкоу сош 234 г. Знаменск Астраханской области.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучение глагола в начальной школе.
Тутукова Ольга Семёновна- учитель начальных классов МКОУ СОШ №234 г.Знаменск Астраханской области
Большое место в программе начальной школы отводится изучению знаменательных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определенные трудности у младших школьников при овладении данной частью речи
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки.
Тема «Глагол» является для младших школьников наиболее трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудна она потому, что успешное и действенное усвоение материала данной темы предполагает наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения.
Важна она потому, что изучение теоретического материала по теме «Глагол» обогащает учащихся определенными знаниями о языке, что имеет большое образовательное значение; упражнения по данной теме служат средством развития логического мышления и речи учащихся; только на основе усвоения теоретических знаний о глаголе учащиеся осознают, почему именно так, а не иначе пишутся слова, т. е. познают закономерности правописания; воспитывается внимание и интерес к слову, способствующие глубокому пониманию и точному употреблению его в речи; развивается орфографическая зоркость учащихся.
Данная технология изучения глагола в начальной школе опирается на учебники авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. На протяжении всего курса русского языка эти авторы придают большое значение работе со словом. Очень важно, что морфологический аспект рассмотрения слова тесно связан с другими аспектами, такими, как фонетический, морфемный, грамматический. В процессе такой работы у детей формируется целостное представление о слове как языковой единице. Морфология служит средством развития мышления детей, формирует представления о языке как системе и повышает орфографическую грамотность.
Технология работы над глаголами направлена на организацию учебного процесса, цель которого - усвоение учебного материала на достаточно высоком уровне, формирование грамотного в языковом отношении ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие.
Подготовку к изучению глагола провожу в период обучения грамоте. Она заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова (глагола). Происходит накапливание речевого опыта в использовании глагола, на основе которого обобщается лексико-грамматическое значение: обозначают действие предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводятся в связи с чтением страниц «Моей любимой азбуки», составлением предложений по картинкам. Учебник помогает создать на уроке условия, при которых учащиеся, составляя предложения, подбирая подходящие по смыслу слова, устанавливают связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает.
Функции глагола как единицы языка и речи представлены во взаимосвязи с другими разделами уже в учебнике для 1 класса «Русский язык» (первые уроки). Моя задача - помочь школьникам на начальном уровне ознакомиться с основными функциями глагола в общении людей. Особенности глагола, его функции в речи первоклассники познают в процессе выполнения разнообразных речевых упражнений, а также узнают из сведений, которые представляют собой выводы из наблюдений над словами в структуре предложений и текстов.
Во 2 классе знания о глаголе углубляются как в лингвистическом, так и в речевом аспектах. Прежде всего, конкретизируется для младших школьников сущность слова как действия.
Веду пропедевтическую работу над числом глагола, временными формами, фиксирую внимание учащихся на употреблении и роли глаголов в предложении. Такаяподготовительная работа во 2 классе создает более благоприятные условия для изучения данных тем в 3 классе. Понятия о времени, числе, неопределенной форме глагола оформляются в виде правила. Учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.
Учащиеся знакомятся с образованием глаголов прошедшего времени с помощью суффикса -л-, с правописанием частицы не с глаголами. В 4 классе обобщаются знания о глаголе, накопленные детьми за три года. Предметом постоянного внимания учащихся остается по прежнему изменение глагола по времени.
Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную начальную форму глагола, научить “переходить” от временной к начальной и, наоборот, от начальной формы к той же временной, что поможет учащимся сознательно писать безударное личное окончание глагола в настоящем или будущем времени.
Понятие о виде глагола ввожу через образ, через картинку.
Говорят (и это лестно), Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу чудесно: Что я выгляжу ужасно:
Шляпа, галстук и костюм, Сам не брит, костюм измят,
А в глазах - природный ум, Уши в стороны торчат,
Нос горбинкой, ясный взгляд Нос крючком, потухший взгляд
(Все восторженно глядят), (Все сочувственно глядят),
Весь начищенный, степенный. Суетливый, нестепенный…
Вид мой самый совершенный! Ах, мой вид несовершенный!
Работа над навыками правописания личных окончаний глагола занимает в 4 классе особое место. Данный навык сложен, и основу его составляет целый комплекс его знаний и умений: умение распознавать глагол, его вид, время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения.
На доступном для младших школьников уровне
изучается словообразование глаголов. Материал упражнений направлен на проведение поисковой, исследовательской работы.
В период обучения грамоте правописание не отделено от обучения элементарному письму и чтению. Отдельные уроки на орфографические темы не планируются. Они являются составной частью уроков чтения и письма. Но уже в этот период начинаю постепенное накопление наблюдений над языком и практического материала по морфологии.
«Глагол» - тема для учащихся совершенно новая. Начинаю работу по этой теме с уточнения значения глагола. Понятия о глаголе у детей развивается постепенно на протяжении всех четырех лет обучения.
На первых порах использую глаголы, у которых лексическое значение совпадает с грамматическим (идёт, летает, читает и т. д.). Учащиеся сами могут выполнить действия, о которых говорили и при этом наглядно убедиться в том, что обозначают глаголы.
Что же такое – глагол? Это понятие ввожу через образ, через картинку. «Вот это деятельный дядюшка Глагол».
Он так много сразу делает, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Вот что он о себе рассказывает:
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
А отвечает он на вопросы что делает?
что делают?
Зримый образ понятий морфологии подключает образно-чувственное мышление ребёнка.
Развитие умений абстрагироваться, отвлекаться от конкретного лексического значения слов способствует формированию более полного понятия глагола. С этой целью использую упражнения со словами, которые объединены общим смыслом.
Каким общим словом можно назвать следующие слова?
-
Ложка, нож, тарелка, кастрюля (существительные, посуда). -
Строить, писать, рыбачить, копать (глаголы, обозначающие трудовую деятельность). -
Кислый, сладкий, горький, солёный (прилагательные, вкус). -
Январь, февраль, март, апрель (существительные, месяцы). -
Вечереет, подмораживает, светает, тает (глаголы, обозначающие состояние природы).
Слова для нахождения обобщающего понятия подбираю из любых групп, более или менее конкретных. В более сложный вариант упражнений включаю только два слова, для которых нужно найти общее понятие.
Найдите, что общего у этих слов:
-
Суп и каша (существительные, еда). -
Удивляться и изумляться (глаголы, обозначающие удивление). -
Круглый и квадратный (прилагательные, форма). -
Сова и кукушка (существительные, птицы). -
Радоваться и веселиться (глаголы, обозначающие хорошее настроение).
Подобные упражнения стимулируют мышление ребёнка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребёнка способность к абстрагированию.
Не менее эффективным средством является индивидуальная работа с учащимися на уроке.
Самостоятельная работа развивает творческие способности детей, воспитывает волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.
Не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, если у ребёнка будет возможность выбора задания по своим силам. Исходя из индивидуальных особенностей детей, нужно ввожу поуровневое обучение. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания. Второй уровень – уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение задания на отработку учебного материала, но и развития речи, логического мышления. Третий уровень – творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и развития речи.
Для достижения данной цели даю детям карточки с 3 уровнями выполнения задания на определённую тему. Например:
Понятие о глаголе.