Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос №1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина
1) Методика (с греч. – это путь исследования): а) дореволюционный период – указание к методическому, т.е. к правильному и целесообразному решению научной задачи. б) советский период – совокуп. способов и приемов выполнения какой – либо работы, выделяли понятие методика обучения и предмета, отрасль педагогич. науки, представляющая собой частную теорию обучения. в) современный период – совокуп. упорядоченных знаний о принципах, содержаниях, методах, средствах и формах организации учебно – воспитательного процесса по отдельным дисциплинам.

2) Объект изучения – будет являться педагогический процесс. Предмет дисциплины – методическая составляющая этого процесса. Цели обучения истории менялись на разных тапах российского государства. В дореволюционной школе: а) формирование полноценного исторического сознания учащихся; б) изучение истории в процессе развития, эволюции общества; в) знакомство с прошлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее. В современном периоде: а) развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания; б) овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней; в) развитие интереса и уважения к истории и культуре народов. Задачи обучения: как отмечал выдающийся методист начала XX в. К.А. Иванов, важнейшие задачи методики — выявление, описание и оценка способов обучения, которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета.

3) Функции методики обучения истории: 1) Организационная – реализуя её, учитель продумывает: как начать урок; чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на восприятие нового; в какие виды работ вовлечь всех учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познавательные задания; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совершенствовать и т.д. 2) Информационная (обучающая)- касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке, какие при изложения средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал (основной или дополнительный), в какой форме, в каком объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбирает учебные пособия к уроку. 3)
Конструирующая– предполагает: анализ особенностей состава учеников конкретного класса; определение доминирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя 3 уровня познания – воспроизводящий, преобразующий, творческо – поисковый. Воспроизводящий – самый простой: ученик лишь воспроизводит все то, что дает на уроке учитель (повторяет рассуждение, чертит за учителем таблицу и т.д.). Преобразующий – более сложный: ученик слушает лекцию и составляет её план; по нескольким параграфам учебника заполняет таблицу. Творческо – поисковый: самый сложный: ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы; проводит анализ учебника на основе источника. 4) Гностическая: предусматривает реализацию этапов подготовки урока – осмысление содержания учебного материала; формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы курса в целом; определение типа урока; выявление структуры урока. 5) Контрольно – учетная: продумывает – как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как надо проверить и закрепить знания; как оценить знания. 6) Корректирующая: подводит итог урока – правильно ли отобран материал, интересны ли содержательные факты, достигнута ли цель урока и многое другое.

4) Характеристика основных факторов обучения истории в современной отечественной школе: 1) цели, определяются государством и обществом. 2) содержание и структура образования – меняется с развитием исторической науки. Содержание истории отобранное для изучения в школе, оформляется в виде госстандарта, программ и учебников. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя классные, внеклассные и внешкольные занятия. 3) научно – методическая организация процесса обучения (формы, методы, приемы, средства), преподавания и обучения. 4) познавательные возможности учащегося – связаны с возрастом ученика и соответствующим уровнем исторических знаний и умений 5) результаты обучения – напрямую связаны с реализацией поставленных целей и отражают достигнутый уровень знаний и умений учащихся, их интеллектуальный, мотивационно – волевой и эмоциональный уровень развития.

5) Связь теории и методики обучения истории с другими науками: базовая дисциплина – история; педагогика; философия; география; МХК; обществознание; хронология; психология.
Вопрос №2: Нормативно-правовые основы школьного исторического образования


1) История как учебный предмет: а) история – это наука, которая изучает события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии; б) история (с греческого «исследование») - сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая письменные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. На современном этапе по стандарту 2004 г. история преподается с 5 по 11 класс, с 9 класса ,а в 11 классе повтор на более обобщенном уровне. Историю изучают как Мировую историю — История древнего мира в 5 классе (2 ч.в неделю), История Средних веков в 6 классе (о1 ч.), История Нового времени в 7 и 8 классах (1 ч.) и Историю Новейшего времени в 9 классе (1 ч.). В 10 — 11 классе идёт повторительный курс всей мировой истории по 1 часу. Также изучается Отечественная история и курс называется «История России». Данный курс начинают изучать, иногда в 4 классе (пропедевтика) — как вводный курс. В 6 — 9 классах начинается подробное изучение — 1 час в неделю (или во втором полугодии - 2 ч.). В 10 — 11 классе идёт повторительный курс изучения по 1 ч.

2) Нормативно – правовые основы школьного исторического образования: 1) закон об образовании – обязательно 9-летнее образование, 3 ступени обучения – начальное, среднее, старшая. 2) госуд. образовательный стандарт – цели исторического образования, предметная область, требование к выпускникам старшей школы. 3) учебная программа – цель, структура курса, сколько часов на изучение темы, какие умения развиваются, какие основные понятия формируются. 4) базисный учебный план. 5) учебный план школы.

3) Федеральный закон от 29.12.2012. Основные принципы:

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;

  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;

  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;

  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;

  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;

  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий


4) Роль и место истории в образовательной программе общеобразовательного учреждения: предмет истории всегда обязательный, по стандарту 2004 г. во всех профилях.

5) Цели и задачи школьного исторического образования: Цели: у школьников необходимо выработать понимание разных типов исторических фактов и их относительного значения. Выделяется шесть уровней достижения этого образовательного результата:1.Рассказывать о фактах из собственного прошлого и объяснять, почему они важны; понимать, что старые фотографии и фильмы говорят о людях или разных местах в прошлом.2.Уметь приводить простые факты, свидетельствующие о развитии данного человека или события в прошлом.3.Уметь описать, как люди запоминают и сохраняют прошлое, например, военные мемориалы, и объяснять, зачем они это делают. 4.Называть разные источники информации о прошлом и объяснять, как их может использовать человек, изучающий конкретную тему; уметь объяснить значение слова «наследие» и приводить конкретные примеры. 5.Уметь показывать, как чувствительность общества к собственному прошлому может повлиять на его развитие в настоящем и будущем. 6.Уметь показывать, как наследие и исторические факты могут использоваться и положительно, и отрицательно.

Задачи: 1.развитие исторического мышления школьников на базе материа­ла, представленного в учебных пособиях; 2.формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира; 3.воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления; 4.восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; 5.знакомство с основными концепциями и теориями, описы­вающими и объясняющими развитие общества; 6.формирование исторической грамотности на современном меж­дународном уровне; 7.развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.5) Основные концепции и модели школьного исторического образования: Модели: многообразие моделей демонстрирует историческая пропедевтика. а) традиционным вариантом в большинстве российских школ остаются «Рассказы по родной истории» написанные для учащихся 3-4 классов. Сохранился линейно – хронологический принцип повествования, но принципиально изменились структура и критерии отбора учебного материала. Курс был разделен на две части, но они не противопоставляются друг с другом. Материал первого раздела «Удивительный мир истории» раскрывает ребятам секреты исторических исследований и знакомит с видами источников. «Рассказы по родной истории» заканчиваются победой советского народа в ВОВ. б) в последнее время активно разрабатываются модели интегративных историко – обществоведческих курсов для 3-4 класса. Эта модель полностью реализует временные требования к содержанию образовательной области обществознания, формирует у детей элементарные представления о прошлом своей родины, способствует их социальной адаптации. Большая часть учебного времени посвящена историческим сюжетам в хронологической последовательности. Этот курс позволяет учащимся начальной школы освоить на доступном им уровне 3 круга ценностей: этнокультурный, общенациональный, общечеловеческий. В) есть и иное направление моделирование школьных историко – обществоведческих курсов пропедевтики, его условно можно назвать антропологическим. «Я – гражданин» (Н.Я. Чутко), «Человек и человечество» (Д.И. Латышина), «Великие люди и события» - авторы этих названий хотят прежде всего обратить внимание младших школьников на роль человека в истории и современном обществе, познакомить с правами ребенка и гражданина, адаптировать ребят к окружающему их миру.
Концепции: концепция – это система взглядов на что–нибудь, т.е. основная мысль.основополагающим принципом концепции является личностная ориентация образования, которая направлена на реализацию творческого потенциала учащихся и соотносится с культурно-историческими традициями, а также с социально-экономическими условиями страны. Концепции исторического образования построены на концентрической системе преподавания курса истории.
Вопрос №3: Структура и содержание современного школьного исторического образования.
1) Понятия «содержание школьного исторического образования», «структура школьного исторического образования». Структура школьного исторического образования – это порядок, последовательность преподавание курсов всемирной истории в учебных заведениях. Содержание школьного исторического образования – совокупность школьных исторических курсов, представляющих систему школьного исторического образования.

2) Основные виды структуры школьного исторического образования: а) линейный принцип – однократное изучение курсов отечественной и всеобщей истории, в течение всех лет исключительно знакомясь в хронологической последовательности с наиболее яркими фактами. б) концентрический принцип – рассчитан на 2-х или 3-х кратное рассмотрение одних и тех же хронологических пределах, при этом каждый раз повышая уровень их анализа.

3)Отечественный опыт реализации линейного принципа построения исторических курсов в школьном историческом образовании: в 1934 г. восстанавливая историю как самостоятельный учебный предмет в школах СССР, была избрана линейная структура, потому что в цели поставленной компартией и Советским государством перед школьным историческим образованием, идеально соответствовал основополагающий принцип линейности – соблюдение историко – хронологической последовательности в изложение исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторически явлений, исторических деятелей, хронологических дат. В советской школе линейная структура оказалась долгожительницей: в соответствие с ней история преподавалась в 1934-1959 г.г. и в 1965-1993 г.г.

4) Реализация концентрической структуры школьного исторического образования в отечественной школе: в конце 19 – начале 20 в.в. в российских гимназиях сложилась концентрическая структура преподавания русской и всеобщей истории. Прошлое России изучали трижды; в 1-2 классах в рамках элементарного курса, затем в 4-6 в рамках систематического и в 7-8 как дополнительный курс; всеобщая история преподавалась в двух концентрах: во 2-6 классах с древности до конца Нового времени, а в 6-7 повторно история Средних веков и Нового времени; дополнительно в выпускных классах читался курс античной культуры. В 1915-1916 г.г. была реформа, которая сократила до двух концентров изучение отечественной истории – 1-3 классы элементарный курс, 5-7 систематический, но сохранив при этом принцип синхронного изучения систематических курсов русской и всеобщей истории в старшем звене. В последнем классе гимназии вводился еще повторительно – дополнительный курс, ставящий своей целью – объединение всех разрозненных знаний по русской истории в одно целое, с уяснением тех основных путей, по которым развертывался внутренний исторический процесс развития русского общества и государства.