ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 4
УМК: «Начальная школа 21 века»
Тема: «Морфологический разбор имени существительного»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: систематизация знаний об имени существительном; формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и расширить знания об имени существительном, его грамматической категории.
Развивающая: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята! - Садитесь. - Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. Не забывайте про правильную посадку. - Отлично. Мы начинаем урок. | Приветствуют учителя - Да | К: формирование навыков сотрудничества Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
Актуализация знаний и мотивация | - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - На доске пословица: Друг познается в беде, герой – в битве, родственники – в невзгодах. (Древняя Индия.) - Как вы понимаете её смысл, кто может объяснить? - Хорошо, запишите пословицу к себе в тетрадь. - А теперь напишем словарный диктант. - Бассейн, искусство, аппетит, кроссворд, шоссе, огород, охрана, петух, океан, песок, орех, остров. - Ребята, давайте проверим, как вы записали слова. - Хорошо, ребята. Все эти слова являются словарными и их написание необходимо запомнить. | Записывают - Настоящее отношение можно увидеть только в трудной ситуации. Записывают Записывают слова Объясняют написание слов Бассейн-пишется с двумя «с», это словарное слово, его нужно запомнить Искусство-пишется с двумя «с», это словарное слово, его нужно запомнить Аппетит-пишется с двумя «п», двойная согласная в корне слова, словарное слово Кроссворд-пишем букву «о» безударная гласная в корне, удвоенная согласная «с», словарное слово Шоссе- пишем букву «о» безударная гласная в корне, удвоенная согласная «с», словарное слово Огород-пишем букву «о», непроверяемая безударная гласная в корне, словарное слово Охрана- пишем букву «о», непроверяемая безударная гласная в корне, словарное слово Петух-пишем букву «е», словарное слово Океан-пишем букву «е», словарное слово Песок-пишем букву «е», словарное слово Орех-пишем букву «о» и букву «е», словарное слово Остров-пишем букву «о», словарное слово | Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Р: прогнозирование |
Постановка учебной задачи | - Найдите упр.1 На стр.24. Прочтите слова. – По какому признаку можно разбить эти слова в два столбика? – Запишите эти слова в два столбика. – Скажите, с какой целью мы проводим фонетический анализ слова? Разбор слова по составу? – Что значит «охарактеризовать слово как часть речи»? – Выберите из слов, записанных на доске, те признаки, которые можно отнести к имени существительному. Род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, степени сравнения, одушевленное – неодушевленное, собственное – нарицательное, личное. - Как вы думаете, какие признаки имени существительного постоянные, а какие – изменяются с изменением формы слова? | - Одушевленные: синица, жук, сестра, учитель, мастер, шофёр, врач - Неодушевленные: ёлка, скамейка, ночь, корабль, шкаф, стекло, рояль - Одушевленные и неодушевленные. - Чтобы знать, как пишутся слова и допускать меньше ошибок при их написании. - Это значит назвать признаки, которые ему присущи. (выполнить морфологический разбор) - Род, число, падеж, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное. - Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное. Непостоянные признаки - это число и падеж. | Р: целеполагание П: формулирование целей |
Открытие нового знания | - Итак, ребята, сегодня мы будем учиться характеризовать слово как часть речи, т. е. выполнять морфологический разбор слова. – Прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного. | Читают | К: формирование навыков сотрудничества П: построение речевого высказывания |
Первичное закрепление | - Найдите упр.2 на стр.25 - Давайте проверим, как Андрей выполнил морфологический разбор, есть ли ошибки в его работе? - Правильно ли выполнил Андрей морфологический разбор? Почему? - А теперь давайте отдохнем. Физминутка Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх) И вторая пробежала – кап! (руки в стороны) Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх) Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево) Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад) Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук) Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. (наклоны вперёд) Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз) И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули) От дождя убежим, (бег на месте) Под кусточком посидим. (сесть за парту) | - В его разборе есть неточности. В первом пункте нужно писать с предлогом (На) Луне, а так же он указал неправильно падеж, (На) Луне (на чем?) Предложный падеж. Выполняют упражнения | П: осмысление П: умение высказывать свои мысли Л: установка на ЗОЖ |
Самостоятельная работа | - Посмотрите на упр.3. На стр.26 - Найдите ошибки в работах ребят и письменно исправь их. - Если вы нашли ошибки, то запишите правильный морфологический разбор одного из слов к себе в тетрадь. | - В первой работе ошибка в склонении, Пони-это несклоняемое слово. - Во второй работе ошибка так же в склонении, Стол-это существительное 2-го склонения Записывают | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации Р: планирование своих действий в соответствии с задачей |
Систематизация знаний | - Ребята, а теперь давайте закрепим наши знания и выполним упр. 4 На стр. 26 Прочитайте задание. - Хорошо, ребята, подчеркните эти слова в стихотворении и запишите морфологический разбор себе в тетрадь. - Кто может выразительно прочитать стихотворение? | - В окне (где?), в тишине (где?), из щёлки (откуда?), над речкой (где?), за печкой (где?). Из щёлки - имя существительное. Начальная форма - щель. Из щёлки - родительный падеж. Пост. признаки - нарицательное, неодушевленное, женский род, 3 склонение Непост. признаки - родительный падеж, единственное число. Течет (откуда?) из щёлки Обстоятельство. | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания К: выражение своих мыслей |
Рефлексия деятельности | – Давайте подведем итог нашего занятия С каким видом разбора мы с вами познакомились? – Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного? - Всегда ли у имени существительного постоянные признаки? - Чтобы не забывать, как выполняется морфологический разбор имени существительного, я раздам вам памятки. - У вас на столах есть солнышко и тучка. Если вам понравился урок то покажите солнышко, если нет, то тучку. | - С морфологическим - Поставить слово в начальную форму. Описать слово по признакам: род, число, падеж, склонение, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное. И найти, чем оно является в предложении. - Нет, есть непостоянные признаки-это число и падеж. Оценивают деятельность | Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |