Файл: Морфологический разбор имени существительного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема: «Морфологический разбор имени существительного»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: систематизация знаний об имени существительном; формирование умения выполнять морфологический разбор имени существительного.

Задачи:

Образовательная: систематизировать и расширить знания об имени существительном, его грамматической категории.

Развивающая: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова учебник «Русский язык» 4 класс, 1 часть.


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности


- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь.

- Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. Не забывайте про правильную посадку.

- Отлично. Мы начинаем урок.

Приветствуют учителя


- Да

К: формирование навыков сотрудничества

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Актуализация знаний и мотивация

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- На доске пословица:

Друг познается в беде, герой – в битве, родственники – в невзгодах. (Древняя Индия.)

- Как вы понимаете её смысл, кто может объяснить?

- Хорошо, запишите пословицу к себе в тетрадь.

- А теперь напишем словарный диктант.

- Бассейн, искусство, аппетит, кроссворд, шоссе, огород, охрана, петух, океан, песок, орех, остров.

- Ребята, давайте проверим, как вы записали слова.

- Хорошо, ребята. Все эти слова являются словарными и их написание необходимо запомнить.

Записывают

- Настоящее отношение можно увидеть только в трудной ситуации.

Записывают
Записывают слова

Объясняют написание слов

Бассейн-пишется с двумя «с», это словарное слово, его нужно запомнить

Искусство-пишется с двумя «с», это словарное слово, его нужно запомнить

Аппетит-пишется с двумя «п», двойная согласная в корне слова, словарное слово

Кроссворд-пишем букву «о» безударная гласная в корне, удвоенная согласная «с», словарное слово

Шоссе- пишем букву «о» безударная гласная в корне, удвоенная согласная «с», словарное слово

Огород-пишем букву «о», непроверяемая безударная гласная в корне, словарное слово

Охрана- пишем букву «о», непроверяемая безударная гласная в корне, словарное слово

Петух-пишем букву «е», словарное слово

Океан-пишем букву «е», словарное слово

Песок-пишем букву «е», словарное слово

Орех-пишем букву «о» и букву «е», словарное слово

Остров-пишем букву «о», словарное слово



Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Р: прогнозирование



Постановка учебной задачи


- Найдите упр.1 На стр.24. Прочтите слова.
– По какому признаку можно разбить эти слова в два столбика?

– Запишите эти слова в два столбика.

– Скажите, с какой целью мы проводим фонетический анализ слова? Разбор слова по составу?

– Что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?

– Выберите из слов, записанных на доске, те признаки, которые можно отнести к имени существительному.

Род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, степени сравнения, одушевленное – неодушевленное, собственное – нарицательное, личное.

- Как вы думаете, какие признаки имени существительного постоянные, а какие – изменяются с изменением формы слова?


- Одушевленные: синица, жук, сестра, учитель, мастер, шофёр, врач

- Неодушевленные: ёлка, скамейка, ночь, корабль, шкаф, стекло, рояль


- Одушевленные и неодушевленные.

- Чтобы знать, как пишутся слова и допускать меньше ошибок при их написании.

- Это значит назвать признаки, которые ему присущи. (выполнить морфологический разбор)


- Род, число, падеж, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное.
- Постоянные признаки: род, склонение, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное.

Непостоянные признаки - это число и падеж.


Р: целеполагание

П: формулирование целей


Открытие нового знания


- Итак, ребята, сегодня мы будем учиться характеризовать слово как часть речи, т. е. выполнять морфологический разбор слова.

 Прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного.



Читают



К: формирование навыков сотрудничества
П: построение речевого высказывания



Первичное закрепление


- Найдите упр.2 на стр.25

- Давайте проверим, как Андрей выполнил морфологический разбор, есть ли ошибки в его работе?



- Правильно ли выполнил Андрей морфологический разбор? Почему?


- А теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.    (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту)


- В его разборе есть неточности. В первом пункте нужно писать с предлогом (На) Луне, а так же он указал неправильно падеж, (На) Луне (на чем?) Предложный падеж.


Выполняют упражнения

П: осмысление


П: умение высказывать свои мысли
Л: установка на ЗОЖ

Самостоятельная работа


- Посмотрите на упр.3. На стр.26

- Найдите ошибки в работах ребят и письменно исправь их.




- Если вы нашли ошибки, то запишите правильный морфологический разбор одного из слов к себе в тетрадь.


- В первой работе ошибка в склонении, Пони-это несклоняемое слово.
- Во второй работе ошибка так же в склонении, Стол-это существительное 2-го склонения

Записывают


П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей


Систематизация знаний

- Ребята, а теперь давайте закрепим наши знания и выполним упр. 4 На стр. 26 Прочитайте задание.



- Хорошо, ребята, подчеркните эти слова в стихотворении и запишите морфологический разбор себе в тетрадь.

- Кто может выразительно прочитать стихотворение?

- В окне (где?), в тишине (где?), из щёлки (откуда?), над речкой (где?), за печкой (где?).

Из щёлки - имя существительное.

Начальная форма - щель.
Из щёлки - родительный падеж.

Пост. признаки - нарицательное, неодушевленное, женский род, 3 склонение

Непост. признаки - родительный падеж, единственное число.
Течет (откуда?) из щёлки Обстоятельство.   



П: смысловое чтение, построение речевого высказывания
К: выражение своих мыслей

Рефлексия деятельности


– Давайте подведем итог нашего занятия

С каким видом разбора мы с вами познакомились?

– Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

- Всегда ли у имени существительного постоянные признаки?

- Чтобы не забывать, как выполняется морфологический разбор имени существительного, я раздам вам памятки.


- У вас на столах есть солнышко и тучка. Если вам понравился урок то покажите солнышко, если нет, то тучку.


- С морфологическим
- Поставить слово в начальную форму.

Описать слово по признакам: род, число, падеж, склонение, одушевленное-неодушевленное, собственное – нарицательное. И найти, чем оно является в предложении.

- Нет, есть непостоянные признаки-это число и падеж.


Оценивают деятельность

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.