Файл: Союз союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тема: Союз: союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

Тип урока: комбинированный

Цель: ввести понятие сложного предложения; формировать умение различать простое и сложное предложения; познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении; развивать речь учащихся при конструировании сложных предложений.

  • Планируемые результаты:

Предметные:

различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях. 

Универсальные учебные действия:

  • в сфере личностных универсальных учебных действий: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке. 

  • в сфере регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. 

  • в сфере познавательных универсальных учебных действий: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. 

  • в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности. 




  • Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.



Этапы занятия

Содержание деятельности педагога

  1. Организационный момент




На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Запись числа и классной работы.

  1. Актуализация знаний




Словарный диктант

Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.

Орфографическая физминутка:

-Выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ.

Буквы Ч и Н рядом на диванчике

Сочники, пончики едят,

Чай, налив в стаканчики.

Между ними мягкий знак

Втиснуться пытается.

Он и этак, он и так –

Нет не получается!

В Ч + Н, запомни прочно,

Мягкий знак не нужен точно!

В Ч + Н не нужен он.

Кто не нужен выйди вон!

Л. Уланова.


III. Самоопределение к деятельности


Солнце встало и осветило окрестность.

Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

 - Чем похожи? (В них содержится одна и та же мысль)

 - Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет).

 - Как вы думаете почему? (ответы детей)

 - Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило)

 - Какую роль в этом предложении играет союз И? (он объединяет однородные члены предложения)

 - Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, окрестность озарилась)

 - Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения)

- Откройте учебник на с. 75 и определите тему урока.

- На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ?

- Сформулируйте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

V. Физкульт-минутка

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 118 (с. 75)

-Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и задание Совёнка.

-Докажите, что прочитанное вами речевое высказывание-предложение.

- Прочитайте, что об этом говорит Ваня.

- Как вы понимаете его слова: «Частей в этом предложении много?»

-Выпишите главные члены предложения по образцу.

- Сколько получилось основ?

(Вводится термин «сложное предложение»)

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как вы теперь понимаете слова Вани?

- Как определить, сколько частей в сложном предложении?

- Как отделяются части сложного предложения?

Поупражняемся в выделении частей в сложном предложении.

Упр. 119 (с.75)

Упр. 120 (с. 76)

(Комментированное письмо. Учащиеся упражняются в составлении сложных предложений из простых)

- Как будут соединены части предложения (Бессоюзной связью)

- Прокомментируйте предложения, объяснив постановку запятых.

- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?

-Сколько частей во втором предложении?

- Как запишем предложение? (Запишем строфой. Это стихотворение.)

- Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ?

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Упр. 121 (с. 76)

- Прочитайте первое предложение. Найдите в нём главные члены.

(Снежинки падали, улеглись, окаймили)

- Сколько получилось основ? (Одна)

-Почему перед союзом и не стоит запятая? (Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены

VII. Рефлексия


Презентация

«Расставьте знаки препинания» (слайд №4)

-Какое предложение называется сложным?

- Когда перед союзом и вы поставите запятую, а когда не поставите?

VIII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку








«Я полностью справился с заданием самостоятельно».


«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»