Файл: Союз союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Тема: Союз: союзы и, а, но в простых и сложных предложениях
Тип урока: комбинированный
Цель: ввести понятие сложного предложения; формировать умение различать простое и сложное предложения; познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении; развивать речь учащихся при конструировании сложных предложений.
-
Планируемые результаты:
Предметные:
различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Универсальные учебные действия:
-
в сфере личностных универсальных учебных действий: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
-
в сфере регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. -
в сфере познавательных универсальных учебных действий: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. -
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
-
Оборудование: учебник, ПК, презентация, дидактический материал.
Этапы занятия | Содержание деятельности педагога | ||||||
| На уроке не зевай – Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! - Запись числа и классной работы. | ||||||
| Словарный диктант Календарь природы, известный человек, сельское хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта. Орфографическая физминутка: -Выписать из стихотворения слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ. Буквы Ч и Н рядом на диванчике Сочники, пончики едят, Чай, налив в стаканчики. Между ними мягкий знак Втиснуться пытается. Он и этак, он и так – Нет не получается! В Ч + Н, запомни прочно, Мягкий знак не нужен точно! В Ч + Н не нужен он. Кто не нужен выйди вон! Л. Уланова. | ||||||
III. Самоопределение к деятельности | Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом. - Чем похожи? (В них содержится одна и та же мысль) - Чем они отличаются? (Во втором предложении стоит запятая, а в первом нет). - Как вы думаете почему? (ответы детей) - Найдите грамматическую основу в первом предложении. (Солнце встало и осветило) - Какую роль в этом предложении играет союз И? (он объединяет однородные члены предложения) - Найдите грамматическую основу во втором предложении. (Солнце встало, окрестность озарилась) - Какую роль играет в этом предложении союз И? (Он соединяет две части сложного предложения) - Откройте учебник на с. 75 и определите тему урока. - На какой вопрос нам сегодня предстоит дать ответ? - Сформулируйте задачи урока. | ||||||
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику V. Физкульт-минутка VI. Закрепление изученного материала | Упр. 118 (с. 75) -Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина и задание Совёнка. -Докажите, что прочитанное вами речевое высказывание-предложение. - Прочитайте, что об этом говорит Ваня. - Как вы понимаете его слова: «Частей в этом предложении много?» -Выпишите главные члены предложения по образцу. - Сколько получилось основ? (Вводится термин «сложное предложение») - Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как вы теперь понимаете слова Вани? - Как определить, сколько частей в сложном предложении? - Как отделяются части сложного предложения? Поупражняемся в выделении частей в сложном предложении. Упр. 119 (с.75) Упр. 120 (с. 76) (Комментированное письмо. Учащиеся упражняются в составлении сложных предложений из простых) - Как будут соединены части предложения (Бессоюзной связью) - Прокомментируйте предложения, объяснив постановку запятых. - Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ? -Сколько частей во втором предложении? - Как запишем предложение? (Запишем строфой. Это стихотворение.) - Подчеркните главные члены. Сколько получилось основ? Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх. Упр. 121 (с. 76) - Прочитайте первое предложение. Найдите в нём главные члены. (Снежинки падали, улеглись, окаймили) - Сколько получилось основ? (Одна) -Почему перед союзом и не стоит запятая? (Союз соединяет не части сложного предложения, а однородные члены | ||||||
VII. Рефлексия | Презентация «Расставьте знаки препинания» (слайд №4) -Какое предложение называется сложным? - Когда перед союзом и вы поставите запятую, а когда не поставите? | ||||||
VIII. Подведение итогов урока Домашнее задание | По итогам урока учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку
|