Файл: Реферат жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого. История одного стихотворения. Выполнил студент гр.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жизнь Алексея Константиновича в период Крымской войны
Толстой Алексей Константинович в период Крымской войны хотел сначала создать партизанский отряд, после чего (в 1855 году) поступил в стрелковый полк майором. Однако поэту не довелось побывать на войне - он заболел тифом, когда полк стоял под Одессой. После окончания военных действий, в день, когда короновали Александра II, Алексей Константинович был назначен уже флигель-адъютантом.
Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта
Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.
Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией "Современника" и Толстым отношения несколько охладели. В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым. Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.
Отпуск и отставка
Алексей Константинович часто бывал при дворе. Посещения не ограничивались официальными приемами. Но служебные обязанности все более не нравились ему, в особенности тяготило то, что он не имеет возможности полностью сосредоточиться на искусстве. Только в 1859 году поэт добился бессрочного отпуска, а в отставку вышел в 1861-м.
Жизнь и творчество Толстого в 60-е годы
Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, Брянская область. Лишь изредка он приезжал в Петербург.
В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в "Русском вестнике" М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в "Вестнике Европы" под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.
В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму "Дон Жуан", а также роман под названием "Князь Серебряный", после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: "Царь Борис", "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" (годы создания произведений - 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.
После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.
Замысел драмы "Посадник", повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.
Материальные трудности и социальные противоречия в обществе, их отражение в жизни и творчестве поэта
70-е годы - непростое время для этого поэта. Судя по имеющимся сведениям, Алексей Константинович Толстой был очень гуманным помещиком. Однако имениями самостоятельно не занимался, хозяйство велось довольно хаотично, с использованием патриархальных методов. Это привело к тому, что материальные дела поэта приходили постепенно в расстройство. Разорение стало особенно ощутимо к концу 60-х годов. Алексей Константинович рассказывал близким, что вынужден будет просить царя взять его вновь на службу. Все эти обстоятельства тяготили поэта.
Однако дело было не только в разорении. Алексей Константинович ощущал себя одиноким в обществе, именовал себя даже "анахоретом". Переживания Толстого связаны были с процессами в жизни России того времени. В пореформенную эпоху все более углублялись существующие в обществе социальные противоречия. Власть денег росла бурно и растлевающе действовала на сознание людей, сгущалась также политическая реакция. Разрушением вечных ценностей сопровождался крах былых устоев.
Чувство растерянности и недоумения, поиски выхода из этой неуютной действительности в то время были свойственны и другим современникам автора (Успенский, Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин).
В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что "совлечены покровы" с его души, ее "живая ткань" обнажена, и каждое прикосновение к жизни - "жгучее терзание и злая боль". Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.
Последние годы
Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район). Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.
Личность Алексея Константиновича Толстого была довольно многогранной: он смог себя попробовать не только в роли поэта, но также и драматурга и просто писателя.
В стихотворной форме больше всего у Алексея Толстого можно увидеть баллад и сатирических стихов. При этом его лирика является очень проникновенной, в его стихах можно найти музыкальное начало, что делает произведения Алексея Константиновича Толстого действительно красивыми и интересными.
-
1
Алексей Толстой — Змей Тугарин
В этой балладе говорится о пророческой песне татарского певца, которую тот Интересно, что в данной балладе, как и в русских былинах, образ Владимира синтетический. В князе Владимире-Красно Солнышко, как известно, слились образы Владимира Святославича и его правнука Владимира Мономаха.
В процитированном выше отрывке говорится о внуках князя, которым предстоит покориться татарам. И это явная отсылка именно к Владимиру Мономаху – последнему сильному великому князю единого русского государства. Но в финале этой баллады Владимир вспоминает о варягах – «дедах лихих». И это уже не Мономах, а Владимир Святославич, который в «Слове о полку Игореве» и в скандинавских сагах называется «Старым». Этот эпитет, кстати, всегда употребляется в отношении основателя династии.
В последнее время этого Владимира снова часто стали называть Святым. Внимательные читатели, вероятно, заметили ошибку А. Толстого. Дело в том, что Рюрик являлся прадедом Владимира Святославича. И с монголами встретились не внуки, а правнуки Владимира Мономаха. Думается, что эту ошибку автор совершил сознательно – чтобы сохранить стихотворный размер. Согласитесь, слова внуки и деды подходят для стихов гораздо больше, чем правнуки и прадеды.
Здесь мы видим противопоставление домонгольской («Киевской») Руси и Новгорода Руси «Московской» (неудачные названия «Киевская» и «Московская» Русь появились лишь в трудах историков XIX века). Идеализированный князь Владимир сравнивается с Иваном Грозным.
И в конце баллады А. Толстой устами своего героя произносит замечательную фразу, которую следовало бы печатать в качестве эпиграфа на каждом учебнике истории.
Заключение
Алексей Константинович Толстой — художник поэтического слова, гордость и величие Брянской земли и всей страны. Это выдающийся поэт России, известный и за её пределами. Всем своим творчеством утверждал духовность, высокую ценность человеческих чувств и стремлений. Поэтому излучаемый его произведениями свет не меркнет и в наши дни.
Алексей Константинович Толстой остался явлением уникальным в русской литературе.
Его любят, читают и чтут и в наше время, потому, что его произведения, к какому жанру бы они не относились, исполнены глубокого смысла, исторической правды, наполнены чувством сопричастности автора к происходящим и осмысливаемым в них событиям и героям. Его лирические произведения – это особо ценная и любимая читателями и ценителями таланта часть творчества А.К. Толстого, а его благородные личные и душевные качества принесли ему заслуженную славу и бессмертие в памяти потомков.
А.К. Толстой широко известен и популярен как поэт, создавший классические образцы любовной лирики. Около ста пятидесяти его лирических произведений положено на музыку. «Толстой – писал Петр Ильич Чайковский – неисчерпаемый источник текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне поэтов». В числе композиторов, обращавшихся к лирике А.К. Толстого и положивших его тексты на музыку – Ференц Лист, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, А.К. Лядов, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, Р.М. Глиер и многие другие знаменитые и великие композиторы, произведения которых стали классикой, живут и остаются любимыми и в наше время.
Использованые сайты
-
Толстой, Алексей Константинович на сайте «Лаборатория Фантастики» -
Музей-усадьба А. К. Толстого -
Алексей Толстой стихи в Антологии русской поэзии -
Письмо А. К. Толстого императору Александру II -
alekseytolstoy.org.ru -
Произведения Алексея Толстого в Библиотеке поэзии -
Произведения Алексея Толстого на сайте Постмодернистская религиозно-философская библиотека