Файл: Все практические работы по курсу школа современного учителя истории и обществознания достижения российской науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВСЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»
Практическая работа

по теме «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»

Основной единицей педагогического процесса в логике системно-деятельностного подхода является педагогическая задача, которая представляет собой педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями ее осуществления. Решите педагогическую задачу в соответствии с предложенными критериями:



Критерии оценивания

Баллы

1.

Наличие описания педагогического процесса (фестиваль, проект, акция и т.п.) с указанием временной характеристики

0-3

2.

Указание на использованное теоретическое знание о педагогическом процессе

0-3

3.

Наличие описания всех компонентов педагогического процесса (его цель и задачи; субъекты, включенные в процесс с характерными для них жизненными отношениями; содержание; способы и формы организации процесса; предполагаемые результаты)

0-5

4.

Обоснованность, убедительность аргументации выбранных видов деятельности учителя и учеников

0-3

5.

Грамотность, логичность изложения решения задачи

0-1

Максимальный балл

15


Время на выполнение – 40 минут.

Максимальное количество баллов за выполненное задание – 15.
Педагогическая задача

1. Обобщенная формулировка задачи.

Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственными интересами. Возникает вопрос: как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально значимой деятельности?


2. Ключевое задание.

Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности, используя возможности преподаваемого вами предмета.

3. Контекст решения задачи.

Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.

4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»).

1) Определите, опираясь на какое теоретическое знание, вы сможете решить поставленную задачу.

2) Изучите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

3) Продумайте и опишите компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социально значимой деятельности.

4) Опишите конструирование и реализацию педагогического процесса − обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.

5) Оформите окончательный вариант решения задачи.

Решение педагогической задачи

Алгоритм решения

  1. Для решения задачи используем теоретические знания о возрастных особенностях пятиклассников, рассмотренных в трудах различных авторов, таких как, Н.Н. Баранов, Д.А. Журавлев и др.

  2. Проанализируем социальный портрет класса, определим возможные причины быстрых уходов из школы: дополнительные занятия и кружки в других организациях, необходимость быть дома в определенной промежуток времени (присмотр за братом, бабушкой и т.д.), отсутствие дружеских/приятельских отношений в классе.

  3. На следующем этапе решения задачи получим консультации. У других учителей параллельных классов по решению подобных задач.

  4. Проанализируем возможности пришкольной территории на выявление социально-значимых объектов: волонтерство, клуб ветеранов, наличие категории людей, нуждающихся в бытовой помощи.

  5. Определим цели и задачи проекта, выберем форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, систему поощрений и педагогического действия.

  6. Приступим к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.


Решение к задаче

  1. Пятый класс – переходный период от младшего возраста к подростковому. Возраст связан с обретением чувства взрослости, значит, характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерно стремление противостоять взрослым (не поддаваться влияниям, суждениям и т.д.). Происходит постепенная деятельность общения со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Характерно повышенное внимание к себе: внешность, самовоспитание, самопознание. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, зависящая от межличностных отношений со сверстниками, педагогами; от взаимоотношения в семье.

  2. В классе также есть дети из многодетных семей, которым приходится оказывать помощь в быту. Для организации внеурочной совместной деятельности, надо согласовать время и день с родителями, чтобы ребята не тревожились из-за домашних обязанностей.

  3. Педагоги с параллельных классов рекомендуют привлекать ребят к проектам: помощь пожилым, уход за животными и др.

  4. В нашем микрорайоне проживают 2 человека пожилого возраста, которым трудно обслуживать себя. Можно выбрать этих людей в качестве оказания им помощи (волонтерство)

  5. Познакомить ребят с проектом можно на классном часе или собрании, заинтересовать результатами, отзывами похожих проектов.

  6. Организовать первое посещения каждого из пожилых людей совместно с педагогом, с обязательным обсуждением после встречи, заслушать отчеты ребят, ознакомиться с информацией в родительском чате. Оформить уголок класса с размещением фотографий ребят, участвующих в проекте.

  7. На общешкольном собрании рассказать о результатах проекта, акцентируя внимание на безвозмездной и социально-значимой деятельности ребят.

Практическая работа № 2

Характеристика детского коллектива (5 класс)
Всего в классе 29 учащихся: девочек – 18, мальчиков - 11.

2010 года рождения – 1 ученица, 2011 года – 26, 2012 год – 2.

Познавательный потенциал и познавательная активность   у учащихся, желающих изучать предметы, выше среднего. У большинства учащихся устойчивое внимание, хорошая зрительная и слуховая память, но есть учащиеся и с плохой памятью, не владеющими   способами запоминания, таких ребят трое.

Пятеро учащихся обладают способностью анализировать, обобщать, делать выводы.

Коллектив 5 класса работоспособен, но не все учащиеся обладают навыками самостоятельного умственного труда. В классе есть ученица с высоким уровнем общих и специальных способностей, мыслящая нестандартно Один из ребят имеет особые успехи в области спорта.


Класс готов решать творческие задачи: в коллективе есть учащиеся, которые активно принимают участие в жизни класса и школы, их двое.

Коллектив класса очень подвижный, старается быть активным в делах школьной жизни. Дети довольно открытые, работоспособные, с большим удовольствием и отдачей принимают участие в художественной самодеятельности школы, в спортивных состязаниях, во всех классных и внеклассных мероприятиях. Отдельные ученики регулярно принимают участие в школьных и районных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места.

Дисциплина в классе хорошая. Уровень воспитанности средний. Пропусков уроков без  уважительной причины мало. Замечания по поведению бывают редко.

Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Ребята умеют работать совместно. Класс стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

На уроках дети не всегда активны. Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках необходимо развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома. Так как в классе есть дети с ярко выраженными творческими способностями, неординарные, не до конца осознавшие, что впереди – дорога в жизнь, что многое будет зависеть от их умения принять или отвергнуть, от их выбора, поэтому просто необходимо в течение учебного года уделить особое внимание поиску самого себя, познанию собственного «Я».

Большинство учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. Родители проявляют интерес к процессу воспитания и обучения. Большинство родителей активно сотрудничают с учителями, принимают участие в жизни класса.

Между учениками существует сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. Учащиеся делятся по интересам: увлечение компьютером, спортом, музыкой и танцами. Уровень физического развития и здоровья детей достаточный. Многие занимаются разными видами спорта.

Главная задача класса – воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.


Большую помощь в организации работы класса оказывает отдельная группа родителей. Любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остается без  внимания, они тут же ищут пути решения. Много внимания уделяют родители своим детям и дома.

 Я работаю в данном классе первый год и поэтому педагогические проблемы, над которыми я работаю это - изучение личностей учащихся и их семей, повышение успеваемости отдельных учеников, создание благоприятной психологической атмосферы в классе для каждого учащегося.

Правила «Кодекса воспитателя» на тему «Мои профессиональные установки педагога-воспитателя»:

1.Каждый Настоящий Воспитатель должен гордиться своим громким именем.
2. Для Воспитателя существует лишь один закон – Воспитательский кодекс чести.
3. Для Воспитателя существует лишь одна семья – Воспитательское сообщество.
4. Для Воспитателя существует лишь один дом – классный кабинет.
5. Самое страшное преступление для настоящего Воспитателя – это трусость.
6. Воспитатель должен быть всегда готов рисковать своей жизнью.
7. Каждый Воспитатель должен быть отчаянным и смелым, трусость в бою карается.
8. Каждый Воспитатель обязан подчиняться вышестоящим по рангу.
9. Когда Воспитатель проходит определённое количество сражений, приобретает необходимый опыт и навыки, он получает повышение в звании, согласно Воспитательскому рангу.
10. Чёрная метка – знак наказания, клеймо на репутации Воспитателя за несоблюдение кодекса.
11. Нельзя устраивать бунт.

12. Воспитатель делится знаниями с командой.

Практическая работа № 3 по теме «Особенности конструирования современного урока истории»


  1. Сформулируйте предметную учебно-познавательную или учебно-практическую задачу (по вашему предмету для любого класса).


Прочитайте исторический источник. Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. И политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте.
Измените формулировку предметной задачи с учетом ожидаемых личностных или метапредметных образовательных результатов, опираясь на типологию учебных задач, которые могут быть ориентированы на: