Файл: ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты
освоения ПМ
Основные показатели оценки
результата
Вид задания
Продукт
Формы и
методы
оценивания
деятельности экзамене
ПК
2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
Полнота и точность анализа в соответствии с предложенными критериями
Ясность и аргументированность предложений по совершенствованию анализируемого занятия и
внеурочной работы в целом
Анализ внеурочных занятий
Самоанализ по итогам пробных внеурочных занятий
Анализ, самоанализ внеурочных занятий
Рекомендации начинающему учителю
Памятка-алгоритм по проведению педагогического контроля, оценке процесса и результатов внеурочной деятельности
Защита материалов портфолио
Практическое задание на экзамене
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Соответствие документации требованиям ФГОС, ООП НОО и других нормативно-правовых документов
Соблюдение требований к оформлению документации
Соблюдение норм и правил русского языка
Экспертная оценка программы внеурочной деятельности социально- педагогической направленности
Работа с нормативно- правовыми документами, регламентирующими
Разработка и анализ программы внеурочной деятельности
Анализ нормативно- правовых документов
Образовательный контент/ персональный сайт
Предоставлени е заполненного дневника прохождения практики
Защита материалов портфолио
Практическое задание на экзамене
12
Результаты
освоения ПМ
Основные показатели оценки
результата
Вид задания
Продукт
Формы и
методы
оценивания
организацию внеурочной деятельности
13
2.2 Примерный перечень практических заданий
1.
Спланировать диагностическую работу по выявлению интересов и способностей младших школьников.
2.
Спланировать работу педагога по организации детского объединения (кружка,
клуба и т.п.) общеинтеллектуальной направленности.
3.
Провести экспертную оценку программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности.
4.
Спланировать работу по организации взаимодействия школы с внешкольными учреждениями по организации внеурочной деятельности младших школьников.
5.
Составить развёрнутый план внеурочного занятия общеинтеллектуальной/
общекультурной/
духовно-нравственной/
спортивно-оздоровительной/
социальной направленности.
6.
Разработать схему деятельности педагога по организации помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в общении со сверстниками.
7.
Разработать и представить технологическую карту внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности.
8.
Спланировать организацию приёма детей младшего школьного возраста в детское объединение (кружок, студию, клуб и т.п.).
9.
Спланировать работу по обеспечению взаимодействия учителя начальных классов и детской библиотеки по организации внеурочной деятельности младших школьников.
10.
Составить КТП внеурочных занятий на первое полугодие учебного года по одной из Программ внеурочной деятельности (Программа ВД, возраст обучающихся –
по выбору студента).
11.
Составить развёрнутый план внеурочного занятия в научно-познавательной области деятельности (Программа ВД, возраст обучающихся – по выбору студента).
2.4 Требования к портфолио по профессиональному модулю
1.
Титульный лист
Наименование образовательной организации
Информация об авторе портфолио
2.
Наименование
профессионального модуля
(вида профессиональной
деятельности)
3.
Перечень наименований ПК
и ОК, формируемых в
процессе освоения
профессионального модуля
14
4.
Портфолио документов
Материалы портфолио организуются в 2 раздела
(блока) в соответствии с профессиональными компетенциями и группируются внутри разделов по тематике:
Нормативные/юридические документы
Продукты деятельности
Методические материалы
Разделы (блоки) портфолио:
Организация внеурочной деятельности на ступени НОО (ПК
2.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4)
Ведение документации, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся (ПК 2.5)
Дополнительно оформляются разделы (блоки):
«Справочные материалы»
«Электронная методическая копилка»
«Личные достижения»
Примерный вариант наполнения портфолио: перечень нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов по профессиональному модулю
(Требования СанПин, ФГОС НОО, примерные программы внеурочной деятельности для ступени начального общего образования), технологические карты/конспекты внеурочных занятий для младших школьников, дидактический материал (банк видеороликов образовательного характера, тематическое описание физминуток,
подбор стихотворений, иллюстраций, рисунков, репродукций, портретов, банк музыкальных произведений и т.п.
Требования к оформлению портфолио
1. Портфолио представляется на бумажном носителе, варианты дидактических материалов могут быть представлены в электронном виде. Структура портфолио включает в себя: титульный лист; содержание портфолио, т.е. перечень основных разделов с указанием перечня материалов в каждом разделе.
2. Портфолио оформляется в папку со съемными файлами (формат А4). Титульные листы (заглавный и к каждому блоку) оформляются в печатном виде и вкладываются каждый в отдельный файл. Каждый материал (документ) в блоке вкладываются в отдельный файл.
3. Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно.
4. Текстовые документы представляются в формате Word (doc.) или в формате pdf.
15
5. Параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 2.0 см,
правое – 1 см, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25.
6. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF.
Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.
Критерии оценивания портфолио
Организационная культура сбора материалов (оформление портфолио соответствует требованиям; общее эстетическое целостное восприятие оформления портфолио)
Полнота и содержательность основных и дополнительных разделов/блоков
Свободное, осознанное владение материалами портфолио на этапе выполнения практического задания и в ходе защиты портфолио
Грамотность, культура устной и письменной речи, владение профессиональной лексикой
16
2.5 Спецификация основных разделов портфолио
Раздел
ы
Профессиональные
компетенции
Продукты деятельности
Документы
образовательной
организации
Методические
материалы
1.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
Материалы диагностики
Интерпретация результатов диагностики
Циклограмма (перспективные планы, технологические карты) внеурочной работы
Локальные акты, регламентирующие организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников
Диагностические материалы, используемые педагогами образовательной организации
Программа организации внеурочной деятельности социально- педагогической направленности
Отзывы педагогов образовательной организации по итогам работы практиканта
1)
Материалы по итогам освоения ПМ:
документы, регламентирующие внеурочную работу;
материалы, регламентирующие деятельность обучающегося
(инструкции, алгоритмы, памятки и т.п.);
дидактические и методические материалы, разработанные обучающимся (конспекты,
образцы планов, диагностические материалы);
практические (в том числе самостоятельные) работы обучающегося;
2)
Материалы,
регламентирующие деятельность студентов
2.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
Конспекты пробных внеурочных занятий (3 конспекта)
Конспекты занятий в группе продлённого дня (2 конспекта)
Конспекты досуговых и оздоровительных мероприятий в ДОЛ (2 конспекта)
3.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль,
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
Материалы, используемые в процессе контроля и оценки результатов деятельности обучающихся
4.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности
Анализы программ и планов внеурочной работы
17
и отдельных занятий.
Анализы и самоанализы внеурочных занятий на практике (требования к конспектам, схемы наблюдений, анализа,
самоанализа и т.п.);
3)
Методические материалы из опыта работы профессионалов
(по периодическим изданиям и электронным источникам)
5.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Образцы документов, регламентирующих организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников
18
Анализы и самоанализы внеурочных занятий на практике (требования к конспектам, схемы наблюдений, анализа,
самоанализа и т.п.);
3)
Методические материалы из опыта работы профессионалов
(по периодическим изданиям и электронным источникам)
5.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Образцы документов, регламентирующих организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников
18
2.6 Типовые вопросы к защите портфолио
1.
Продемонстрируйте материалы портфолио, которыми Вы воспользуетесь для определения цели и задач внеурочной деятельности и общения, планирования внеурочных занятий.
2.
Подтвердите материалами портфолио ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
3.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт.
осуществления педагогического контроля, умения проводить оценку процесса и результатов деятельности обучающихся.
4.
Подтвердите материалами портфолио ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
5.
Продемонстрируйте материалы портфолио, которыми Вы воспользуетесь для ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся.
6.
Подтвердите материалами портфолио
ПК 4.1. «Выбирать учебно- методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся».
7.
Подтвердите материалами портфолио ПК 4.2 «Создавать в кабинете предметно-развивающую среду».
8.
Подтвердите материалами портфолио ПК 4.3 «Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов».
9.
Подтвердите материалами портфолио ПК 4.4 «Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений».
10.
Подтвердите материалами портфолио ПК 4.5 «Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования».
11.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт презентации педагогических разработок.
12.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт разработки учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса.
13.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт участия в исследовательской деятельности в области начального общего образования.
14.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт оформления портфолио педагогических достижений.
15.
Используя материалы портфолио, опишите свой практический опыт самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
2.7 Выполнение практического задания.
19
Типовые варианты практических заданий
№
варианта
Тема задания
1.
Разработка и представление технологической карты внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности. Духовно-нравственное направление.
2.
Разработка и представление технологической карты внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление.
3.
Разработка и представление технологической карты внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности. Социальное направление.
4.
Разработка и представление технологической карты внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление
5.
Разработка и представление технологической карты внеурочного занятия с младшими школьниками по одному из направлений организации внеурочной деятельности. Общекультурное направление.
Примерные вопросы к практическому заданию
Как связан материал внеурочного занятия с освоением образовательной программы в данном классе?
Как Вы будете решать проблемы сотрудничества и организации групповой работы на внеурочном занятии?
Обоснуйте выбор методов и приемов обучения на данном внеурочном занятии.
Обоснуйте выбор используемых научных понятий и технологию работы с ними.
Определите и обоснуйте практическую значимость темы выбранного Вами внеурочного занятия для младшего школьника.
Критерии оценивания практического задания
− Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач
− Оперативность поиска и результативность использования информации,
необходимой для постановки и решения проф. задач
20
− Содержательность и рациональность организации профессиональной деятельности
− Точность формулировок, оперирование терминологией педагогической науки,
полнота и логика в изложении решения практического задания
− Грамотность и культура речи, ясность и аргументированность собственного мнения
21
Приложение 1.
Образец оформления титульного листа портфолио
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского
ПОРТФОЛИО
ПО ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах студента … курса …группы
Ф.И.О.
22