Файл: Безопасные дороги Кубани Пояснительная записка Актуальность программы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ
«Безопасные дороги Кубани»
1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический опыт, в процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимость совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики детского ДТТ.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной безопасности и социальной функциональной грамотности школьника. Составляющими социальной функциональной грамотности школьника в аспекте содержания Программы выступают:
- готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации, приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения на дороге на основе ПДД и с учетом конкретных условий дорожной ситуации;
- осознание важности для жизни человека элементарной правовой культуры, проявление в повседневной жизни законопослушности, применение грамотных способов взаимодействия и правил взаимоотношений с другими людьми;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стали следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»;
- Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- ПДДМАСТЕР – автомобильное законодательство в доступной форме: сайт. – URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd (дата обращения 21.03.2022). – Текст: электронный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. / Москва, 2021 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года;
- «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15);
- Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г.
№ 4);
- Паспорт регионального проекта Краснодарского края «Безопасность дорожного движения» (утв. протоколом заседания регионального проектного комитета от 15 июля 2019 года № 8 (в соответствии с изменениями);
- Приказ МВД России Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, от 26 декабря 2017 г. № 1143/210 «О мерах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае.
Программа построена с учетом следующих принципов.
-
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения. -
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
-
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге. -
Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения необходимо соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не только с обучающимися, но и с родителями.
Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования (НОО, ООО, СОО) с учетом целевых ориентиров рабочей программы воспитания ООП (2021 г.). Так,
-
в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний ПДД – знаний правил безопасного поведения на дороге в конкретном социуме, в котором они живут; -
в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного движения; -
в воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, в частности, пропаганды культуры безопасного поведения на дороге.
Задачи.
Образовательные:
-
разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации; -
повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации; -
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов; -
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения; -
сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
-
научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; -
сформировать у школьников такие умения, как:
-правопослушность;
-быстрота реакции;
-внимательность и осторожность;
-предвидение ситуации;
-бдительность и сосредоточенность;
-наблюдательность;
-слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
-логическое и гибкое мышление;
-чувство опасности;
-самообладание, находчивость.
Воспитательные:
-
сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге; -
выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения; -
воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами; -
сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге; -
выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге; -
сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
В решении вышеназванных задач и достижении планируемых результатов Программы системообразующее значение имеет применение в обучении ситуационного подхода. Значение ситуационного подхода в обучении безопасному поведению на дорогах состоит в развитии у обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении собственной безопасности, безопасности других людей в современных условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы обучающимся предъявляются ситуации следующих типов: