Файл: 10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования.
Проблема – это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие между старым и новым знанием: между новыми и старыми теоретическими представлениями, новыми фактами и существующими теориями.
Очень важно в процессе исследования точно сформулировать проблему. Эффективность этой процедуры, помимо личного опыта, зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы.
Постановка проблемы:
1. Попытка устранения возникших аномалий с помощью модификации существующих теорий – уточняются начальные и граничные условия, добавляются новые допущения с цель. объяснить возникшие аномалии уже существующим знанием.
2. После этого осуществляется проверка на правильность самой формулировки проблемы: она не должна быть противоречивой, тавтологичной.
3 Затем из проблемы выводятся логические следствия, допускающие эмпирическую интерпретацию.
4. На четкость постановки проблемы влияет такое субъективное состояние как интерес к решаемой проблеме со стороны субъекта познания.
Стадия решения проблемы начинается с понимания проблемы: отделения известного и неизвестного в проблеме, выделения таких элементов проблемы, которые являются непосредственным носителем аномалий, противоречий. Затем ставится задача ликвидации неизвестного в проблеме, с этой целью выдвигается гипотеза.
Гипотеза – это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла.
В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:
а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;
б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Такими непременными условиями являются следующие:
1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения, которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует сразу отбрасывать, а нужно более внимательно изучить прежде всего сам факт, искать новые ‒ более лучшие и достоверные факты.
2. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективна противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.
3. Гипотеза должны быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности. Но это условие не отменяет активности субъекта в выдвижении гипотез.
4. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.
5. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения; либо прямо ‒ непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно ‒ путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки. Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность. Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях:
‒ во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках;
‒ во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение;
‒ в-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания ‒ подтвержденной опытом ‒ в достоверную систему знания, т. е. в научную теорию.
К формулировке гипотезы также предъявляются определенные требования: гипотезы должны иметь минимум исходных посылок (при этом они должны быть глубокими и содержательными), максимум дедуктивных следствий.
Сразу же после выдвижения гипотезы предпринимаются попытки ее доказательства или опровержения. Если гипотеза не опровергается данными наблюдений и экспериментов, то она нуждается в дальнейшей разработке и проверке.
Гипотезы подразделяются на:
‒ эмпирические, получаемые с помощью обобщения фактов; аксиоматические (постулаты);
‒ эволюционные (не вносящих кардинальных положений в науку);
‒революционные (устанавливают новые фундаментальные положения).
Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований:
‒ она должна соответствовать фундаментальным исходным законам и принципам, которые уже доказаны;
‒ гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке.
После своего выдвижения гипотеза может быть:
1)подтверждена и превращается в теорию;
2) не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза.
3) ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак.
После того как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание.
9. Научная теория: структура, формы, функции.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:
Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.
Теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:
1) теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Исследуя вопрос о сущности и происхождении научных теорий, необходимо обратить внимание на их классификацию. Науковеды и методологи обычно выделяют три типа научных теорий.
К первому типу теорий относятся описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова, различные психологические теории, традиционные лингвистические теории и тому подобное. На основании многочисленных опытных данных эти теории описывают определенную группу объектов и явлений, формулируют эмпирические обобщения, а затем и законы, которые становятся базой теории. Теории этого типа формулируются в обычных естественных языках с привлечением лишь специальной терминологии. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проведенных доказательств. Описательные теории носят по преимуществу качественный характер.
Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. В данных теориях конструируется математическая модель, представляющая собой особый идеальный объект, замещающий и представляющий некий объект реального мира. Примером являются логические теории, теории из области теоретической физики. Обычно эти теории основаны на аксиоматическом методе – наличии ряда базовых аксиом, из которых выводятся все остальные положения теории. Часто к исходным данным аксиомам, которые отвечают признакам очевидности и непротиворечивости, добавляется какая-то гипотеза, возведенная в ранг аксиомы. Такая теория должна быть обязательно проверена на практике.
Третий тип – дедуктивные теоретические системы. К их построению привела задача обоснования математики. Первой дедуктивной теорией явились «Начала» Евклида, построенные с помощью аксиоматического метода. Исходные положения таких теорий формулируются в самом начале, а затем в теорию включаются лишь те утверждения, которые могут быть получены путем логического вывода из этой основы. Все логические средства, используемые в этих теориях, строго фиксируются, и доказательства теории строятся в соответствии с этими средствами. Для построения дедуктивных теорий обычно используются особые формализованные языки. Такие теории обладают большой степенью общности, поэтому возникает очень сложная проблема интерпретации этих теорий, превращение их формального языка в знание в собственном смысле слова.
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.
Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.
Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.