Файл: 10. Проблема и гипотеза как ключевые моменты научного исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование философских оснований науки и их изменение требуют не только философской, но и специальной научной эрудиции исследователя (понимания им особенностей предмета соответствующей науки, ее традиций, ее образцов деятельности и т.п.). Они осуществляются путем выборки и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного познания, конкретизации исходных философских идей, их уточнения, формирования новых категориальных смыслов, которые после вторичной рефлексии эксплицируются как новое содержание философских категорий. Весь этот комплекс исследований на стыке между философией и конкретными науками осуществляется совместно философами и учеными-специалистами. В настоящее время этот особый слой исследовательской деятельности является важнейшим аспектом философии и методологии науки. В историческом развитии науки особую роль в разработке проблематики, связанной с формированием и развитием философских оснований, сыграли выдающиеся ученые, соединявшие в своей деятельности конкретно-научные и философские исследования (Декарт, Ньютон, Лейбниц, Эйнштейн, Бор, Вернадский и др.).
5. Теоретический уровень научного знания.
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном этапе происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, где результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень служит основой, фундаментом теоретического.
4. Эмпирический уровень научного знания.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данном уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов), происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).
3. Уровни научного знания.
Основания выделения уровней научного знания.
Познавательный процесс не един. Он проходит некоторые этапы. Проблема – поисковая ситуация – гипотеза – наблюдение (эксперимент) – обоснование гипотезы – достоверное (фактуальное) знание. У истоков научного поиска лежат две вещи: 1) наблюдение над окружающим миром; 2) исходный уровень знаний. Первый – основа для эмпирического уровня, второй – для теоретического. На первом знания добываются, на втором – обобщаются, порождают новые знания.
Уровни научного знания и их характеристики.
Эмпирический уровень – знание, получаемое в форме множества высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Что это такое? Есть три вида объектов: 1) вещи сами по себе (объекты); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных (чувственные объекты); 3) эмпирические (абстрактные) объекты.
Данные объекты пропускаются через научное мышление, его «фильтры»: а) познавательная и практическая установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования языка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих теорий. Главные методы получения информации – наблюдение и эксперимент.
Структура эмпирического уровня:
1) единичные эмпирические высказывания (фиксация результатов единичных наблюдений);
2) Факты – индуктивные обобщения данных наблюдений, т.е. общие утверждения статистического или универсального характера.
3) Законы – особый вид отношений между событиями, для которых характерно постоянство. Устойчивая, повторяющаяся связь явлений и вещей («Все металлы электропроводны». Закон Архимеда: «тела, погруженные в жидкость, вытесняют объем воды, тождественный их весу»).
Теоретический уровень. Задача теории – объяснение реальности. Здесь отражается результат деятельности разума. Средство познания – идеализация, цель которой – конструирование особого типа предметов («идеальных объектов»). Множество таких объектов образуют базу теоретического уровня научного знания. Примеры идеальных объектов: геометрическая точка, линия, плоскость (математика); инерция, абсолютное пространство и время (физика); страты, цивилизации, общественно-историческая формация (социология).
Научная теория – логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Идеальные объекты получаются путем абстрагирования от некоторых частных свойств реальных объектов. Создание идеальных объектов контролируется мышлением. Здесь кроме идеализации используется ряд иных методов – мысленный эксперимент, математическая гипотеза, теоретическое моделирование, математизация.
Результат развития теоретического уровня – теоретическое знание. Это – множество организованных в логически взаимосвязанную систему высказываний об идеальных объектах.
Два вида теорий: 1) фундаментальные; 2) описывающие конкретную область реальности, базирующиеся на фундаментальных теориях. Они могут поменяться местами. До ХХ в. фундаментальной была теория Ньютона, потом она стала частным случаем теории относительности Эйнштейна.
Метатеоретический уровень. Базируется на общенаучном знании (метаматематика, металогика). 2 элемента: а) частнонаучная и общенаучная картины мира; б) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические, аксиологические принципы.
Философские основания науки. Средний между философией и наукой уровень. Идет дискуссия: включать ли их в структуру науки. Здесь содержатся философские предпосылки науки («Числа – сущность вещей», «Числа существуют объективно», «Чтобы жить, люди должны есть, пить и одеваться» - МПИ).
Дифференциация и единство уровней научного знания.
Существуют три уровня знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический. Каждый из них многослоен внутренне. Эмпирический находится между чувственным знанием и теоретическим, теоретический – между эмпирическим и метатеоретическим, метатеоретический – между эмпирическим и философским. Эти уровни и самостоятельны, и взаимосвязаны. Они несводимы друг к другу. Вопрос о «первичности» одного из уровней ставить нельзя. Связь уровней обеспечивается переводом терминов одного уровня в понятийный аппарат другого.
2. Постпозитивистские модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
1. Позитивистская традиция в философии науки: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
Позитивизм ‒ это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории ‒ это научное течение прошло 4 стадии: «первый», «второй», неопозитивизм и постпозитивизм.
Основные положения позитивизма:
‒ единственный способ познать и изменить мир ‒ это научные методы;
‒ наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
‒ прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.
«первый» позитивизм.
Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.
Основатель позитивизма ‒ Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.
Огюст Конт ‒ социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания. Философ утверждает, что должна быть создана «новая философия», главная цель которой ‒ обобщение данных, полученных в ходе специальных научных изысканий. Она должна разорвать любые связи со «старой» философией. В 1844 году Конт издает программу под названием «Дух позитивной философии», в которой представляет социум как организм, который растет и развивается, проходя 3 стадии:
‒ детства ‒ теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
‒ юношества ‒ метафизическая ‒ понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
‒ зрелости ‒ позитивная ‒ общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.
«второй» позитивизм.
Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия «махизм» и «эмпириокритицизм». Также приверженец этого направления ‒ французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают «Теорию иероглифов», в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.
Неопозитивизм.
Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют «аналитической философией». Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений. Одним из них стал логический позитивизм ‒ основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал «Познание». В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия ‒ это вид деятельности, цель которого ‒ детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука. Это
направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит ‒ оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.
Постпозитивизм.
Это четвертая форма философского течения, которая значительно отличается от предыдущих. Ее сторонники отходят от многих положений, которые были принципиальными ранее, и создают новую теорию. Одним из постпозитивистов считается Карл Поппер, назвавший задачей философии проблему демаркации (разграничения). Он считает, что знание научное нельзя отделять от ненаучного. В основе его теории лежит принцип фальсификации, подразумевающий, что любое научное утверждение нужно опровергать. Если научные данные не получается опровергнуть, значит ‒ их стоит относить к религии, а не к науке. Также идеи постпозитивизма развивают в своих трудах Имре Лакатос, Т. Кун. Они выдвигают теории, которые не сходятся со взглядами Поппера. Например, Лакатос предлагает рассматривать прогресс науки как «научно-исследовательскую программу», которая состоит из:
‒ жесткого ядра ‒ утверждения, которые нельзя опровергнуть;
‒ защитного пояса ‒ служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
‒ негативной эвристики ‒ методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.
Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический.
Позитивизм стал ярким явлением начала ХХ века. Он получил широкое распространение и завоевал множество сторонников. В ходе развития ‒ это философское течение значительно менялось. Последователи Конта часто не придерживались его взглядов, опровергая или значительно меняя их. В наше время термин «позитивизм» часто используют для определения любого направления мысли, которое стремится четко следовать фактам, исключая религиозную или метафизическую интерпретацию.