ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие компетенции «Научное объяснение явлений» на учебных занятиях по химии
Тест выполнен в рамках КПК "Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности "
Надеюсь, что этот материал поможет сэкономить время и силы постоянно загруженному учителю.
Какие умения относятся к компетенции «Научное объяснение явлений»?
выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки
-
объяснять принцип действия технического устройства
преобразовать одну форму представления информации в другую
-
научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления
Выберите все умения, которые НЕ связаны с компетенцией «Научное объяснение явлений».
-
Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников.
Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.
-
Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки. -
Преобразовать одну форму представления данных в другую.
Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.
Установите соответствие между содержанием текстовых заданий и формируемыми умениями компетенции «Научное объяснение явлений».
Применять естественно-научные методы познания для изучения химических веществ и химических реакций.
-
Применять химические понятия и закономерности для объяснения свойств веществ и их превращений.
Различать физические и химические явления.
Выстраивать развернутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника.
Какое из приведенных ниже заданий проверяет умение распознавать химические явления в контексте ситуаций практико-ориентированного характера?
Какой способ теплопередачи объясняет появление морского бриза?
Почему птицы сидят «нахохлившись» в морозную погоду?
Какой способ изменения внутренней энергии объясняет нагревание метеорного тела при торможении в плотных слоях атмосферы?
-
Почему при использовании средств, чистящих сантехнику, необходимо соблюдать меры предосторожности?
Установите соответствие между оцениваемым умением компетенции «Научное объяснение явлений» и характеристикой учебного задания, направленного на формирование/оценку умения.
ОЦЕНИВАЕМОЕ УМЕНИЕ
А
Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
Б
Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы.
В
Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ
1
Предлагается стандартная учебная задача, для объяснения/решения которой можно использовать тематические знания и учебные умения.
2
Предлагается на основе понимания механизма (или причин) протекания процесса или явления обосновать дальнейшее его развитие.
3
Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основано применение тематической информации в жизни человека.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Каковы контексты заданий для диагностики компетенции «Научное объяснение явлений»?
-
здоровье -
природные ресурсы
химические реакции
-
окружающая среда
химические явления
-
опасности и риски -
Связь науки и технологий
Учащимся дали задание объяснить процессы и явления, представленные ниже. Какое из них относится к глобальному уровню?
Ветряной электрогенератор обеспечивает энергией небольшой поселок.
-
Использование возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.
Безопасное применение бытовых электрических приборов.
Решение проблемы утилизации мусора в мегаполисе.
Школьникам дали следующее задание: «Сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?» Какое умение проверяется в этом задании?
поиск информации по ключевым словам
анализ процесса проведения исследования
проведение оценочных процедур
-
составление прогнозов на основе имеющихся данных
Дайте последовательное научное объяснение образованию накипи на чайнике и последствий ее образования.
а
При нагреве происходит разложение растворимых солей кальция и магния.
г
Соли CaCO3, MgCO3 выпадают в осадок, оседая на стенках чайника.
б
Постепенно объем налета достигает такой концентрации, что накипь становится видимой.
в
Возникает дополнительная теплоизоляция электронагревателя, что приводит к ухудшению теплопроводности.
Выберите процессы, которые можно наблюдать при замесе теста.
Крахмальные зерна набухают и под действием ферментов, содержащихся в муке, осахариваются.
Дрожжи сбраживают сахара муки в течение 1,5-2 часов.
Сахара превращаются в спирт и углекислоту.
Выделение углекислого газа и спирта происходит по всей толщине теста.
-
Пузырьки газа растягивают клейковину, тесто приобретает пористость и тесто сильно увеличивается в объеме.
Брожение лучше всего происходит при температуре 30С.
-
При брожении возникает характерный запах.