Файл: Объяснять принцип действия технического устройства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие компетенции «Научное объяснение явлений» на учебных занятиях по химии

Тест выполнен в рамках КПК "Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности "

Надеюсь, что этот материал поможет сэкономить время и силы постоянно загруженному учителю.


Какие умения относятся к компетенции «Научное объяснение явлений»?

выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки

  • объяснять принцип действия технического устройства

преобразовать одну форму представления информации в другую

  • научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления



Выберите все умения, которые НЕ связаны с компетенцией «Научное объяснение явлений».

  • Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников.

Объяснять принцип действия технического устройства или технологии.

  • Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.

  • Преобразовать одну форму представления данных в другую.

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.
Установите соответствие между содержанием текстовых заданий и формируемыми умениями компетенции «Научное объяснение явлений».

Применять естественно-научные методы познания для изучения химических веществ и химических реакций.

  • Применять химические понятия и закономерности для объяснения свойств веществ и их превращений.

Различать физические и химические явления.

Выстраивать развернутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника.
Какое из приведенных ниже заданий проверяет умение распознавать химические явления в контексте ситуаций практико-ориентированного характера?


Какой способ теплопередачи объясняет появление морского бриза?


Почему птицы сидят «нахохлившись» в морозную погоду?


Какой способ изменения внутренней энергии объясняет нагревание метеорного тела при торможении в плотных слоях атмосферы?



  • Почему при использовании средств, чистящих сантехнику, необходимо соблюдать меры предосторожности?



Установите соответствие между оцениваемым умением компетенции «Научное объяснение явлений» и характеристикой учебного задания, направленного на формирование/оценку умения.

ОЦЕНИВАЕМОЕ УМЕНИЕ

А

Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.

Б

Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы.

В

Объяснить потенциальные применения естественно-научного знания для общества.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ

1

Предлагается стандартная учебная задача, для объяснения/решения которой можно использовать тематические знания и учебные умения.

2

Предлагается на основе понимания механизма (или причин) протекания процесса или явления обосновать дальнейшее его развитие.

3

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основано применение тематической информации в жизни человека.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А



Б



В




Каковы контексты заданий для диагностики компетенции «Научное объяснение явлений»?

  • здоровье

  • природные ресурсы

химические реакции

  • окружающая среда

химические явления

  • опасности и риски

  • Связь науки и технологий



Учащимся дали задание объяснить процессы и явления, представленные ниже. Какое из них относится к глобальному уровню?

Ветряной электрогенератор обеспечивает энергией небольшой поселок.

  • Использование возобновляемых и невозобновляемых источников энергии.


Безопасное применение бытовых электрических приборов.

Решение проблемы утилизации мусора в мегаполисе.



Школьникам дали следующее задание: «Сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?» Какое умение проверяется в этом задании?

поиск информации по ключевым словам

анализ процесса проведения исследования

проведение оценочных процедур

  • составление прогнозов на основе имеющихся данных

Дайте последовательное научное объяснение образованию накипи на чайнике и последствий ее образования.

а

При нагреве происходит разложение растворимых солей кальция и магния.

г

Соли CaCO3, MgCO3 выпадают в осадок, оседая на стенках чайника.

б

Постепенно объем налета достигает такой концентрации, что накипь становится видимой.

в

Возникает дополнительная теплоизоляция электронагревателя, что приводит к ухудшению теплопроводности.

Выберите процессы, которые можно наблюдать при замесе теста.

Крахмальные зерна набухают и под действием ферментов, содержащихся в муке, осахариваются.

Дрожжи сбраживают сахара муки в течение 1,5-2 часов.

Сахара превращаются в спирт и углекислоту.

Выделение углекислого газа и спирта происходит по всей толщине теста.

  • Пузырьки газа растягивают клейковину, тесто приобретает пористость и тесто сильно увеличивается в объеме.

Брожение лучше всего происходит при температуре 30С.

  • При брожении возникает характерный запах.