Файл: Оборудование учебный комплект Алгебра8 А. Г. Мордковича, тетрадь, карандаш, авторучка, линейка, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Interwrite Board. Программное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели:
-
ввести понятие квадратного неравенства; -
познакомить учащихся с алгоритмом квадратного неравенства; -
формировать умение решать квадратные неравенства.
Оборудование: учебный комплект “Алгебра-8” А. Г. Мордковича, тетрадь, карандаш, авторучка, линейка, компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Interwrite Board.
Программное обеспечение: Windows XP, MS PowerPoint-2003 (2007), программа для работы с интерактивной доской InterwriteTM Workspace.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: (слайд №1) перед вами несколько математических выражений. Скажите, какие из них вам знакомы, как они называются и выделите те, которые вам пока не знакомы.
(Линейные уравнения и неравенства и квадратное уравнение знакомы; незнакомы - квадратные неравенства. На интерактивной доске перетаскиваем знакомые уравнения и неравенства на книжную полку (уже “прочитанные книги”), а незнакомые – на раскрытую книгу (предстоит “прочитать”). Рисунок книжной полки появляется после щелчка).
Итак, ребята, как вы думаете, что перед нами, “какую книгу нам предстоит прочитать”?
Учащиеся: квадратные неравенства.
Учитель: тема сегодняшнего урока “Решение квадратных неравенств”. (Cлайд №2)
III. Этап ориентировки в новом материале и способах работы с этим материалом (“ориентировка”).
Учитель: Назовите общий вид квадратных неравенств ( по аналогии с квадратными уравнениями).
Учащиеся:
Учитель: вместо знака “>”, можно использовать любой другой знак неравенства.
Как же решить квадратное неравенство (Слайд №3)?
Учащиеся: перечисляют варианты.
Учитель подводит их к мысли, что надо попробовать решить графически, т. е. построить график функции y = x
2 + 2x – 3 (параболу). После чего надо будет ответить на вопрос: для каких значений хy>0?
Построение параболы: (Слайд №4)
-
вершина параболы x0 = -1, y0 = -4 -
точки пересечения с осью OX: для этого решаем квадратное уравнение
x2 + 2x – 3 = 0
х1 = -3, х2 = 1
Здесь надо обратить внимание на главные точки (точки пересечения параболы с осью ОХ) и главные числа -3 и 1 (абсциссы точек пересечения параболы с осью ОХ).
Учитель: Ответить на вопрос нам помогут знаки “+” и “-”, которые мы поставим на координатной плоскости (“+”: y>0 парабола выше оси ОХ; “-”: y<0 парабола ниже оси ОХ).
Итак, решением неравенства
Является объединение промежутков
Далее с помощью данного рисунка решим оставшиеся 3 неравенства. (Слайд №4)
(Здесь надо обратить внимание на промежутки, которые выбираем в качестве ответа и скобки, которые надо поставить в зависимости от того, строгое неравенство или нестрогое).
После этого учитель вместе с учащимися формулирует алгоритм решения квадратного неравенства (с записью в тетради). (Слайд №5)
(Здесь надо обратить внимание учащихся на то, что находить вершину параболы необязательно, достаточно найти точки пересечения о осью ОХ и знать куда направлены ветви параболы. Т. е. строим параболу почти схематически (за исключением точек пересечения с осью ОХ), используя при этом только ось ОХ (см. рисунок ниже).
IV. Этап “продконтрольного оперирования”.
На данном этапе решим 4 неравенства, проговаривая и объясняя каждый шаг алгоритма.
а) -2x2 + 3x + 9 < 0
б) 4x2 - 4x + 1 <0
в) 2x2 – x + 4 > 0
г) -x2 + 3x – 8 > 0
(-)
Решение: а) -2x2 + 3x + 9 < 0
1) -2x
2 + 3x + 9 = 0
х1 = 3, х2 = -1,5 - ветви параболы направлены вниз.
2) Cтроим схематически параболу.
3) Ответ: (-оо; -1,5) (3; + оо)
Примечание: над знаком неравенства полезно поставить знак “+” или “-” и взять его, в зависимости от знака неравенства, либо в круглые, либо в квадратные скобки. Также на рисунке можно использовать штриховку.
б) 4x2 - 4x + 1 < 0
Особенность этого неравенства в том, что квадратное уравнение имеет один корень х = 0,5, значит парабола с осью ОХ имеет только одну общую точку. Надо изобразить схематически параболу и обсудить то, что решением неравенства будет одно число.
Ответ: х = 0,5
в) 2x2 – x + 4 > 0
Квадратное уравнение корней не имеет. Парабола с осью ОХ не имеет точек пересечения, она расположена целиком выше оси ОХ.
Ответ: (-оо;+ оо).
г) -x2 + 3x – 8 > 0
Квадратное уравнение корней не имеет. Парабола с осью ОХ не имеет точек пересечения, она расположена целиком ниже оси ОХ.
Ответ: решений нет.
IV. Этап постепенного снятия контроля (переход к самоконтролю).
На этом этапе формируем навык решения квадратных уравнений. Работаем с задачником № 34.3 – 34.10 (по одному неравенству).
№34.23 (а, б)
№34.24 (а, б)
V. Итог урока: проговорить алгоритм решения квадратного неравенства. Оценки за урок тем учащимся, которые активно участвовали в обсуждении новой темы.
VI. Домашнее задание:0>