Файл: Милосердие и сострадание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока ОРКСЭ.
Ф.И.О. Мамашева Ю.А.

Предмет: ОРКСЭ.

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового материала


Тема

«Милосердие и сострадание»


Цель

Осмысление понятия «милосердие» и «сострадание» как основополагающего  нравственного постулата.

Задачи

Образовательные:

Познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»,«сострадание»

Познакомить с особенностями обучения милосердию через православие, как сострадания и помощи людям;
Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Формировать умение вести диалог, умение работать в парах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;
Закрепить умение работать со словарём.

Воспитательные:

Воспитание чувств сострадания, милосердия, сочувствия;

Пробудить в ребёнке желание помогать людям, быть милосердным;

Воспитывать доброту, искренность, отзывчивость.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль

УУД

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Планируемые результаты.

Предметные:

Знания: Сформируют понятие о милосердии и сострадании.

Умения: научатся понимать смысл слов молосердие и милостыня .

Навыки: составление устных рассказов.

Метапредметные:

Регулятивные: отработка умения проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.

Познавательные: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию.

Личностные: Формирование такого качества личности как милосердие, сострадание и умение сострадать, быть отзывчивым.

Основные понятия.

Милосердие, сострадание.

Межпредметные связи.

Литература.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

-УМК Студеникин ОРКСЭ



Формы урока

Фронтальная работа, групповая работа

Технология

Личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, системно - деятельностный подход.

Оборудование

Карточки ,





Дидактическая структура урока


Деятельность учеников


Деятельность учителя

Задания для уч-ся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


Планируемые результаты


ууд

1. Мотивация.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

Учитель приветствует детей.

Здравствуйте. Потрите ладошки. Вы почуствовали тепло. Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке будет тепло и уютно.

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)




2. Формулирование темы урока, постановка цели

Работа в парах.

Ответы детей.

Определение темы и задачи урока.

Заполняют таблицу.


Организует формулирование темы урока учащимися.

Чтение стихотворения Андрея Дементьева.

Организовать заполнение таблицы.



Чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю собрать из букв, лежащих у вас на столе слова. Работаем в паре.

МОСРИДЕЛЕИ

-Верно. Тема нашего урока «Милосердие».

-Послушайте стихотворение Андрея Дементьева и попробуйте сформулировать цели нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться?

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

- Верно, выявим, что такое «милосердие», «сострадание». Какими качествами должен обладать милосердный человек. Легко ли быть милосердным.

-Прежде чем приступить к работе, заполните таблицу, состоящую из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы знаете о милосердии в первую колонку.

- Подумайте и запишите в третью колонку, что вы ещё хотите узнать о милосердии.

-Зачитайте первую колонку.


Уметь работать в паре.

Уметь определять тему урока.

Уметь заполнять таблицу.


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).


3. Исследовательская работа.

Сравнение двух определений.

Работа с толковым словарём

Уметь отвечать на вопросы


Организовать работу в группах.

Организует работу по формированию умений делать выводы.


Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?

Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)

- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

(1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).

- Зачитайте значения слов

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)

Одно из самых красивых слов на свете – милосердие.

Вслушайтесь в это слово.
-Попробуйте выделить корни (милосердие).

Как вы понимаете значение слова милосердие (милое сердцу,

хорошее, доброе)?
-Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит,

жалеет.
- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (доброта, отзывчивость, стремление помочь ближнему)
-Попробуйте выделить корень в слове сочувствие?
-Как вы понимаете значение данного слова? Какие качества присуще человеку, умеющему сострадать? ( сочувствие, сопереживание)



Знать, что такое милосердие и сострадание.
Уметь работать в группе.

Уметь работать с информацией.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).


4. Физкультминутка

Выполнение упражнений.




Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка.




5. Изучение нового материала

Чтение притчи.

Умение рассуждать делать выводы

Организовать чтение притчи.

Организует работу по формированию умений делать выводы.


Познакомимся с притчей.

Ясным майским утром один молодой человек увидел у стены парка мужчину, примерно его возраста, просившего милостыню. Рядом с ним стоял плакат, представлявший собой надпись от руки на обломке доски: «Я слепой».

Эта мольба явно не трогала сердца жителей и туристов большого города, торопливо проходивших мимо. Если не считать нескольких монеток, миска для сбора подаяния была пуста.

Тронутый этим печальным зрелищем, прохожий подумал о том, чего лишён этот несчастный молодой человек в такой чудесный день, и подошёл к нищему.

— Я не могу дать вам денег, — виновато объяснил он нищему, — потому что сам несколько месяцев без работы. Но, если вы не против, я могу помочь вам другим способом. Я бы хотел внести кое-какие изменения в вашу просьбу о помощи.

Удивлённый нищий некоторое время колебался, а затем пожал плечами:

— Ладно, делайте, что хотите. Но должен вам сказать, что вряд ли найдутся слова, способные пробудить жалость у жителей этого города к очередному попрошайке.

Молодой мужчина извлёк из кармана маркер, приписал на плакате несколько слов и продолжил свой путь.

К концу дня он возвращался через парк и, проходя мимо нищего, с удовлетворением отметил, что новый плакат доказал свою эффективность в раскрытии сердец и кошельков прохожих. Миска была полна денег, причём не только мелких монет, но даже пяти- и десятидолларовых купюр.

— Дела у вас пошли гораздо лучше, — сказал он нищему.

— Точно, — ответил тот, а затем, узнав голос молодого человека, озадаченно спросил: — Что вы сделали с моим плакатом?

— Я всего лишь добавил несколько слов, — объяснил прохожий. — Но ничего такого, что было бы неправдой. Теперь там написано: «Я слепой — а на улице весна…» 

-Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?

- Смог молодой человек подать милостыню слепому?

- Милостыню можно подать и пройти мимо, не вникая в проблемы другого человека. У молодого человека не было денег, Но он помог слепому своим участием, своим действием он проявил большую заботу, чем те люди, которые просто давали деньги.


Уметь работать с притчей.

Уметь составлять устный рассказ.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


6. Закрепление нового материала

Работа с учебником.

Организовать работу с учебником.

Организует работу с таблицей.



- А теперь подумаем, каждый ли человек нуждается в милосердии.

- Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью.

- Нет. Милосердие так или иначе сопровождает человеческую жизнь.

- Прочитайте в учебнике на с. 49 о жизненных правилах.

Приведите примеры из жизни.

Вернёмся к таблице, состоящей из трёх колонок: знаю, узнал, хочу узнать. Запишите, что вы узнали о милосердии.


Уметь работать с информацией.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Отвечают на вопросы учителя.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию

- Закончите предложения»

Я узнал…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

_ Домашнее задание: привести примеры милосердия из художественной литературы.





Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД