Файл: Описание предмета. Части текста. План текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России»

Тема раздела: Какие бывают в грамматике группы слов.

Тема урока: Описание предмета. Части текста. План текста.

Планируемые результаты:

Предметные: Озаглавливает части текста. Анализирует языковые средства текста.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Формулирует ответ на основе прочитанного текста. Анализирует объекты с выделением существенных признаков.

Регулятивные УУД: Выбирает способ работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные УУД: Формулирует собственное мнение и позицию.

Упражнение 204.

Есть очень интересный зверек – енот-полоскун. Ростом он с лисицу, буро - серый, на морде «маска» - чёрные полосы. Хвост тоже с тёмными полосами.

Полоскуном прозвали его за очень странную повадку – мыть в воде всякую пищу и даже несъедобные предметы. Полощет, трёт, отпускает и снова ловит передними лапами всё, что хочет съесть.

Странное поведение! Никто больше этого в природе не делает.

(И.Акимушкин)

Действия учителя

Действия учащихся


-Давайте посмотрим на картинку в учебнике. Что видите?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- На картинке енот, он стирает рыбу.

- Есть веревка с постиранными вещами. Енот стирает вещи.

-Енот моет рыбу в тазике.

- Как вы думаете, а еноты на самом деле умеют стирать?

Гр2 (умения формулировать несложные выводы на основе явной и скрытой информации)

- Нет. Это художник, что – то напутал.

- А может это енот из сказки, тогда он может стирать.

- А я слыщал, что еноты моют предметы в речке.

- Еноты моют свою еду.

Как узнать, что же еноты моют, стирают в природе?

- Давайте прочитаем текст из этого упражнения. Может он нам поможет узнать ответ на этот вопрос.

- Есть в тексте ответ на наш вопрос?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

Дети зачитывают из текста: моет в воде всякую пищу и даже несъедобные предметы.

- А как он это делает?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

Зачитывают из текста:

полощет, трет, опускает и снова ловит передними лапами всё, что хочет съесть.

- Как автор называет такое поведение енота?

Почему?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

-Странное поведение.

- Странная повадка.

Гр2 (умения формулировать несложные выводы на основе явной и скрытой информации)

- Несоответствующее поведение для животных.

- Такое поведение вызывает удивление.

- Такое поведение больше подходит людям, а не животным.

-Так себя в природе больше никто не ведет.

- Как называют енота за такое поведение?


- Как можно озаглавить этот текст?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- В тексте сказано, что за такое поведение енота называют полоскуном.

- Енот-полоскун.

- А в какой части текста вы об этом узнали?

- А как вы это определили?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)

- Во второй части.

- В тексте три красные строки, три абзаца, три части. Действия енота описываются во второй части текста.

- А можно ли эту часть как-то назвать, озаглавить?

А текст нам может в этом помочь?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- Стирка енота.

Из текста выбирают слова: «Странное поведение», «Странная повадка»

- А как бы вы озаглавили первую часть текста. О чем эта часть?


Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- В первой части дается описание енота, его внешний вид.

- Если воспользоваться словами текста, то можно озаглавить: «Интересный зверек».

- У енота не только необычное поведение, но и очень интересная внешность.

- А о чем третья часть? Как озаглавим?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

- В третьей части подводится итог, что больше в природе себя так никто не ведет как енот.

- «Никто этого не делает»

- Напомните, как мы озаглавили все части текста.

-Что у нас получилось?

Гр3 (умения анализировать языковые средства; составлять план текста)

1.«Интересный зверек».

2.«Странная повадка»

3.«Никто этого не делает»

- Это план текста.

- В какой части текста преобладают существительные и прилагательные, а в какой – активно работают глаголы?

Гр1 (умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде)
В первой части текста дается описание енота – полоскуна, нам помогают имена существительные и прилагательные.

Дети выбирают имена прилагательные и существительные, относящиеся к внешности енота.

Имена существительные: рост, морда, маска, хвост, полосы.

Имена прилагательные: буро - серый, черные, темные.

А во второй части преобладают глаголы, так как в этой части рассказывается или повествуется о действиях енота – полоскуна.

Выбирают из текста глаголы: полощет, трет, отпускает, ловит, хочет съесть.

- Как удалось автору избежать повторов слова енот – полоскун?


Гр3 (умения анализировать языковые средства, при помощи которых дети учатся выделять слова, которые позволяют связывать предложения между собой по смыслу)

Дети находят в тексте и зачитывают слова, которые использовал автор, чтобы не было повторов: зверек, он, его.

- А какими частями речи являются эти слова?

Гр2 (умения извлекать информацию, содержащуюся в тексте, умения формулировать несложные выводы)

- Зверек – это имя существительное.

- А он, его – это не существительное, но указывает на предмет. Мы не знаем такой части речи.

- А я слышал, что есть такая часть речи – местоимение.

- Найдите в тексте слова похожие по звучанию.

Являются ли они однокоренными слова?

Гр3 (умения анализировать языковые средства)

- Полоскун и полосы.

- Нет, не являются, так как в слове полоскун корень - полоск, а в слове полосы - полос.

- Подберите к каждому слову родственные слова.

(ГР3 направлено на работу с лексическим значением слов, на обогащение словарного запаса)

- Для доказательства ответа подбирают родственные слова: полоскун – полоскать, полощет; полосы – полосатый.


Для проверки учитель предлагает карточку с заданиями. (Приложение 1)

Выполняют карточку с заданиями.


Приложение 1.

№ задания

Задание

Формируемое умение ЧГ

1.

Установи последовательность частей текста:

Странная повадка.

Интересный зверек.

Никто этого не делает.

ГР3Умение выделить последовательность событий, описанных в тексте.

2.

Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Полощет, трёт, отпускает и ________,

что хочет съесть.

ГР1Умение находить информацию, заданную в явном виде.

3.

Какие слова в тексте показывают странное поведение енота – полоскуна? Выпиши их.___________

ГР3Умение понимать использованные в тексте языковые средства