Файл: Жизнь и деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Что изучает история. Измерение времени в истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Что такое история?

История (с греческого рассказ о прошедшем)– это наука, изучающая жизнь и деятельность людей в прошлом.

Само слово «история» – греческое. Им обозначали рассказы очевидцев о событиях. В этом значении оно до сих пор живёт в обиходной речи, мы говорим «со мной случилась такая вот история» или «я попал в неприятную историю». «Первым историком» называют Геродота (V в. до н. э.). Он видел смысл истории в том, «…чтобы… великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными». Другими словами, древние историки занимались сбором рассказов, а сама история – хранением памяти о событиях.

Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.


Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали, попросил его одолжить 3 гривны.

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. 

Тема 2. Счет лет в истории.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты событий и их последовательность – это наука о времени. Она получила свое название в честь греческого бога Хроноса, имя которого переводится как «время». Согласно древнегреческому мифу время появилось во Вселенной первым, а уж потом появились огонь, воздух, вода.

Людям в древности было важно представлять, когда наступит зима или лето, когда готовиться к посеву или сбору урожая. Так возникла необходимость измерить время. Но как? Ответ подсказала сама природа. Люди заметили, что ход времени связан с Солнцем и Луной. Первой естественной единицей счёта времени для древних людей были сутки, разделённые на день и ночь. Это время от восхода до восхода Солнца. При наблюдении за Луной стали выделять месяц (от полнолуния до полнолуния), впоследствии было замечено, что через некоторое количество времени повторяются явления природы. Так появился год. Годом считали промежуток времени между сборами урожая.



Календарь был необходим по многим причинам. Так в Египте календарь, предсказывал время разлива Нила, происходившее через один и тот же период времени, приблизительно равный году. Ведь если не собрать вовремя урожай, стремительные воды Нила погубят его и обрекут на голодную гибель людей.

А в Древнем Риме календарь сообщал о необходимости выплаты долгов. По традиции римские жрецы оглашали первый день каждого месяца и люди знали, что именно в этот день они должны платить долги или проценты. Этот день записывался в долговых книгах, которые назывались calendarium. Так собственно и возникло слово «календарь».

Календари в древности использовали в основном в хозяйственной деятельности, поэтому время в таких календарях, движется по кругу, от лета до лета, от одного разлива Нила до следующего, от полнолуния до полнолуния.

В каждой культуре возникла своя точка отсчёта времени. Например, египтяне боготворили фараонов и поэтому счёт лет вели от начала их правления. Но с каждым новым правителем счёт лет начинался заново.

В древней Греции крупнейшим событием были Олимпийские игры, именно они являлись точкой отсчёта времени. В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима, со всеми этими событиями вы познакомитесь в дальнейшем на наших занятиях. Счёт по какому-либо памятному событию или правлению царей был неудобен.

А вот календарь, введённый в Риме Гаем Юлием Цезарем, названный впоследствии Юлианским, показался бы нам вполне знакомым. Именно он лёг в основу современного календаря. В нём год начинался 1 января и составлял 365 дней 3 года, а 4 год насчитывал 366 дней. Год делился на 12 месяцев. Однако даже юлианский календарь не совсем являлся точным. И с течением времени понадобились уточнения.

Поэтому в 1582 римским папой Григорием XIII был введён новый календарь. Этот календарь сейчас мы используем, он является общепринятым во всём мире.

Наши предки также использовали различные календари. Названия древнеславянских месяцев были приурочены к явлениям природы и полевым работам. Например, январь назывался «сечень» от слова сечь, рубить. Славяне рубили лес зимой, чтобы подготовить площадь для посевов. А июнь именовался «червень» – от слова червь. В этом месяце собирали в садах и огородах вредных гусениц.

С принятием христианства в 988 году славяне перешли на юлианский календарь, но точкой отсчёта была дата сотворения мира. По указу Петра 1 с 1700 страна перешла к отсчету времени от рождества Христова, а на современный григорианский календарь россияне перешли лишь в 1918 году, к этому году разница во времени составляла уже 13 суток.


В Израиле годы исчисляются от Сотворения мира, которое согласно иудейской религии произошло 5779 лет назад. В Пакистане летоисчисление ведется от времени переселения пророка Мухаммеда в Медину, которое произошло 1440 лет назад. А вот мы привыкли, как и весь христианский мир, привыкли считать время от рождения Иисуса Христа, которое по подсчетам историков произошло гораздо позже сотворения вселенной, всего 2019 лет назад.

Вся история поделилась на два больших периода или эры – до рождения Христа и после. Время после рождения Христа называется нашей эрой, а время с глубокой древности до Р.Х называется временем до нашей эры. Для того чтобы было удобнее представить очерёдность событий, произошедших в разное время, мы используем «ленту времени».

Время на этой линии движется вперед слева направо.

Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Исторические события, которые произошли до нашей эры, находятся на ленте времени слева от разделительной линии. События, расположенные справа от этой линии, относятся к нашей эре. Внимание! Не перепутайте – счёт лет до нашей эры ведётся в обратном порядке, а время движения всегда направлено по направлению к нашим дням.

Давайте разберём на примерах.

Нам известно, что Рим был основан за 753 до Р.Х., т.е. в 753 г. до н.э., а первые Олимпийские игры в Греции прошли ещё раньше, за 776 лет до Р.Х., т.е. в 776 г. до н.э. Мы видим, что годы до н.э. нумеруются как бы в обратном порядке, т.е. сначала был 776 г. до н.э., а позже наступил 753 г. до н.э., еще позже 1 г. до н.э. Нулевого года не существует и после 1 г. до н.э. идет 1 г. н.э.

С помощью ленты времени можно посчитать количество лет, прошедших от одного события до другого. Даты, которые находятся в одной эре вычитают, а в разных – складывают. Так, со времени образования Рима в 753 г. до н.э. прошло (2019+753) 2772 лет, а вот с крещения Руси прошло «всего лишь» (2019–988) 1031 год.

Мы уже познакомились с такими временными единицами как сутки, месяц и год, но историки измеряют время в гораздо более крупных единицах. Так 100 лет составляют столетие или 1 век, а 10 веков = 1 тысячелетию. Века принято обозначать римскими цифрами, в то время как мы привыкли пользоваться арабскими.

Первые 100 лет новой эры – I век. Начало 101 года – это II век. Для того чтобы определить к какому веку относится тот или иной год нужно, отбросить последние 2 цифры года, а к оставшимся прибавить 1. Например: 1147 год – отбрасываем 47 и получаем 11+1 – XII век.