ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовой викторина среди учащихся 5–7-х классов
Цели:
-
познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; -
определить какие различия существуют между правами и обязанностями детей; -
побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения; -
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; -
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения характерных для подросткового возраста социальных ролей и нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
Задачи:
-
закрепление знаний детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека; -
ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации; -
развитие умения применять правовые знания на практике; -
совершенствование словарного запаса; -
развитие коммуникативных навыков учащихся; -
раскрытие творческих способностей ребенка.
Ожидаемый результат.
-
Приобретение практического опыта применения прав ребенка. -
Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 8станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в “Маршрутный лист” (Приложение 1). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов.
Оборудование: бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.
Ход мероприятия
1 станция “Собери пословицу”
(несколько пословиц из списка делятся на части, командам необходимо соединить части пословицы)
Не воровством добывают деньги, | чье мясо съела. |
Легко воровать, | да на себя загляни – жить научишься! |
Хоть с умом воровать, | летит и голова |
Каков грех, | за собой и обязанности |
Один раз украл, | под старость дыра. |
Знает кошка, | тот и в ответе |
За худые слова | да тяжело отвечать. |
Права влекут | а беды не миновать |
На других погляди, | кузнец своего счастья. |
Смолоду прорешка | такова и расплата. |
Жизнь дана | на добрые дела. |
Человек | а навек вором стал. |
Кто в деле, | а трудом. |
Ответы.
-
Не воровством добывают деньги, а трудом. -
Легко воровать, да тяжело отвечать. -
Хоть с умом воровать, а беды не миновать. -
Каков грех, такова и расплата. -
Один раз украл, а навек вором стал. -
Знает кошка, чье мясо съела. -
За худые слова летит и голова -
Права влекут за собой и обязанности -
На других погляди, да на себя загляни – жить научишься! -
Смолоду прорешка под старость дыра. -
Жизнь дана на добрые дела. -
Человек кузнец своего счастья. -
Кто в деле, тот и в ответе. -
2 станция “Песенная”
(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2).
-
“Песня бременских музыкантов” – Право на свободу передвижения. -
“Чему учат в школе” - Право на образование. -
“Песенка мамонтенка” - Право жить и воспитываться в семье. -
“Чунга-Чанга” - Право на отдых. -
“В каждом маленьком ребенке” - Право на всестороннее развитие. -
“Какой чудесный день” - Право на занятие творчеством. -
“Кабы не было зимы” - Право на отдых, каникулы для детей. -
“Антошка” - Право на труд и отдых. -
“Пусть всегда будет солнце” - Право на жизнь и свободу. -
“До чего дошёл прогресс” - Право на пользование достижениями культуры.
3 станция “Правовая”
(назвать какое право нарушено в каждой сказке. Приложение 3)
-
Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (Право на жизнь) -
Какое право зайца защитил петух в сказке “Заюшкина избушка” (Право на жилье) -
Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке “Лягушка-путешественница” (Право на свободу передвижений) -
При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке “Золотой ключик” (Право на образование) -
Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг) -
Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Правом быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети) -
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает?(Право на личную жизнь, тайну корреспонденции) -
Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения) -
Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше(Право на неприкосновенность жилища) -
Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)
4 станция “Права и обязанности”
(Приложение 4.После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)
-
Бесплатное образование -
Активность в приобретении знаний -
Уважать мнение всех учащихся и учителей -
Удобное рабочее место -
Посещать школу в предназначенное для этого время -
Защита личной собственности -
Посещение школьных мероприятий -
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины -
Вести себя корректно на переменах и на уроках -
Деловое сотрудничество с учителем -
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности -
Беречь школьное имущество
Ответы: Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12.
5 станция “Жизнь с правами и без…”
Команды получают контрольные листы с таблицей:
В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации;
Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогу осуществить эти житейские ситуации. (Приложение 5)
6 станция “Анаграммы”
(из предложенных анаграмм составить слова)
-
НОКЕВНИЦЯ (конвенция) -
ГОУСАРДТСОВ (государство) -
ИЖЗНЬ (жизнь) -
РБОАЗОАВИНЕ (образование) -
КЗАОН (закон) -
ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление) -
АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение) -
СТУЦИКОНЯИТ (конституция) -
СКОКДЕ (кодекс) -
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
7 станция “В лабиринте понятий”
Командам раздаются карточки, на которых написаны определения.
Задача команды быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается. (Приложение 6)
Список слов. Трудовой кодекс; Конвенция; Приговор; Преступление, Юридическая ответственность, Гражданские свободы. Презумпция невиновности; Кодекс; Конституция; Право, Вандализм, Демократия.
8 станция “Словесная”
(из предложенного слова составить как можно больше слов)
-
Правонарушение. -
Ответственность. -
9станция «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня
6 станция “Анаграммы”
(из предложенных анаграмм составить слова)
-
НОКЕВНИЦЯ -
ГОУСАРДТСОВ -
ИЖЗНЬ -
РБОАЗОАВИНЕ -
КЗАОН -
ЕТУПЕЛРИНЕПС -
АВНАШЕПОРИНЕРУ -
СТУЦИКОНЯИТ -
СКОКДЕ -
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ
6 станция “Анаграммы”
(из предложенных анаграмм составить слова)
-
НОКЕВНИЦЯ -
ГОУСАРДТСОВ -
ИЖЗНЬ -
РБОАЗОАВИНЕ -
КЗАОН -
ЕТУПЕЛРИНЕПС -
АВНАШЕПОРИНЕРУ -
СТУЦИКОНЯИТ -
СКОКДЕ -
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ
6 станция “Анаграммы”
(из предложенных анаграмм составить слова)
-
НОКЕВНИЦЯ -
ГОУСАРДТСОВ -
ИЖЗНЬ -
РБОАЗОАВИНЕ -
КЗАОН -
ЕТУПЕЛРИНЕПС -
АВНАШЕПОРИНЕРУ -
СТУЦИКОНЯИТ -
СКОКДЕ -
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ
8 станция “Словесная”
(из предложенного слова составить как можно больше слов)
-
Правонарушение. - ____________________________________________________________________________________________________________________________________ -
Ответственность-_________________________________________________-__________________________________________________________________
8 станция “Словесная”
(из предложенного слова составить как можно больше слов)
-
Правонарушение- ____________________________________________________________________________________________________________________________________ -
Ответственность- ___________________________________________________________________________________________________________________________________
8 станция “Словесная”
(из предложенного слова составить как можно больше слов)
-
Правонарушение- ____________________________________________________________________________________________________________________________________ -
Ответственность- ___________________________________________________________________________________________________________________________________
9станция «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня
9станция «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня
9станция «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника Отечества В. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня
4 станция “Права и обязанности”
(Приложение 4.После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)
-
Бесплатное образование -
Активность в приобретении знаний -
Уважать мнение всех учащихся и учителей -
Удобное рабочее место -
Посещать школу в предназначенное для этого время -
Защита личной собственности -
Посещение школьных мероприятий -
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины -
Вести себя корректно на переменах и на уроках -
Деловое сотрудничество с учителем -
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности -
Беречь школьное имущество
Ответы:
Права:
Обязанности:
4 станция “Права и обязанности”
(Приложение 4.После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)
-
Бесплатное образование -
Активность в приобретении знаний -
Уважать мнение всех учащихся и учителей -
Удобное рабочее место -
Посещать школу в предназначенное для этого время -
Защита личной собственности -
Посещение школьных мероприятий -
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины -
Вести себя корректно на переменах и на уроках -
Деловое сотрудничество с учителем -
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности -
Беречь школьное имущество