Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Кафедра «Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Правовые основы массовой информации и коммуникации.
Тема: Понятие государственной тайны.
Выполнил: обучающийся
экономического факультета, группы zБ-533-Р
Душинов Игорь Андреевич
Проверила: Ст. преподаватель Н.С.
Будникова
г. Улан-Удэ, 2023г
Содержание:
-
Введение -
Понятие государственной тайны -
Правовой режим государственной тайны -
Заключение -
Список литературы
Введение
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Информация, информационная составляющая является неотъемлемым элементом эффективной деятельности и эффективного принятия решений. Обладающий важной информацией получает явный приоритет.
Т.е. существует такого рода информация, которая объективно по своим характеристикам должна иметь некоторые ограничения в обороте, интересы государства и общества, воплощенные в такого рода сведениях должны получить защиту и быть сохраненными в тайне.
"Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию" - подчеркивает Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений.
Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним. государственный тайна правовой
Четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну, правовой гарантией соблюдения интересов всего общества стало закрепление перечня сведений, не могущих быть засекреченными. Официально закрепив определение понятия
правового режима государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры.
1. Понятие государственной тайны
Итак, что же представляет собой государственная тайна, каковы ее определяющие признаки, критерии, позволяющие выделить ее, разграничить с другими сведениями, как то составляющими тайну (личной, частной жизни, к примеру), так и являющимися свободно распространяемыми, не ограниченными в обороте.
Первый признак, определяющий содержание понятия «государственная тайна», означает, что сведения, составляющие тайну, находятся под защитой государства. Еще можно отметить, что маскируемые с помощью специальных мер и находящиеся в защищенном состоянии сведения приобретают новое качество, именуемое конфиденциальностью. Следовательно, понятие «защищаемые государством сведения» означает конфиденциальное состояние этих сведений.
Второй признак свидетельствует о том, что тайну составляют сведения о специфичных видах деятельности и ее объектах, которые государство стремится сохранять в защищенном состоянии. Иначе говоря, это только те сведения, которые представляют для государства особую важность в военной, экономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной областях.
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» (перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 Закона о государственной тайне) государственной тайной являются:
1) Сведения в военной области (о проведении военных операций, стратегическому развертыванию ВС РФ, научно-исследовательских работ по созданию и модернизации образцов вооружения, о разработке ядерных боеприпасов, дислокации, наименованиях, организационной структуре войск);
2) Сведения в области экономики (планы подготовки к возможным вооруженным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности государства, о силах и средствах гражданской обороны, об объемах государственного оборонного заказа, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о запасах платины, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов);
3) сведения в области внешней политики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности РФ, о финансовой политики в отношении иностранных государств);
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму (о силах, средствах, источниках, планах и результатах такой деятельности, о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, о системе президентской, правительственной, шифрованной связи, о защите Государственной границы).
2. Правовой режим государственной тайны
Правовой режим государственной тайны в статье третьей определил состав законодательства РФ. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает нормы этого Закона, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Какие же это акты, конечно в данном случае речь идет о нормативно - правовых актах, акты индивидуального регулирования, акты применения права часть законодательства не являются, но все же оказывают порой значительную роль на принятие конкретного решения, в первую очередь это судебные решения.
Т.е. требование конституционности, соответствия нормативных актов акту высшей юридической силы (как определено в статье 15 Конституции РФ) диктует необходимость принятия такого акта, определение же сведений, признаваемых государственной тайной, в других нормативных актах (указах Президента РФ, Постановления Государственной Думы ФС РФ, решениях конституционного Суда неправомерно и не влечет тех юридических последствий, который определены законом).
Соответственно только законодатель вправе устанавливать перечень сведений, могущих быть отнесенными в государственной тайне, а также устанавливать правило в отношениях, связанных с их защитой и рассекречиванием, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Законом установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование указанных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Правовой режим государственной тайны во многом обусловлен спецификой материальных носителей конфиденциальной информации об особо важных областях деятельности государства. К таким носителям относятся материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Особенность этих материальных объектов проявляется в характере информационной среды, насыщенной техническими средствами и высокими информационными технологиями, с помощью которых можно не только создать высокотехнологичную маскировку сведений, составляющих государственную тайну, но и получить незаконный доступ к ним. Поэтому в состав средств защиты информации включаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Признак, определяющий содержание анализируемого понятия, заключается в том, что распространение соответствующих сведений создает реальную возможность нанесения ущерба безопасности Российской Федерации.
Закон «О государственной тайне», к сожалению, не дает значения понятия «распространение сведений, составляющих государственную тайну». В свою очередь, напомним, Закон «Об информации» определяет распространение информации как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Для понимания информационного процесса в контексте правового режима государственной тайны имеют значение формы распространения сведений, ее составляющих. Такие формы объединяет понятие «доступ к информации». Закон «Об информации» определяет его как «возможность получения информации и ее использования», поскольку в силу природы и сущности информации самое важное — это возможность ознакомления с ее содержанием. Однако получить информацию зачастую значительно труднее, чем ознакомиться с ее содержанием, поскольку ее получение всегда предваряют активные действия по передаче сведений. Для ознакомления же с информацией иной раз достаточно бездействий или совершения действий по неосторожности, которые создадут условия, например, для того, чтобы третье лицо смогло взглянуть на одну из страниц текста, содержащего сведения о государственной тайне.
Следовательно, содержание понятия «распространение» составляют все формы противоправных действий, направленных на создание условий для ознакомления посторонними лицами с содержанием информации об особо важных областях деятельности государства: разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая государственную тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам;
утрата — выход содержания информации из владения субъекта помимо его воли либо исчезновение материального носителя документа помимо его воли (например, его неосторожное уничтожение);
передача — совершение действия (бездействия), направленного на перемещение символьной формы информации или ее материального носителя;
получение — принятие информации для использования либо ознакомления с ее содержанием;
копирование — создание одной или нескольких копий имеющейся информации, т.е. перенос информации на другой обособленный материальный носитель при сохранении оригинала информации в любой форме: от руки, путем фотографирования текста, а также считывания информации путем перехвата электромагнитных излучений и т.д.
размножение — создание множественных копий имеющейся информации на других носителях, т.е. перенос информации на другой обособленный от ЭВМ материальный носитель при сохранении неизменной первоначальной информации, воспроизведение информации в любой материальной форме: от руки, путем фотографирования текста с экрана дисплея, а также считывания информации путем перехвата излучений ЭВМ и т.д.
Одновременно законом установлен список сведений, которые не могут быть засекречены и отнесены к государственной тайне.
Это следующие сведения:
1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
4) о фактах