Файл: Повышение эффективности функционирования подсистемы транспорта организации.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 490
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов: сдельные тарифы на перевозку грузов; тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями; тарифы из километрового расчета; тарифы за перегон подвижного состава; договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки; масса груза; объемный вес груза; грузоподъемность автомобиля; общий пробег; время использования автомобиля; район, в котором осуществляется перевозка; тип автомобиля.
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и др. связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, предельный уровень рентабельности.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.
Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.
Тарифные соглашения должны сочетаться с активной поддержкой транспортных организаций со стороны государства. Должно предусматриваться не только установление приемлемых цен на материально-технические ресурсы, потребляемые предприятиями транспорта, но и финансирование убыточной социальной сферы транспортных организаций, установление минимальных ставок налогов, закупку и передачу пассажирского подвижного состава на баланс транспортных организаций и многое другое.
В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения,
энергетического хозяйства, связи и др.
Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.
Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.
Транспортные тарифы делятся на регулируемые и свободные.
Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются государством на федеральном уровне путем установления в прейскурантах предельных тарифов.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки железнодорожным, автомобильным и речным транспортом в пригородном (местном) сообщении, на местных авиалиниях, на перевозки морским транспортом.
Тарифы на воздушном и автомобильном транспорте (кроме местного сообщения) устанавливаются по договоренности сторон (договорные тарифы) с учетом предельной нормы прибыли.
Свободные (рыночные) транспортные тарифы применяются на услуги железнодорожного транспорта более высокого, чем предусмотрено прейскурантами, качества (по срокам доставки, новым типам вагонов и др.).
Грузовые тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются едиными для всей сети железных дорог, по кратчайшему, как правило, расстоянию между станциями отправления и назначения груза.
Тарифные ставки дифференцируются по видам груза, расстояниям, скорости перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие) и т.д. Для ветвей, не включенных в общую сеть железных дорог, применяются местные тарифы.
На водном транспорте установлены двухставочные грузовые тарифы, дифференцированные по бассейнам рек и морей. При установлении грузовых тарифов на морские и речные перевозки учитывают природно-климатические факторы, сроки навигации и специализацию флота.
На морском транспорте тарифы применяются в основном при перевозке грузов между портами России.
Фрахтовая ставка (транспортный тариф) включает два основных компонента: издержки по оказанию транспортных услуг и среднюю прибыль.
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2020 - 2022гг.
№ п/п | Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Отклонение (+,-) | |||
2021 г. к 2020 г. | 2022 г. к 2020 г. | |||||||
Абсолютное отклонение | Темп прироста, % | Абсолютное отклонение | Темп прироста, % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Выручка от реализации товаров, продукции, работ, тыс. руб. | 489723,9 | 451496,65 | 484382,25 | -38227,25 | -7,81 | -5341,65 | -1,06 |
2. | Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 357255,8 | 287445,3 | 391751,25 | +30189,5 | +8,45 | +34495,45 | +9,56 |
3. | Валовая прибыль, тыс. руб. | 123468,1 | 64051,35 | 92631 | -59416,75 | -48,12 | -30837,1 | -24,98 |
4. | Коммерческие расходы тыс. руб. | 1141,7 | 1008,15 | 1195,7 | -133,55 | -11,70 | +54 | +4,73 |
5. | Управленческие расходы, тыс. руб. | 38157,9 | 38741,45 | 36474,9 | +583,55 | +1,53 | -1683 | -4,41 |
6. | Прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), тыс. руб. | 9315,45 | 24301,75 | 54960,4 | +14986,3 | +160,86 | +45644,95 | +489,99 |
7. | Прочие операционные и внереализационные доходы, тыс. руб. | 9234,45 | 20846,61 | 17187,5 | +11612,16 | +125,75 | +7953,05 | +86,12 |
8. | Прочие операционные внереализационные расходы, тыс. руб. | 28392,2 | 25231,8 | 15871,95 | -3160,4 | -11,13 | -12520,25 | -44,10 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9. | Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 79955,7 | 19916,05 | 55675,95 | -60039, 65 | -75,09 | -24279,75 | -30,37 |
10. | Текущий налог на прибыль и прочие платежи в бюджет, тыс. руб. | 6,05 | 6,6 | 6,6 | +0,55 | +9,09 | +0,55 | +9,09 |
11. | Чистая прибыль, тыс. руб. | 79949,1 | 19876,45 | 55669,35 | -60072, 65 | -75,14 | -24279,75 | -30,37 |
12. | Отложенные налоговые активы, тыс. руб. | 0 | 0 | 13,75 | 0 | 0 | +13,75 | 0 |
13. | Отложенные налоговые обязательства, тыс. руб. | 131,45 | 6,05 | 726 | -125,4 | -95,39 | +594,55 | +452,30 |
14. | Среднесписочная численность персонала, чел. | 155 | 149 | 144 | -6 | -3,87 | -11 | -7,1 |
15. | Производительность труда одного работника (годовая выработка), тыс. руб./чел | 3159,51 | 3030,18 | 3363,77 | -129,33 | -4,09 | +204,26 | +6,46 |
16. | Рентабельность персонала, тыс. руб./чел | 60,10 | 163,10 | 381,67 | +103 | +,171,38 | +321,57 | +535,06 |
17. | Фонд оплаты труда, руб. | 60116,65 | 53222,95 | 52108,1 | -6893,7 | -11,48 | -8008,55 | -13,32 |
18. | Средняя заработная плата,тыс. руб./чел. | 389 | 357,20 | 361,86 | -31,8 | -8,17 | -21,14 | -6,98 |
19. | Среднегодовая стоимость основных фондов (основных средств), тыс. руб. | 397294,7 | 401999,4 | 396365,2 | +4704,7 | +1,18 | -929,5 | -0,23 |
20. | Фондоотдача основных производственных фондов, руб./руб. | 1,23 | 1,12 | 1,22 | -0,11 | -8,94 | -0,01 | -0,81 |
21. | Фондоемкость, руб./руб. | 0,81 | 0,89 | 0,81 | +0,08 | +9,88 | 0 | 0 |
22 | Фондорентабельность (рентабельность основного капитала), % | 0,02 | 0,06 | 0,14 | +0,04 | +200 | +0,12 | +600 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
23. | Средний остаток дебиторской задолженности, тыс. руб. | 53249,9 | 33063,8 | 32846 | -20186,1 | -37,91 | -20403,9 | -38,32 |
24. | Средний остаток кредиторской задолженности, тыс. руб. | 26689,3 | 17678,1 | 21551,2 | -9011,2 | -33,76 | -5138,1 | -19,25 |
25. | Среднегодовая стоимость совокупных активов | 789164,75 | 666838,7 | 670812,45 | -122326, 05 | -15,5 | -118352, 3 | -14,1 |
26. | Чистая рентабельность активов, % | 10 | 2,98 | 8,30 | -7,02 | -70,2 | -1,7 | -17 |
27. | Рентабельность оборота (продаж), % | 1,90 | 5,38 | 881,27 | 3,48 | +183,16 | +879,37 | +46282,63 |
28. | Окупаемость издержек (рентабельность затрат), % | 2,35 | 6,12 | 12,80 | +3,77 | +160,43 | +10,45 | +444,68 |
29. | Материальные затраты, тыс. руб | 339906,6 | 317395,65 | 327759,3 | -22510,95 | -6,62 | -12147,3 | -3,57 |
30. | Материалоотдача, руб./руб. | 1,44 | 1,42 | 1,48 | -0,02 | -1,39 | +0,04 | +2,78 |
31. | Материалоемкость, коп./руб. | 69,41 | 70,30 | 67,67 | +0,89 | +1,28 | -1,74 | -2,51 |
32. | Прибыль на один рубль материальных затрат, руб./руб. | 0,03 | 0,08 | 0,17 | +0,05 | +166,67 | +0,14 | +466,67 |
33. | Издержкоемкость (затраты на один рубль товарной продукции), руб./руб. | 0,81 | 0,88 | 0,89 | +0,07 | +8,64 | +0,08 | +9,88 |
34. | Средний остаток оборотных активов, тыс. руб. | 391738,6 | 264812,35 | 273699,8 | -126926, 25 | -32,4 | -118038,8 | -30,13 |
35. | Оборачиваемость оборотных средств (продолжительность одного оборота в днях), дни | 287,97 | 211,15 | 203,42 | -77 | -26,68 | -85 | -29,36 |