ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Логарифмическое уравнение – это уравнение, в котором переменная содержится под знаком логарифма.
Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнение вида:
Это уравнение решается на основании определения логарифма:
Решите простейшее уравнение (решает обучающийся).
4.2 Рассмотрим второй метод решения логарифмических уравнений потенцирование. (Слайд 14)
3. Рассмотрим третий метод решения логарифмических уравнений -введение новой переменной (Слайд 15)
Тема занятия «Логарифмические уравнения»
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Добрый день, присаживайтесь!
Давайте отметим отсутствующих.
Вы, наверное, уже заметили, что сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, на занятии присутствуют гости, во-вторых, в аудитории звучит музыка. Почему именно сегодня мы слышим её на занятии математики?
Известный физик А. Эйхенвальд заметил, что «играя по клавишам современного рояля, мы играем по логарифмам». Дело в том, что ступени 12-ти звуковой гаммы частот звуковых колебаний и есть логарифмы.
На предыдущем занятии мы с вами выучили определение логарифма, основные свойства логарифма, а чем же мы займемся сегодня?
Преподаватель: Как вы успели заметить, на доске не записана тема сегодняшнего занятия. Вам предстоит самим определить ее. Вы видите равенства, содержащие переменную (они заранее записаны на доске):
Что общего у них?
Как называют эти равенства?
Как вы думаете, с каким видом уравнений мы сегодня познакомимся?
Обучающиеся отвечают: Эти уравнения содержат переменную под знаком логарифма и называются логарифмическими
Преподаватель: Подумайте, какая тема урока будет у нас сегодня?
Обучающиеся : «Логарифмические уравнения». Слайд №1
Преподаватель: правильно! Мы познакомимся с новым для вас видом уравнений – логарифмическим и способами их решения.
Преподаватель: Значит какова цель нашего занятия? Слайд №2
Обучающиеся: Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие логарифмические уравнения, узнаем способы решения, рассмотрим алгоритм решения логарифмических уравнений и как применять.
Преподаватель: скажите А зачем они нужны логарифмы? Где используются?
Предполагаемый ответ: Логарифмы облегчают и ускоряют вычисления. Применяются в различных областях биологии, в химии, астрономии, музыке, физики.
Преподаватель: Важны ли в вашей профессиональной деятельности?
(Музыку выключить)
Обращаю ваше внимание, у каждого на столе лежит оценочный лист.
Сегодня на уроке вы будете сами оценивать свою учебную деятельность, выполняя задания и набирая баллы. Желаю вам успеха!
III Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Устная работа
3.1 Преподаватель: Какие знания будут нам необходимы для решения логарифмических уравнений? Слайд №3
Обучающиеся отвечают: чтобы решить логарифмические уравнения нужно знать:
1. Определение логарифма;
2. Формулы и свойства логарифмов;
3. Методы решения логарифмических уравнений.
Преподаватель: Сформулируйте определение логарифма. Слайд №4
На доске плакат:
|
|
Вставьте в определение недостающие слова.
-
Логарифмом ………………………числа b по ……………. а , а…0, а …1 называется ……………. степени, в которую нужно ……………….. основание a, чтобы получить число b.
Обучающийся отвечает: Логарифмом положительного числа b по основанию называется показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить числоb.
Преподаватель: Давайте повторим свойства логарифма, которые мы можем использовать при решении логарифмических уравнений? Слайд №5
Слайд №6
Исправить ошибки в формулах:
Основные свойства логарифмов: Формула перехода от одного основания логарифма к другому Основное логарифмическое тождество | Основные свойства логарифмов: Формула перехода от одного основания логарифма к другому Основное логарифмическое тождество |
-
Преподаватель: А теперь математическая эстафета. Слайд 7
Используя свойства и определение логарифма каждой команде предлагается вычислить логарифмы (по одному логарифму для каждой парты).
Студентам дается на эстафету 5 минут. Вы находите значения логарифма в парах, а затем по очереди, передавая эстафету одна парта - другой, последний участник команды из полученных букв составляет слово, подходит ко мне и выбирает из предложенных вариантов правильное слово.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
С помощью предложенной таблицы сопоставьте каждому ответу правильную букву.
9 | ри |
-2 | л |
27 | фм |
3 | ог |
-3 | е |
1/2 | а |
-9 | е |
2 | н |
-27 | р |
-1/2 | п |
9 | у |
-2 | ие |
27 | ра |
3 | вн |
-3 | е |
1/2 | ен |
-9 | а |
2 | ра |
-27 | лг |
-1/2 | б |
9 | ва |
-2 | ни |
27 | ос |
3 | е |
-3 | я |
1/2 | но |
-9 | ц |
2 | и |
-27 | л |
-1/2 | ек |
Должны получиться слова:
1 команда – логарифм
2 команда – уравнение
3 команда - основание
IV
. Изучение нового материала (с поэтапным закреплением) слайд 8
Преподаватель: Молодцы. Прежде чем приступить к изучению логарифмических уравнений, вспомним, что значит решить уравнение? Обучающиеся: решить уравнение – означает найти множество всех его решений (корней) или доказать, что корней нет.
Преподаватель: верно! При решении логарифмических уравнений пользуются свойствами логарифмов, а также свойствами логарифмической функции. Какова область определения логарифмической функции?
Обучающиеся: Область определения логарифмической функции (ООФ) – множество всех положительных чисел.
Преподаватель: верно!
А сейчас на примере y = log2 (x – 3) назовите ООФ. (Слайд 9)
Обучающиеся:
x – 3>0
x >3
Преподаватель: отлично!
А теперь вернемся к теме нашего занятия. Вспомните, какие методы решения уравнений вы знаете и какие из них можно применить для решения логарифмических уравнений. (Слайд10 )
Обучающиеся называют методы решения уравнений:
- по определению;
- преобразование уравнения по формулам;
- введение новой переменной;
- графический.
Преподаватель: Замечательно. Но сегодня мы с вами остановимся только на некоторых из перечисленных вами методов.
Преподаватель: Кто может сказать, что еще необходимо знать, чтобы решить логарифмическое уравнение?
Обучающиеся отвечают: алгоритм решения. (Слайд 11)
Преподаватель дописывает на доске четвертый пункт:
1. Определение логарифма;
2. Формулы и свойства логарифмов;
3. Методы решения логарифмических уравнений;
4. Алгоритм решения
Преподаватель: Ребята, давайте попробуем составить алгоритм решения любого, независимо от вида и метода решения, логарифмического уравнения. На осмысление у вас есть 3 минуты. Слайд 12
Обучающиеся отвечают:
-
Записать условия, задающие ОДЗ. -
Выбрать метод решения. -
Решить уравнение. -
Проверить получившиеся корни, подставив их в условия ОДЗ. -
При записи ответа, исключить посторонние корни.
-
Решение простейших уравнений: (Слайд 13)