Файл: Логарифмические уравнения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия «Логарифмические уравнения»

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Добрый день, присаживайтесь!

Давайте отметим отсутствующих.

Вы, наверное, уже заметили, что сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, на занятии присутствуют гости, во-вторых, в аудитории звучит музыка. Почему именно сегодня мы слышим её на занятии математики?

Известный физик А. Эйхенвальд заметил, что «играя по клавишам современного рояля, мы играем по логарифмам». Дело в том, что ступени 12-ти звуковой гаммы частот звуковых колебаний и есть логарифмы.

На предыдущем занятии мы с вами выучили определение логарифма, основные свойства логарифма, а чем же мы займемся сегодня?

Преподаватель: Как вы успели заметить, на доске не записана тема сегодняшнего занятия. Вам предстоит самим определить ее. Вы видите равенства, содержащие переменную (они заранее записаны на доске):



Что общего у них?

Как называют эти равенства?

Как вы думаете, с каким видом уравнений мы сегодня познакомимся?

Обучающиеся отвечают: Эти уравнения содержат переменную под знаком логарифма и называются логарифмическими

Преподаватель: Подумайте, какая тема урока будет у нас сегодня?

Обучающиеся : «Логарифмические уравнения». Слайд №1

Преподаватель: правильно! Мы познакомимся с новым для вас видом уравнений – логарифмическим и способами их решения.

Преподаватель: Значит какова цель нашего занятия? Слайд №2

Обучающиеся: Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие логарифмические уравнения, узнаем способы решения, рассмотрим алгоритм решения логарифмических уравнений и как применять.

Преподаватель: скажите А зачем они нужны логарифмы? Где используются?

Предполагаемый ответ: Логарифмы облегчают и ускоряют вычисления. Применяются в различных областях биологии, в химии, астрономии, музыке, физики.

Преподаватель: Важны ли в вашей профессиональной деятельности?

(Музыку выключить)

Обращаю ваше внимание, у каждого на столе лежит оценочный лист.


Сегодня на уроке вы будете сами оценивать свою учебную деятельность, выполняя задания и набирая баллы. Желаю вам успеха!
III Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Устная работа

3.1 Преподаватель: Какие знания будут нам необходимы для решения логарифмических уравнений? Слайд №3

Обучающиеся отвечают: чтобы решить логарифмические уравнения нужно знать:

1. Определение логарифма;

2. Формулы и свойства логарифмов;

3. Методы решения логарифмических уравнений.
Преподаватель: Сформулируйте определение логарифма. Слайд №4

На доске плакат:







Вставьте в определение недостающие слова.



  1. Логарифмом ………………………числа b по ……………. а , а…0, а …1 называется ……………. степени, в которую нужно ……………….. основание a, чтобы получить число b.


Обучающийся отвечает:  Логарифмом положительного числа b  по основанию  называется показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить числоb.

Преподаватель: Давайте повторим свойства логарифма, которые мы можем использовать при решении логарифмических уравнений? Слайд №5

Слайд №6

Исправить ошибки в формулах:

Основные свойства логарифмов:













Формула перехода от одного основания логарифма к другому



Основное логарифмическое тождество



Основные свойства логарифмов:













Формула перехода от одного основания логарифма к другому



Основное логарифмическое тождество






    1. Преподаватель: А теперь математическая эстафета. Слайд 7

Используя свойства и определение логарифма каждой команде предлагается вычислить логарифмы (по одному логарифму для каждой парты).

Студентам дается на эстафету 5 минут. Вы находите значения логарифма в парах, а затем по очереди, передавая эстафету одна парта - другой, последний участник команды из полученных букв составляет слово, подходит ко мне и выбирает из предложенных вариантов правильное слово.


1 команда

2 команда

3 команда







































С помощью предложенной таблицы сопоставьте каждому ответу правильную букву.


9

ри

-2

л

27

фм

3

ог

-3

е

1/2

а

-9

е

2

н

-27

р

-1/2

п




9

у

-2

ие

27

ра

3

вн

-3

е

1/2

ен

-9

а

2

ра

-27

лг

-1/2

б




9

ва

-2

ни

27

ос

3

е

-3

я

1/2

но

-9

ц

2

и

-27

л

-1/2

ек



Должны получиться слова:

1 команда – логарифм

2 команда – уравнение

3 команда - основание
IV
. Изучение нового материала (с поэтапным закреплением) слайд 8

Преподаватель: Молодцы. Прежде чем приступить к изучению логарифмических уравнений, вспомним, что значит решить уравнение? Обучающиеся: решить уравнение – означает найти множество всех его решений (корней) или доказать, что корней нет.

Преподаватель: верно! При решении логарифмических уравнений пользуются свойствами логарифмов, а также свойствами логарифмической функции. Какова область определения логарифмической функции?

Обучающиеся: Область определения логарифмической функции (ООФ) – множество всех положительных чисел.

Преподаватель: верно!

А сейчас на примере y = log2 (x – 3) назовите ООФ. (Слайд 9)

Обучающиеся:

x – 3>0

x >3

Преподаватель: отлично!

А теперь вернемся к теме нашего занятия. Вспомните, какие методы решения уравнений вы знаете и какие из них можно применить для решения логарифмических уравнений. (Слайд10 )

Обучающиеся называют методы решения уравнений:

- по определению;

- преобразование уравнения по формулам;

- введение новой переменной;

- графический.

Преподаватель: Замечательно. Но сегодня мы с вами остановимся только на некоторых из перечисленных вами методов.

Преподаватель: Кто может сказать, что еще необходимо знать, чтобы решить логарифмическое уравнение?

Обучающиеся отвечают: алгоритм решения. (Слайд 11)

Преподаватель дописывает на доске четвертый пункт:

1. Определение логарифма;

2. Формулы и свойства логарифмов;

3. Методы решения логарифмических уравнений;

4. Алгоритм решения

Преподаватель: Ребята, давайте попробуем составить алгоритм решения любого, независимо от вида и метода решения, логарифмического уравнения. На осмысление у вас есть 3 минуты. Слайд 12

Обучающиеся отвечают:

    1. Записать условия, задающие ОДЗ.

    2. Выбрать метод решения.

    3. Решить уравнение.

    4. Проверить получившиеся корни, подставив их в условия ОДЗ.

    5. При записи ответа, исключить посторонние корни.



    1. Решение простейших уравнений: (Слайд 13)

Логарифмическое уравнение – это уравнение, в котором переменная содержится под знаком логарифма.

Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнение вида: