Файл: Справка по итогам вшк О проведении текущих мониторинговых процедур оценки метапредметных ууд в 7 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Познавательныеучебные действия - методика «Школьный  тест  умственного  развития  (ШТУР)», автор: К.М.Гуревич («Психологическая диагностика: Учебное пособие» / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005г);

Регулятивные учебные действия (методика «Личностный опросник», автор Р.Кеттелл (модификация Л. А.Ясюковой) («Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО» Составитель Серякина А. В.,Научный редактор М. Ю. Михайлина. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012)

Коммуникативные учебные действия (методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)», автор: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин (Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2007.)

  1. Время выполнения работы.

Каждое диагностическое мероприятие проводилось педагогом-психологом по договоренности с классным руководителем. Время выполнения каждой диагностики колеблется от 20 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

  1. Структура и содержание работы и характеристика заданий.

Диагностическая работа по определению уровня познавательных УУД содержит 8 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды», «Пространственные представления» (2 субтеста). При проведении теста каждому ребенку предъявляется тестовый бланк, в котором он работает, а результаты он заносит в бланк ответов. При обработке бланков, выделяются уровень, который описывает особенности и сформированность познавательных способностей.

Диагностическая работа по определению уровня регулятивных УУД содержит 60 пар утверждений, из которых обучающийся должен выбрать правильный, на его взгляд, вариант. Номер данного варианта он фиксирует в бланке ответов. При обработке выводятся результаты по следующим шкалам: «Исполнительность», «Волевой самоконтроль», «Активность», «Самокритичность», «Независимость», «Тревожность», «Эмоциональность», «Активность в общении», «Потребность в общении», «Психическое напряжение». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Волевой самоконтроль».

Диагностическая работа по определению уровня коммуникативных УУД содержит 40 вопросов, на которые обучающийся должен ответить «да» или «нет». Ответ фиксируется в бланке ответов. При обработке результаты отражаются в двух шкалах: «организаторские способности» и «Коммуникативные способности». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Коммуникативные способности».


  1. Результаты выполнения работы.

    1. Общий показатель по классу.

В ходе выполнения заданий были получены следующие результаты:

Класс

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Пов

ур

Баз ур

Пон ур

Пов

ур

Баз ур

Пон ур

Пов

ур

Баз ур

Пон ур



0 (0%)

7 (30%)

16 (70%)

11

(48%)

11 (48%)

1

(4%)

6

(26%)

13 (57%)

4

(17%)



0 (0%)

2 (9%)

20 (91%)

11

(50%)

11 (50%)

0

(5%)

4 (18%)

13 (59%)



(23%)

Общее

0 (0%)

9 (20%)

36 (80%)

22 (49%)

22 (49%)

1

(2%)

10 (22%)

26 (58%)

9

(20%)

Таким образом, надо отметить, что возможности обучающихся 7 классов в области коммуникации, познания и регуляции различны. Так познавательные УУД сформированы всего у 20 % 7-ми классников (7А- Гасанова Д.,Голубев В., Довгинка Е., Круч Д., Кучеренко Д., Меньшикова Я., Шевердина В.; 7Б- Иванов-Ястребов А.,Барабашова Т.) Коммуникативные УУД у 20% обучающихся сформированы на низком уровне (7А – Бурехин Н, Глушкин М., Крыжановская П., Меньшикова Я; 7Б- Демьяненко А., Казакова В., Качалов Я., Пантелеев Е., Сосновенко В). Регулятивные УУД сформированы у большинства на базовом уровне, т.е. в классах не стоит задача в формировании регуляции, т.к. пониженный уровень показал только 1 обучающийся (7А – Оксененко А) .

5.2. Интерпретация результатов.

В области формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов были получены следующие данные: 9 (20%) обучающихся показали базовый уровень владения познавательными действиями,

36 (80%) обучающихся показали уровень ниже базового и, к сожалению, обучающихся, которые работали на повышенном уровне не оказалось. 22 (49%) обучающихся показали базовый уровень владения регулятивными действиями и 22 (49%) обучающихся работали на повышенном уровне, так же 1 (2%) обучающихся показали уровень ниже базового. 26 (58%) обучающихся показали базовый уровень владения коммуникативными действиями и 10 (22%) обучающихся работали на повышенном уровне, так же 9 (20%) обучающихся показали уровень ниже базового. Таким образом, надо отметить продуктивную работу по формированию регулятивных и коммуникативных действий. Однако познавательные УУД являются наиболее проблемным звеном среди метапредметных результатов у всех семиклассников. Ученики ошибаются в определении понятий, в создании обобщений, в установлении аналогий, в классификациях, в установлении причинно-следственных связей, в построении логических рассуждений, умозаключений и выводов. Также умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач сформированы недостаточно.

5.3. Динамика развития

Критерий

2015-2016 уч.год

(4 класс)

2016-2017 уч.год

(5 класс)

2018-2019 уч. год

(7 класс)

Показатель человек/% по классам

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на повышенном уровне

12 (30%)

18 (46%)

0 (0%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на базовом уровне

17 (43%)

15 (39%)

9 (20%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на пониженном уровне

10 (26%)

6 (15%)

36 (80%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на повышенном уровне

3 (16%)

2 (5%)

22 (49%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на базовом уровне

6 (16%)

24 (62%)

22(49%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на пониженном уровне

31 (78%)

13 (33%)

1

(2%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на повышенном уровне

13 (32%)

17 (45%)

10 (22%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на базовом уровне

19 (47%)

18 (47%)

26 (58%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на пониженном уровне

8 (20%)

3 (8%)

9

(20%)



Анализируя результаты динамики формирования универсальных учебных действий, надо отметить, что развитие идет по разным учебным действиям неравнозначно. Выделяются коммуникативные действия, результаты которых показывают стабильную динамику развития и это говорит о сохранности коммуникативного потенциала, наработанного в начальной школе. Результаты формирования регулятивных действий показывает тенденцию к росту данного показателя на базовом уровне и уменьшению пониженного уровня. Наиболее проблемным остается формирование познавательных УУД, где повышенный уровень сократился до нуля, при этом вырос не только базовый уровень, но и пониженный. Такое положение говорит об отсутствии работы педагогов в «зоне ближайшего развития».

Выводы и рекомендации:

1. По итогам промежуточного мониторинга ученики 7 классов показали:

- 37% базового, а также 63% пониженного уровня владения умением работать с текстом и осознанно читать;

- 56% базового и 6% повышенного уровней, а также 26% пониженного уровня владения ИКТ-компетентностью;

- 20% базового, а также 80% пониженного уровня владения познавательными УУД;

- 49% базового и 49% повышенного уровней, а также 2% пониженного уровня владения регулятивными УУД;

- 58% базового и 22% повышенного уровней, а также 20% пониженного уровня владения коммуникативными УУД.

2. Педагогическим работникам, преподающим в 7 классах обратить внимание на данные результаты и в системе работать над формированием метапредметных результатов на каждом уроке и внеурочном занятии, используя следующие рекомендации:

- использовать задания, способствующие формированию навыков смыслового чтения, умений использовать и интерпретировать предложенную информацию и предполагающие решение учебно-практических задач;

- активно использовать у обучающихся навыки работы на компьютере;

- акцентировать внимание на заданиях, формирующих метапредметные результаты: умение работать по алгоритму, умение составить суждение, находить, обобщать, классифицировать и сравнивать;

- использовать задания на развитие высших психических функций, а именно словесно-логического мышления, делая упор не столько на предметную составляющую задания, сколько на саму систему выполнения таких заданий, где используются законы логики, элементы анализа, синтеза, сериации, классификации, обобщения и т.д. по значимым признакам.


3. Методическим объединениям учителей-предметников организовать работу с учителями-предметниками по вопросам формирования УУД средствами предметного материала.

4. Классным руководителям 7А и 7Б классов ознакомить с результатами стартового мониторинга каждого родителя (законного представителя) обучающихся и дать рекомендации по формированию УУД в домашних условиях.

5. Социально-психологической службе сформировать пакет методических материалов с рекомендациями для педагогических работников и родителей (законных представителей) по формированию метапредметных результатов у обучающихся.

6. Заместителю директора включить в план ВШК мероприятия по контролю формирования метапредметных результатов в основной школе, в том числе, по формированию познавательных УУД.
Справку подготовила Ломака Е.С., заместитель директора.