Файл: Справка по итогам вшк О проведении текущих мониторинговых процедур оценки метапредметных ууд в 7 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательныеучебные действия - методика «Школьный тест умственного развития (ШТУР)», автор: К.М.Гуревич («Психологическая диагностика: Учебное пособие» / Под редакцией М. К. Акимовой — СПб.: Питер, 2005г);
Регулятивные учебные действия (методика «Личностный опросник», автор Р.Кеттелл (модификация Л. А.Ясюковой) («Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО» Составитель Серякина А. В.,Научный редактор М. Ю. Михайлина. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012)
Коммуникативные учебные действия (методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)», автор: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин (Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2007.)
-
Время выполнения работы.
Каждое диагностическое мероприятие проводилось педагогом-психологом по договоренности с классным руководителем. Время выполнения каждой диагностики колеблется от 20 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
-
Структура и содержание работы и характеристика заданий.
Диагностическая работа по определению уровня познавательных УУД содержит 8 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды», «Пространственные представления» (2 субтеста). При проведении теста каждому ребенку предъявляется тестовый бланк, в котором он работает, а результаты он заносит в бланк ответов. При обработке бланков, выделяются уровень, который описывает особенности и сформированность познавательных способностей.
Диагностическая работа по определению уровня регулятивных УУД содержит 60 пар утверждений, из которых обучающийся должен выбрать правильный, на его взгляд, вариант. Номер данного варианта он фиксирует в бланке ответов. При обработке выводятся результаты по следующим шкалам: «Исполнительность», «Волевой самоконтроль», «Активность», «Самокритичность», «Независимость», «Тревожность», «Эмоциональность», «Активность в общении», «Потребность в общении», «Психическое напряжение». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Волевой самоконтроль».
Диагностическая работа по определению уровня коммуникативных УУД содержит 40 вопросов, на которые обучающийся должен ответить «да» или «нет». Ответ фиксируется в бланке ответов. При обработке результаты отражаются в двух шкалах: «организаторские способности» и «Коммуникативные способности». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Коммуникативные способности».
-
Результаты выполнения работы.-
Общий показатель по классу.
-
В ходе выполнения заданий были получены следующие результаты:
Класс | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||
Пов ур | Баз ур | Пон ур | Пов ур | Баз ур | Пон ур | Пов ур | Баз ур | Пон ур | |||
7А | 0 (0%) | 7 (30%) | 16 (70%) | 11 (48%) | 11 (48%) | 1 (4%) | 6 (26%) | 13 (57%) | 4 (17%) | ||
7Б | 0 (0%) | 2 (9%) | 20 (91%) | 11 (50%) | 11 (50%) | 0 (5%) | 4 (18%) | 13 (59%) | 5 (23%) | ||
Общее | 0 (0%) | 9 (20%) | 36 (80%) | 22 (49%) | 22 (49%) | 1 (2%) | 10 (22%) | 26 (58%) | 9 (20%) |
Таким образом, надо отметить, что возможности обучающихся 7 классов в области коммуникации, познания и регуляции различны. Так познавательные УУД сформированы всего у 20 % 7-ми классников (7А- Гасанова Д.,Голубев В., Довгинка Е., Круч Д., Кучеренко Д., Меньшикова Я., Шевердина В.; 7Б- Иванов-Ястребов А.,Барабашова Т.) Коммуникативные УУД у 20% обучающихся сформированы на низком уровне (7А – Бурехин Н, Глушкин М., Крыжановская П., Меньшикова Я; 7Б- Демьяненко А., Казакова В., Качалов Я., Пантелеев Е., Сосновенко В). Регулятивные УУД сформированы у большинства на базовом уровне, т.е. в классах не стоит задача в формировании регуляции, т.к. пониженный уровень показал только 1 обучающийся (7А – Оксененко А) .
5.2. Интерпретация результатов.
В области формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных результатов были получены следующие данные: 9 (20%) обучающихся показали базовый уровень владения познавательными действиями,
36 (80%) обучающихся показали уровень ниже базового и, к сожалению, обучающихся, которые работали на повышенном уровне не оказалось. 22 (49%) обучающихся показали базовый уровень владения регулятивными действиями и 22 (49%) обучающихся работали на повышенном уровне, так же 1 (2%) обучающихся показали уровень ниже базового. 26 (58%) обучающихся показали базовый уровень владения коммуникативными действиями и 10 (22%) обучающихся работали на повышенном уровне, так же 9 (20%) обучающихся показали уровень ниже базового. Таким образом, надо отметить продуктивную работу по формированию регулятивных и коммуникативных действий. Однако познавательные УУД являются наиболее проблемным звеном среди метапредметных результатов у всех семиклассников. Ученики ошибаются в определении понятий, в создании обобщений, в установлении аналогий, в классификациях, в установлении причинно-следственных связей, в построении логических рассуждений, умозаключений и выводов. Также умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач сформированы недостаточно.
5.3. Динамика развития
Критерий | 2015-2016 уч.год (4 класс) | 2016-2017 уч.год (5 класс) | 2018-2019 уч. год (7 класс) |
Показатель человек/% по классам | |||
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на повышенном уровне | 12 (30%) | 18 (46%) | 0 (0%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на базовом уровне | 17 (43%) | 15 (39%) | 9 (20%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на пониженном уровне | 10 (26%) | 6 (15%) | 36 (80%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на повышенном уровне | 3 (16%) | 2 (5%) | 22 (49%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на базовом уровне | 6 (16%) | 24 (62%) | 22(49%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на пониженном уровне | 31 (78%) | 13 (33%) | 1 (2%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на повышенном уровне | 13 (32%) | 17 (45%) | 10 (22%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на базовом уровне | 19 (47%) | 18 (47%) | 26 (58%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на пониженном уровне | 8 (20%) | 3 (8%) | 9 (20%) |
Анализируя результаты динамики формирования универсальных учебных действий, надо отметить, что развитие идет по разным учебным действиям неравнозначно. Выделяются коммуникативные действия, результаты которых показывают стабильную динамику развития и это говорит о сохранности коммуникативного потенциала, наработанного в начальной школе. Результаты формирования регулятивных действий показывает тенденцию к росту данного показателя на базовом уровне и уменьшению пониженного уровня. Наиболее проблемным остается формирование познавательных УУД, где повышенный уровень сократился до нуля, при этом вырос не только базовый уровень, но и пониженный. Такое положение говорит об отсутствии работы педагогов в «зоне ближайшего развития».
Выводы и рекомендации:
1. По итогам промежуточного мониторинга ученики 7 классов показали:
- 37% базового, а также 63% пониженного уровня владения умением работать с текстом и осознанно читать;
- 56% базового и 6% повышенного уровней, а также 26% пониженного уровня владения ИКТ-компетентностью;
- 20% базового, а также 80% пониженного уровня владения познавательными УУД;
- 49% базового и 49% повышенного уровней, а также 2% пониженного уровня владения регулятивными УУД;
- 58% базового и 22% повышенного уровней, а также 20% пониженного уровня владения коммуникативными УУД.
2. Педагогическим работникам, преподающим в 7 классах обратить внимание на данные результаты и в системе работать над формированием метапредметных результатов на каждом уроке и внеурочном занятии, используя следующие рекомендации:
- использовать задания, способствующие формированию навыков смыслового чтения, умений использовать и интерпретировать предложенную информацию и предполагающие решение учебно-практических задач;
- активно использовать у обучающихся навыки работы на компьютере;
- акцентировать внимание на заданиях, формирующих метапредметные результаты: умение работать по алгоритму, умение составить суждение, находить, обобщать, классифицировать и сравнивать;
- использовать задания на развитие высших психических функций, а именно словесно-логического мышления, делая упор не столько на предметную составляющую задания, сколько на саму систему выполнения таких заданий, где используются законы логики, элементы анализа, синтеза, сериации, классификации, обобщения и т.д. по значимым признакам.
3. Методическим объединениям учителей-предметников организовать работу с учителями-предметниками по вопросам формирования УУД средствами предметного материала.
4. Классным руководителям 7А и 7Б классов ознакомить с результатами стартового мониторинга каждого родителя (законного представителя) обучающихся и дать рекомендации по формированию УУД в домашних условиях.
5. Социально-психологической службе сформировать пакет методических материалов с рекомендациями для педагогических работников и родителей (законных представителей) по формированию метапредметных результатов у обучающихся.
6. Заместителю директора включить в план ВШК мероприятия по контролю формирования метапредметных результатов в основной школе, в том числе, по формированию познавательных УУД.
Справку подготовила Ломака Е.С., заместитель директора.