Файл: Технологический процесс изготовления маховика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. ШУХОВА
КАФЕДРА (Технологических комплексов, машин и механизмов)


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Технологический процесс изготовления маховика



По дисциплине: Детали машин и основы конструирования

Выполнил: Кисель Сергей Станиславович

студент 3 курса 38АСзд-191группы


Института заочного образования

Проверил:

Белгород, 2023


Содержание
Введение

1. Характеристика условий работы детали, ее конструктивные особенности и технические условия на изготовление

2. Характеристика материала детали

3. Технические условия на контроль сортировку деталей. Карта технических условий на дефектацию детали

4. Назначение, принцип действия и конструктивные особенности приспособления

5. Техническое нормирование операций технологического процесса

5.1 Протачивание рабочей поверхности маховика

Заключение

Список использованных источников
Введение
Агрегаты и большинство деталей автомобиля являются ремонтируемыми объектами, их исправность и работоспособность в случае возникновения отказа или повреждения подлежат восстановлению. В предельном случае нарушения работоспособности, когда эксплуатация автомобиля или его агрегата должна быть прекращена полностью или он должен быть подвергнут капитальному ремонту, состояние объекта называется предельным. Следует отметить, что критерии предельного состояния различных агрегатов автомобиля определяются и неустранимым нарушением безопасности движения, и неустранимым отклонением заданных параметров от установленных пределов, и главным образом неустранимым снижением эффективности эксплуатации автомобиля. Закономерности переходов технического состояния деталей, агрегатов и систем автомобиля из исправного, работоспособного состояния в неисправное, неработоспособное, и, наконец, в предельное состояние и обратно изучают методами теории надежности технических объектов. При анализе надежности рассматривают как отдельный технический объект автомобиль, его систему, агрегат ил деталь.


По мере использования машин их работоспособность и эксплуатационные показатели (тяговая мощность, тяговое сопротивление, расход топлива, производительность) не остаются постоянными, а изменяются в широких пределах.

На узлы, механизмы и детали во время их работы оказывают влияние механические, химические, тепловые и электрохимические факторы. В результате этого возникают необратимые процессы, например износ, смятие, коррозия, остаточные напряжения, вызывающие неисправности деталей машин.

Износ поверхностного слоя, изменение свойств материала, формы, размеров и веса детали - все это непрерывные, медленно нарастающие процессы. Развитие неисправностей вызывает постепенные или внезапные отказы в работе узла или всей машины.

Эти изменения становятся ощутимыми, когда работа деталей качественно видоизменяется: неподвижное соединение переходит в подвижное, а плотное прилегание - в неплотное; увеличенный зазор в подвижном соединении вызывает появление ненормальных стуков или изменение показателей работы.

Для приведения неисправной машины в работоспособное состояние существует определенная совокупность работ называемая технологическим процессом ремонта машин.

Основным документом для осуществления технологических процессов ремонта машин служит типовая технология ремонта. Изучение, освоение и внедрение рекомендаций, содержащихся в этом документе, позволит своевременно и высококачественно проводить ремонт машин.

Целью данного курсового проекта является разработка технологического процесса восстановления маховика двигателя КамАЗ-5320, с применением передовых форм и методов ремонта (организации авторемонтного производства). Так же курсовое проектирование ставит перед собой цель привить навыки самостоятельного решения конкретных задач, связанных с организацией ремонта машин на основе приобретенных знаний при изучении общетехнических и профилирующих дисциплин.


1. Характеристика условий работы детали, ее конструктивные особенности и технические условия на изготовление
Маховик изготовлен из серого специального чугуна. Он закрепляется на заднем торце коленчатого вала и фиксируется двумя штифтами. На маховик в горячем состоянии напрессовывается зубчатый венец. Характерной особенностью маховика является наличие приливов, которые показаны на рис. 1. Характерные дефекты маховика:



обрыв болтов крепления маховика; до 1980 г. с указанным дефектом поступало в ремонт 5-6 % двигателей от общего их количества; для устранения этого дефекта Камское объединение с 1980 г. устанавливает болты большего диаметра с подголовочной шайбой;

износ шипов ведущего и нажимного маховиков сцепления, установочной втулки, ослабление ее посадки, манжеты первичного вала и поломка в ней пружины;

трещины на рабочей поверхности глубиной до 2 мм, ее износ, задиры, риски.


Рисунок 1 - Маховик двигателя автомобиля КамАЗ-5320
2. Характеристика материала детали
Заготовка для маховика представляет собой отливку из серого чугуна марки СЧ20 (ГОСТ1412-85). Отливка производится
Таблица 1 - Химический состав чугуна СЧ20 (ГОСТ1412-85)

Марка чугуна

Хим. состав, % по массе




С

Si

Mn

P

S

СЧ20

3,3 - 3,5

1,4 - 2,4

0,7 - 1,0

<0,2

<0,15


Метод центробежного литья позволяет получать отливки свободной заливкой жидкого металла во вращающуюся форму. В процессе вращения центробежные силы отбрасывают металл от центрального литника к краю формы, после чего происходит заполнение полости и затвердевание отливки из чугуна. Этот способ предполагает получать отливки с плотной структурой без усадочных пустот и рыхлости, что очень важно для получения тел вращения.

После их извлечения из формы и очистки подвергаются заключительной стадии технологического процесса - выявлению наружных и внутренних дефектов отливки из чугуна. Для поиска наружных дефектов применяется внешний осмотр. Чугунные отливки с внутренними дефектами обнаруживаются радиографическими или ультразвуковыми методами дефектоскопии, с помощью которых определяются размеры и глубина залегания дефектов.
3. Технические условия на контроль сортировку деталей

Таблица 2

Карта технических условий на дефектацию детали

Эскиз детали

Деталь

Маховик КамАЗ 740



№ детали

740.1005115




Материал


маховика - чугун серый СЧ 20; обода зубчатого - сталь 35




Твердость


маховика - НВ 200 - 241; обода зубчатого - НВ 167-212

№ дефекта по эскизу

Возможные дефекты

Способ установления дефекта и контрольный инструмент



Размер, мм


Заключение










По рабочему чертежу



Допустимый без ремонта




1

Обломы или трещины на маховике более 2 мм длинной

Магнитный дефектоскоп


-


-

Браковать

2


Трещины глубиной до 2 мм, износ, риски, задиры на рабочей поверхности

Осмотр визуальный

Др = 76±0,1



Др = 7 6,1

Шлифовать до устранения дефект

3



Износ пазов в шипах

Калибр 60,15

60+0,06


60,15

Наплавить и прошлифовать

4



Обломы, трещины на зубчатом ободе

Осмотр визуальный


-


-

Заменить зубчатый обод

5


Износ зубьев по длине l3 зубчатого обода

Эталон замера длины зуба


20-0,26

-

Заменить обод при длине зуба меньше эталона

6


Износ отверстия под установочную втулку

Пробка 51,97

52

51,97

Восстановить осталиванием



Дефектация, восстановление и сортировка маховиков производятся в соответствии с требованиями технических условий.

Технические условия на контроль, сортировку и восстановление маховика представлены в табл. 2

Дефекты маховиков устраняются следующим образом. Износ, риски, задиры, трещины глубиной до 2 мм на рабочей поверхности устраняются шлифованием на плоскошлифовальном станке. Изношенные пазы наплавляются, после чего шипы шлифуются. Зубчатый обод, имеющий обломы, трещины и износ зубьев, с маховика спрессовывается и вместо него напрессовывается новый. При обломах, трещинах маховики выбраковываются.
Маршруты восстановления маховика


Очистка.

Загрязнения поверхностей удаляют с помощью водных растворов технических моющих средств (ТСМ). ТСМ представляют собой многокомпонентные композиции включающие в свой состав поверхностно - активные вещества (ПАВ) и активные солевые добавки (карбонаты, силикаты, фосфаты). Наиболее эффективная очистка производится раствором каустической соды. Продолжительность мойки чугунных деталей в 3-3,5%-ном растворе каустической соды, нагретом до 75-80° С, составляет 10-12 мин.

Установку для мойки и очистки выбирают в зависимости от среднего объёма восстанавливаемых деталей. При большом объёме деталей руководствуются картой типового технологического процесса очистки (КТТП).

Для данного технологического процесса выбрана распылительная моечная машина Сивер 100 ВТ со следующими параметрами
Таблица 3.

Основные характеристики моечной машины Сивер 100 ВТ



Внешние габариты*,.мм

Температура промывки

Напряжение, В

Давление рабочее, бар


Рабочие характеристики камеры

Мощность, кВт

Резервуар ,л

Вес, кг

Д

Г

В









Диам., мм


В1, мм

Нагрузка, кг










1450

1450

1285

Выше 65°С


220/380

2,6


970

500

200

7,6-6

210

152

(*) без дополнительного оборудования и оснащения.