Файл: Реферат на тему Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание | |||||||||
Задание 1. | Напишите реферат на тему «Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии» Нарушение дыхания с самого рождения. Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим особенностям физиологического дыхания. При врожденной расщелине неба физиологическое дыхание чаще всего оказывается поверхностным - грудным или ключичным, когда во время вдоха напрягаются грудные мышцы, в движение приходят ключицы и грудная клетка, а диафрагмальные мышцы не принимают необходимого участия в процессе речеобразования. Нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка. Страдает направленность и плавность выдоха (при попытке подуть ребенок с шумом дует носом). Невозможность осуществления полноценного вдоха и выдоха приводит к нарушению фонационного дыхания. Специфические особенности фонационного, или речевого, дыхания обусловлены также нарушением взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами. Наличие врожденных расщелин неба ставит ребенка в неблагоприятные условия для его физического развития. Чем обширнее дефект, тем большие нарушения претерпевает детский организм в период своего развития. Отмечается отставание в физическом развитии ребенка с врожденной небной патологией с самого рождения (позднее начинают держать голову, сидеть, ходить, позднее появляются первые молочные зубы, отмечается дефицит массы тела и роста). Предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов. Переход воспалительного процесса со слизистой оболочки носа и глотки на слизистую евстахиевых труб приводит к воспалению среднего уха, что в свою очередь является причиной стойкого снижения слуха. Вследствие болезненных процессов в звукопроводящем и звуковоспринимающем отделах речевого аппарата возникают нарушения слуха. Учитывая это, необходимо помнить, что при коррекционном воздействии на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба необходима совместная работа врача-отоларинголога и логопеда. Целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи. Нарушения зубо-челюстной системы: сужение верхней челюсти, недоразвитие альвеолярных отростков, изменение твердого неба, деформация верхних резцов, изменение наклона нижних резцов, изменение соотношения базиса челюстей. От 80 до 90% детей с челюстно-лицевой патологией имеют аномалии зубного ряда. Укорочение заднего края скелета твердого неба, увеличение поперечного расстояния между мягким небом и задней стенкой глотки. Нарушение артикуляции: ослабление развития всей лицевой мускулатуры, аномалии в строении и подвижности губ, своеобразное расположение языка в полости рта, чрезмерное поднятие корня языка, его гипертрофия, истонченный вялый кончик языка, не принимающий участия в звукообразовании, нарушение оральной чувствительности ротовой полости, менее широкое открывание рта при произнесении звуков, расстройство работы мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Мягкое небо пассивно, малоподвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. Таким образом, дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата, изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора. Характерным является нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в патологической активности лицевой мускулатуры в процессе артикуляции. Основную компенсаторную нагрузку в связи с недостаточным функционирование небно-глоточного затвора берут на себя мимические мышцы. Анатомический дефект восполняется включением компенсаторных реакций. Структура речевого дефекта при ринолалии может осложняться моторной недостаточностью мышц артикуляционного аппарата, обусловленной нарушением их иннервации по типу спастичности, гипотонии или дистонии. Таким образом, можно говорить о наличии либо собственно дизартрии, либо ее стертой формы, в зависимости от степени выраженности расстройств мышечного тонуса. Своеобразие голосовой функции. Голос слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком (назализация), снижена разборчивость речи. Характерным является зажатое, сдавленное звучание, иногда сиплое и хриплое. Тусклый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи. Это создает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Основной голосовой характеристикой, наиболее страдающей при врожденных расщелинах неба, является тембр. Часто голос бывает охриплым, а при ларингоскопии выявляется гиперемия и гипертрофия голосовых складок. Приблизительно у 20% детей с расщелиной неба имеются узелки голосовых складок. Это является компенсаторным следствием повышения активности гортани в случае потери силы голоса. Неправильное функционирование небно-глоточного аппарата, приподнятый корень языка делают произношение гласных гиперназализованным. Согласные звуки произносятся искаженно, появляются призвуки, напоминающие храп. Произношение согласных звуков при ринолалии характеризуется наиболее выраженными отклонениями: дети пропускают звуки, заменяют их другими или образуют дефектным способом. В ротовой полости не может образоваться воздушное давление, необходимое для правильного произнесения звуков. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое и называется ринолалией. Это очень характерный дефект, легко опознаваемый на слух. Общая характеристика - это храпящие звуки с носовым оттенком. Связь вида расщелины с тяжестью нарушения звукопроизношения не является прямой. Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации. Утечка воздуха в нос значительно затрудняет образование во рту направленной воздушной струи, необходимой для согласных Чаще всего направленная воздушная струя вообще отсутствует, и дети заменяют ее усиленным выдохом из глотки. Смычки и щели они образуют корнем оттянутого языка и задней стенки глотки на пути воздушного потока, вышедшего непосредственно из гортани. Такой способ артикуляции называется глоточным или фарингеальным. При ринолалии им произносятся почти все глухие согласные фонемы. Для образования звонких согласных фонем прибегают к другому компенсаторному акту, при котором смычки и щели создаются на уровне гортани. Воздух трется о края голосовых складок. Этот способ звукообразования называют гортанным или ларингеальным. Произношение носовых звуков при ринолалии также может нарушаться из-за того, что органы артикуляции не могут принять правильную артикуляционную позу. У детей с расщелинами неба наблюдается снижение кинестезий и расстройство фонематического слуха за счет понижения тактильной чувствительности языка. Пониженное давление воздуха в полости рта притупляет тактильное восприятие "взрывов" и потоков воздуха. Ортодонтические аппараты и съемные зубные протезы, прикрывая слизистую оболочку неба и альвеолярного отростка, еще больше затрудняют ощущение отдельных артикуляций. С возрастом кинестетические ощущения понижаются все больше. Это вызывает еще большие затруднения при постановке и автоматизации звуков. В речевом развитии детей данной группы были отмечены следующие особенности: - расхождение между умением произносить звуки изолированно и в потоке речи: изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи - нечетко; - при произнесении гласных звуков отмечается недифференцированность артикуляции, а при произнесении согласных выявлена тенденция сближения артикуляционных укладов большинства звуков; - нарушенными оказываются не только артикуляционные, но и другие фонетические компоненты: темп речи, плавность, модулированность и тембр голоса, все звуки произносятся с сильно назализованным оттенком. По тяжести нарушения звукопроизношения и степени назализации речи всех детей с расщелинами неба можно разделить на три группы: 1) с носовым оттенком речи, но согласные при этом образуются при правильных артикуляциях. Такое расстройство называют открытой ринофонией; 2) дети с выраженным носовым оттенком речи и искаженной артикуляцией согласных звуков (основная масса детей); 3) дети с выраженным носовым оттенком речи и почти полным отсутствием артикуляции согласных. | ||||||||
3адание 2. | Нарисуйте профили артикуляции свистящих звуков. Опишите какие нарушения свистящих наблюдаются при ринолалии.
Звуки «С, С’» - согл, глух, щелевой, переднеязычный, мягк-твердый, ротовой. Звуки «З, З’» - согл, звонк, щелевой, переднеязычный, мягк-твердый, ротовой Звук Ц – согл, глух, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый, ротовой При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Зубы сближены до расстояния в 1—2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос. При произнесении мягкого с губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким. При артикуляции з и з’ в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает. Уклад органов артикуляции и при произнесении звука ц. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами — 1—2 мм. Кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная | ||||||||
Задание 3. | Составьте занятие по обследованию голоса у детей с ринолалией. При обследовании функции артикуляционного аппарата обращается внимание на объем (полный, неполный) и качество движений (моторная напряженность, двигательная активность, расторможенность) губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба; умение точно и продолжительно удерживать их в заданной артикуляционной лозе; возможность плавного переключения от одного движения к другому; истощаемость движении; наличие сннкинезий (содружественных движений, сопровождающих главное: щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.). 1. Тип и характер физиологического и речевого дыхания: - верхне-ключичное, грудное, диафрагмальное; - дыхание в покое, тип дыхания, глубина и сила; - речевое дыхание, его тип и сила, продолжительность речевого выдоха, наличие утечки воздуха через рот при фонации. 2. Голосовая функция: - сила звучания (предлагается произношение гласных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса: шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, постепенно усиливая или ослабляя голос); - высота голоса (произношение гласных звуков, слогов, слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы); - тембр голоса (обращается внимание на степень назализации при изолированном произнесении звуков, а также в речевом потоке). 3. Звукопроизношенне. При обследовании звукопроизношеиия обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, смешиваемые звуки). Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю. Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков: с, з, ц, ш,ж, ч, щ,р,л, к, г, х, п, б, т, д,ф, в,м, н (их мягкие пары). 4.Слуховая функция: - состояние физического слуха; - состояние фонематического слуха, анализа и синтеза. | ||||||||
Задание 4 | Подберите дыхательные упражнения для формирования речевого дыхания. Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.
Упражнение "Фокус". Рот открыт, а язык в форме "чашечки" приподнят к верхней губе. Приложи руку к ротику на выдохе, какую чувствуешь воздушную струю? Правильно теплую. А теперь на выдохе нужно сдуть ватку с кончика носа вверх, попробуй. Упражнение "Шарик сдулся". Ты знаешь, как звучит сдувающийся шарик? Давай покажем. Вдох через носик, а выдох будет длительным через ротик. При этом язычок находится в форме "чашечки". Упражнение "Пузырьки". У нашего воздушного шарика есть друзья - водяные пузырьки. Как ты думаешь, они похожи? Чтобы они появились нужно сделать вдох носиком, а на выдохе дуть в трубочку. В стаканчике с водой появится много пузырьков, давай попробуем. Дыхательные упражнения нужно проводить в форме игры, внося элементы сор евнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски из бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т.п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5 — 6 мм, в конце 2 — З Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день. Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции. | ||||||||
Задание 5. | Подберите упражнения для нормализации положения языка (корень опущен, кончик языка находится у нижних резцов, спинка языка тоже опущена). Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания), по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”. Упражнение "Блинчик". Открой ротик, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай под мой счет до 5. Упражнение "Вкусное варенье". Нужно слегка приоткрыть ротик и широким передним краем языка медленно облизать верхнюю губу слева направо, а затем справа налево. Упражнение "Чашечка". Ротик открыт, а широкий язычок поднят кверху. При этом его края прижаты к верхней губе. | ||||||||
Задание 6. | Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками при ринолалии в подготовительном периоде до операции До операции решаются следующие задачи:
Постановка правильной речи. Формированием артикуляции речи у детей с расщелинами губы и неба занимается логопед-дефектолог. В различном возрасте детей задачи логопеда разные. Работу с ребенком и его родителями логопед должен начинать в грудном возрасте. В этом возрасте главной задачей педагога является тренировка внешнего дыхания и отработка ротового выдоха. Достигается это с помощью гимнастики и игр, во время которых ребенок приучается глубоко дышать (игра в паровоз, игра на дудке). В возрасте 4—4,5 лет, в период формирования осознанной речи, логопед проводит занятия с ребенком и отрабатывает артикуляцию отдельных звуков речи. До операции сохраняется только носовой оттенок речи (открытая ринолалия). Коррекцию звуков начинают с наиболее доступных данному ребенку. Выбор метода и упражнений устанавливается строго индивидуально. Однако выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда в переднем отделе верхней челюсти, постоянное ношение ортодонтического аппарата осложняет постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Значительные рубцовые изменения уплощают небный свод и ограничивают открывание рта. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется. Помимо этой трудности, свойственной всей группе взрывных, коррекцию звуков п, п,, б, б, может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, т,, д, д, - расщелина альвеолярного отростка и нарушения зубного ряда; к, к, , г, г, - выраженное укорочение неба и свищи на границе твердого и мягкого неба. Постановка двугубного п возможна различными способами. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребенку похлопать губами во время мягкого тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание. Как исходный прием можно использовать «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с высунутым языком. При длинном подвижном небе рекомендуется надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Надуть щеки при небно-глоточном несмыкании невозможно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевыванию». Затем делают это уже упражнение с открытыми крыльями носа. Межзубный т легко получить то «поплевывания». Для этого нужно улыбнуться, чтобы обнажить зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка. Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. Звук к при ринолалии либо отсутствует, либо заменяется глоточным звуком. Его исправляют сдвигая переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та. По мере перемещения языка слог та превращается в тя, затем в кя, и наконец, в ка. По мнению Ипполитовой А. Г. , из фрикативных согласных легче всего происходит постановка звука ф. Для этого пациент по инструкции или с механической помощью приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее. Звук с исправляют чаще всего традиционным способом. Учат дуть на ватку, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами, дуть на язык придвинутый к нижним резцам. Звук ц легко получается от слияния звуков т и с. При постановке звука ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «чашечки». Для исправления звука щ достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка. Аффрикату ц ставят от т, или от слияния т, и щ. Введение ее в слоги начинают с закрытых. Звук х обычно трудностей не вызывает. Звук й получают слиянием гласного с и в словах, например: иакорь вместо «якорь». Но отсутствие этой фонемы при ринолалии наблюдается только у детей младше 5 лет. Звук л, особенно его мягкий вариант, оказывается сохранным чаще других согласных. Вибрирующий звук р довольно редко удается поставить при недостаточности небно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. Смычно-проходные носовые звуки м, н также могут нарушаться при ринолалии. Обычно начинают исправлять звукопроизношение с глухих звуков. |