Файл: Конкурс творческих работ (эссе) Больше, чем профессия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бардацкая Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
Краевой конкурс творческих работ (эссе) «Больше, чем профессия», посвященный Году педагога и наставника в России.
Учитель – призвание
Верить в человека и любоваться
ростом его духа – это лучшее, что
даёт нам жизнь
М.Горький
Я знаю, чему надо учить. Я знаю то, чему надо учить. Я знаю, как надо научить. Я понимаю, что эти знания нужны людям. Я вижу, что люди благодарны мне за мою работу. Я уверена в том, что мой труд полезен обществу.
Эти простые истины актуальны на протяжении многих столетий – в них заложены концепции учительского труда.
Я, учитель, и горжусь этим. За плечами 39 лет беспокойной, интересной, всегда волнительной, трудной школьной жизни, в которой никогда не было места скуке и унынию. Здесь нельзя быть пассивной, равнодушной, не думать о работе.
Я рада, что я учитель русского языка и литературы, ведь за эти годы мир так изменился. Русский язык и литература стоят в особом ряду изучаемых в школе предметов: если первый точная гуманитарная наука, то второй, хотя тоже имеет дело со словом, - искусство. Научить искусству – это на порядок выше и труднее. Литературу изучают с первого до последнего года в школе – она обладает такой силой воздействия на человека, таким мощным духовным и воспитательным потенциалом, без которых немыслимо развитие Человека.
Все больше люди общаются с компьютером, а чтение художественной литературы остается уделом немногих. Это понимают и мои ученики. Я стараюсь больше внимания уделять воспитанию нравственности у детей, стремлюсь сделать каждый урок литературы интересным открытием, увлекательным путешествием, настоящей школой воспитания больших чувств, глубины мысли, самостоятельных поисков. Сегодня очень большие требования окружающих к учителю литературы. И это правильно! Говоришь о красоте человеческих отношений, о богатстве, которое адекватно богатству души, широте человеческой натуры, красоте личности – соответствуй, иначе правильные размышления – лицемерный пафос, фальшь. Зачем они открытым, неискушённым детским душам, которые безошибочно почувствуют это? И лучшая в мире русская классическая литература много может недодать её молодым соотечественникам. Всё, что касается преподавания литературы, должно быть искренним и проникнутым любовью, потому что сама русская классическая литература и лучшие произведения современной литературы наполнены верой и любовью.
Не романтичнее, а прагматичнее становится жизнь, изменяется и восприятие русского языка в обществе. Нелепо только с эмоциями и придыханием говорить, что он живой, красивый, богатый, его надо любить. Надо достоинства нашего языка показывать, убеждать реальными примерами, вооружать учеников приёмами владения русского языка. Нередко умение выражать на русском языке свои потребности принимается за знание русского языка. Непросто знать, а именно владеть - тогда человек свободен и в точном выражении мыслей, и в понимании мира, окружающих. Тогда по-настоящему открывается красота и богатство русского языка, он становится поистине родным и любимым, рождается потребность беречь его и защищать от речевого варварства. Владей государственным языком в совершенстве – это первый шаг к успеху в жизни. Вижу, что ребятам необходимо не просто знание, а умение использовать правильную речь в реальной коммуникации, поэтому я должна учить их «коммуникативной компетенции
Человек – мера всех вещей. Смысл всей его жизни придают его деяния, так как своей деятельностью он нужен и интересен обществу как личность, которая постоянно растет и совершенствуется. Основой этого роста является возможность самореализации, а предоставить такую возможность может только занятие любимым делом.
Я всегда помню о том, что ребенок не только ученик, но прежде всего личность, которая не готовится к жизни, а уже живет и имеет свой, хотя и не богатый, жизненный опыт. А я, учитель, - главная фигура в процессе воспитания. Я не просто хожу на работу, а вместе с детьми проживаю и переживаю то, что происходит каждый день в школе. Моя задача – сделать так, чтобы учение было любимым делом каждого ученика, обеспечив тем самым личностный рост. Только тогда каждый ребенок станет полноправным субъектом собственной деятельности, а значит, и собственной жизни.
Глубокие и прочные знания – вот мой девиз. Активизируя мыслительную и познавательную деятельность школьников, превращаю урок в увлекательную страну открытий. Я создала целую систему заданий, упражнений, ролевых игр, тренингов, направленных на интеллектуальное развитие школьников. Строю учебный процесс так, что ученики не тратят впустую ни минуты урока, у них развивается творческая активность, логическое мышление, орфографическая зоркость, внимание, память. В результате этого каждый ребенок получает возможность испытать радость успеха и открытия. Осуществляя индивидуальный подход к каждому воспитаннику, я успешно внедряю нетрадиционные формы и методы обучения. В моей практике проблемные, поисковые и исследовательские методы, разнообразные формы нестандартных уроков.
Очень беспокоит меня, что ребята иногда с большим опозданием осознают важность получения знаний, что в любом деле на первом месте профессионализм, а их дорога к будущим успехам начинается сейчас, и от трудолюбия, умения пожертвовать своим временем, приложить силы, старание зависит очень многое. Знаменитый драматург В. Розов сказал, что роль педагога - открывать двери, но не проталкивать в них. Я же думаю, что необходимо заинтересовать учеников своим предметом, чтобы им захотелось войти в эти двери.
Безусловно, нельзя превратить каждый урок в праздник. Многое требует серьезного труда, спокойной, академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни.
Во всем нужно руководствоваться чувством меры, но, думаю, если ученики всегда ждут чего-то нового, интересного, если на уроке царит атмосфера доброжелательности и сотрудничества, если ребята имеют возможность проявлять не только свои знания, но и творческие способности, то и учить и учиться легко и радостно.
Каждый день я вновь иду знакомой дорогой – дорогой в школу, к своим ребятам, к коллегам, среди которых много моих бывших учеников. Я уверена, что ученик должен видеть в учителе умного, думающего, влюбленного в знания человека. И полностью согласна с Василием Александровичем Сухомлинским, который сказал, что «Если учитель хоть на один день остановится в своем интеллектуальном росте, он перестает быть светочем знаний для своих воспитанников». И я стараюсь делать все, чтобы дети ко мне тянулись.
Известно, что учитель тоже учится у учеников, педагогика – процесс взаимный. Поэтому предъявлять к себе высокие требования и не просто учиться, повышать свою квалификацию, самосовершенствоваться надо учителю, чтобы являть собой новое, прогрессивное, будущее во всём: и в преподавании предмета, и в мировоззрении, и в образе жизни, и в эстетике внешнего вида.
«Учитель - не кто учит, а у кого учатся,» - эти мудрые слова Евгения Вахтангова являются девизом моего нелегкого труда.