Файл: Внедрение информационных инноваций в образовательную деятельность гбпоу свердловский областной медицинский колледж.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Внедрение информационных инноваций в образовательную деятельность ГБПОУ СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Актуальность работы состоит в необходимости подъема образовательных учреждений, в связи с необходимостью целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния. Процесс информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер, требует развития образовательных учреждения. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества.
Ученые, работающие над проблемой, в своих трудах разработали известную модель управления, основными компонентами которой стали: изучение дел в образовании; постановка задач; планирование и выбор средств по достижению плана; организация выполнения намеченных дел; корректировка деятельности; анализ результатов и постановка новых задач. Методологические ориентиры новых подходов к управлению в переходный период стали предметом исследований ученых, сочетающих теоретико-прогностическую работу с концепцией развития управления современными образовательными учреждениями. В исследованиях Б. С. Гершунского и других рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования.
Практическая сторона вопроса реализация информационных технологий управления колледжом демонстрирует ряд противоречий:
- высокая потребность в компьютеризации управления школой, но ограниченные возможности образовательного учреждения в разработке управляющей информационной системы;
- насущная потребность педагогической науки и практики в разработке эффективного управления образовательной школой, но недостаточная научная обоснованность таких механизмов.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: «какие информационно - коммуникационные технологии необходимо внедрять в управлении учреждением».
Цель работы – внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий.
Объект: инновационные процессы в образовании.
Предмет: процесс внедрения инновационных процессов в образовательное учреждение.
Задачи:
-
изучить теоретические аспекты инновационных процессов в образовании; -
исследовать управление инновационными процессами в образовании; -
раскрыть проблемы практического внедрения инновационных процессов в образование.
Стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики, что означает повышение качества профессионального образования. Современные вузы поставлены перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов за счет поиска внутренних резервов, что возможно только при активном внедрении современных педагогических технологий, реализующих компетентностный и модульный подходы, с изменением технологического обеспечения организации образовательного процесса.
Представления о профессии «преподаватель высшей школы» открывают перспективы в построении теории и методики профессионального образования (изучение проблем подготовки педагогических кадров, адекватных требованиям рынка труда в сфере образования). Важным является разработка профессиональных стандартов, отражающих квалификационные требования к работникам педагогического труда в медицинских образовательных учреждениях, а также необходимость исследования особенностей и проектирования системы медицинского образования с учетом новых требований к профессиональной педагогической деятельности. Сегодня отсутствуют критерии оценки готовности преподавателя медицинского вуза к профессиональной педагогической деятельности, компетентности. Не учтены и критерии профессионально значимых личностных качеств, преподавателя. Учебно-научно-методическое обеспечение, позволяющее создавать и реализовывать профессионально-образовательные программы, индивидуализировать содержание и процесс образования требуют пересмотра для осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей медицинских вузов в условиях развивающейся профессии «преподаватель высшей школы».
Основное содержание деятельности преподавателя высшей школы включает выполнение обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской функции. Особенность современного высшего образования составляет то, что наука все больше внедряется в учебный процесс, в связи с чем в функцию преподавателя входит преобразование научной информации в учебную на современном уровне. Индекс удовлетворенности высок в отношении научности лекций. Учение ценит в лекции систематичность, последовательность, полноту освещения темы, достижения науки. Цели педагогической деятельности полифункциональны, а комплексные педагогические задачи решаются с помощью современных методик преподавания конкретных наук и предполагают синтез знаний из различных областей, который должен представить преподаватель при разработке определенных программ подготовки специалистов высокого уровня.
В современных условиях значительно возрастают требования к качеству работы преподавателей, а уровень их методической подготовленности не в полной мере отвечает современным требованиям образовательного процесса. Разрешить подобные противоречия возможно с помощью научно – обоснованной организации подготовки преподавателей, представляющей собой целенаправленный и многофакторный педагогический процесс развития личностных качеств, поведения, ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, наиболее адекватно обеспечивающих согласование индивидуальности и условий деятельности. Достижение положительного результата возможно на основе оптимизации содержания методической подготовки преподавателя (средств и способов ее организации, разработки и внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения, информационной продукции учебного назначения), использования индивидуального и дифференцированного подхода к выбору форм и методов методической работы, руководства самообразованием преподавателя. Педагогическая сущность методической подготовки преподавателей представляет собой целенаправленный организованный процесс формирования и развития методических знаний, умений и навыков в целях повышения качества проведения всех видов учебных занятий, различных форм методического обеспечения образовательного процесса, совершенствование профессионального педагогического мастерства преподавателя.
Новые образовательные технологии опираются на систему образования, где происходит обучение не знаниям, а способам, формам и методам «добывать» их, т.е. методологии научно-познавательной деятельности с формированием креативного воображения и сообразительности, изменяя структуру мыслительной активности будущих специалистов, с последующим применением «добытых знаний» в профессиональной деятельности.
Технология проблемно-модульного обучения формирует навыки творческого усвоения знаний, развитие умения самостоятельно решать профессиональные проблемы с накоплением определенного опыта в творческой и профессиональной деятельности, формируя мотивы учения, интерес к предстоящей профессиональной деятельности, научно-познавательные потребности, обеспечив полимодальность восприятия учебного материала, формируя устойчивую мотивацию в профессиональных достижениях, личностно-профессиональном становлении. Проблемно-модульная технология обучения включает создание проблемной ситуации с конструированием и формулировкой проблемы в модуле, представляя собой образовательную технологию, способную решать новые задачи в условиях реформирования высшего профессионального образования. Включает изложение знаний с последующей организацией самостоятельной работы обучающихся по решению проблемы, которую определил преподаватель, включение обучающихся в самостоятельный поиск по формулировке и решению проблемы. Основные усилия обучающихся в реализации современных педагогических технологий направлены на формирование информационного и операционного компонента и способов умственных действий, где задействованы познавательные процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
Проблемой называется ситуация, в которой существует и выявляется противоречие (вначале у обучаемого удивление, затем интерес к факту противоречия, потребность найти выход для снятия противоречия), такое положение приводит к активизации познавательной деятельности. Под проблемным обучением необходимо понимать взаимодействие преподавателя с обучаемым. В ходе представления нового учебного материала противоречие создает студенту проблемную ситуацию. Выход из нее и является решением познавательной задачи. К условиям для возникновения проблемной ситуации можно отнести ориентацию на познавательные возможности учащихся. Проблемная задача должна быть субъективно-проблемной и посильной для решения. Решая противоречие, выделяем этапы – возникновение проблемной ситуации; осознание и принятие студентом проблемы; выдвижение гипотез о возможных путях снятия проблемы, обеспечивая переход к исследовательскому методу, активизирующему учащихся к познавательной деятельности. Проблемное обучение – одна из активных форм учебного процесса в высшей школе. У него есть особенности, о которых необходимо помнить: создание условий, обеспечивающих решение проблемы; решение проблемы на основе использования соответствующих научных методов. Проблемные задания должны быть направлены на использование знаний не только по данному предмету, но и по смежным дисциплинам, а в некоторых случаях дополнительных занятий, проводимых сверх программы. Процесс проблемного обучения предполагает сочетание индуктивного и дедуктивного методов организации мыслительной работы с глубоким проникновением в суть обсуждаемой проблемы и установлением определенных следствий в процессе обучения. Следует обратить особое внимание на создание проблемных ситуаций, специально сконструированных преподавателем – «ситуации рассогласования» между ранее усвоенными знаниями и новыми, сообщаемыми преподавателями, между ранее усвоенными знаниями и информацией, получаемой из книг, учебников, монографий и других источников. Проблемное обучение, как всякая обучающая технология, требует тиражирования и внедрения в вузовскую образовательную практику. Первое, что необходимо сделать, – это разработать план – организацию учебных занятий для преподавателей, на которых происходит разработка фрагментов учебных занятий с использованием проблемного обучения с их «проигрыванием» с коллегами и обсуждением. План должен включать создание «банка проблемных ситуаций», фрагментов учебного материала, которые можно реализовать в логике проблемного обучения.
Для уяснения перспектив современной педагогики важно указать на наличие связей проблемного обучения с интегрированным обучением, которое является подсистемой общего обучения, в которой учебный процесс состоит из группы взаимосвязанных, целенаправленных комплексов, различных видов обучения, обладающих учебным, научным, профессиональным единством. Смысл интегрированного обучения заключается в достижении максимальной оптимизации при подготовке специалистов высшей квалификации с учетом прогнозируемого развития науки и практики в соответствующей области деятельности. Научно-исследовательская работа является видом проблемного обучения. В процессе научной работы выявляются склонности обучающихся к целенаправленной деятельности, формируется система навыков для творческого поиска. Важным компонентом в использовании интенсивного метода является гибкость и возможная перестройка изложения учебного материала. Методической задачей является поиск правильных путей применения тех или иных интенсивных средств и форм обучения. Одним из показателей рациональности применяемых интенсивных методов обучения является интерес к предмету изучения, особенно к самостоятельной деятельности в области этого предмета. В классической дидактике понятие «метод обучения» трактуется неоднозначно. Его задачи и границы применения определяются содержанием учебного материала, его спецификой, возрастными и индивидуальными особенностями, средствами и приемами обучения – это нельзя не учитывать высшей школе. Существенное влияние на мотивацию к качественному обучению оказывает организация процесса обучения. Применительно к высшей школе можно утверждать: здесь нельзя научить, здесь можно научиться. Любые усилия преподавателя, если ученик не желает получать знания, не будут иметь результата.
Российское образование в существующих условиях не способствует повышению его качества. Одним из факторов, препятствующих внедрению современных педагогических технологий в процесс обучения, является недостаточная мотивация обучающихся (пассивность на занятиях, неиспользование возможностей факультативов, отсутствие использования знаний, умений, навыков по определенным темам, нежелание приобретать компетентность), а также отсутствие мотивации у преподавателей к предоставлению качественного обучения в связи с крайне низкой оплатой его труда. Необходимость масштабного реформирования системы подготовки специалистов осознается всеми участниками этого процесса.