Файл: Мкоу старокармыжская сош Представление информации в форме таблиц (технологическая карта урока).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МКОУ Старокармыжская СОШ
«Представление информации в форме таблиц»
(технологическая карта урока)
Предмет: информатика
5 класс
Автор урока:
Воронцова Галина Николаевна
учитель информатики
МКОУ Старокармыжская СОШ
2019 год
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Воронцова Галина Николаевна, учитель Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа» Кизнерского района УР
Предмет: информатика Класс: 5
Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тема урока: Представление информации в форме таблиц.
Тип урока: урок открытия нового знания Вид: комбинированный
Оборудование:
-
Техническое оснащение: доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, оценочный лист, рабочая тетрадь -
Программное обеспечение: текстовый процессор WORD, табличный процессор Excel.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
-
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); -
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
познавательными УУД:
-
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
коммуникативные УУД:
- участвуют в диалоге (2 уровень)
У большинства учащихся не сформированы:
коммуникативные УУД:
-
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; -
умение выражать в корректной форме свою точку зрения и предположения -
навыки ведения диалога «человек – компьютер», умение вести диалог, обсуждение
личностные УУД:
-
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | |
Предметные | иметь представление о структуре таблицы | 2- 3 уровень — понимание, знание основных понятий— воспроизведение | |
уметь создавать простые таблицы | 2 – 3 уровень — понимание, самостоятельное умение создавать простые таблицы по заданному тексту | ||
формируют умения преобразовывать одни формы представления информации в другие | 2 – 3 уровень - формирование умения преобразовывать одни формы представления информации в другие | ||
Метапредметные | Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | ||
Познавательные | закрепляют навыки и умения строить таблицы при решении текстовых задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению теоретических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | |
Коммуникативные | организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступают в диалог; воспитывают чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельное выполнение действий, совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | |
Личностные | проводят анализ своей работы, дают оценку работе своим товарищам | 2 уровень — умение проводить анализ своей работы, давать оценку работе своих товарищей |
Этап урока, | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей ствия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1. Организационный момент. | Проверить готовность учащихся к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. | Словесное приветствие | | Приветствует детей. Проверяет готовность компьютеров и учащихся к уроку. Настраивает на активную работу, организует внимание детей. Создает атмосферу сотрудничества. | Слайд1 | Организуют свое рабочее место. Приветствуют учителя.. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учениками класса Личностные: управляют своим настроением Регулятивные: организуют свою учебную деятельность |
2.Актуализация знаний | Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. | Объяснительно – иллюстративный(разъяснение) | индивидуальная | 1.Предлагает выполнить задание за компьютером. Контролирует правильность ответов учащихся. Показывает на слайде правильное решение. 2.Предлагает выполнить задание на редактирование текста | Заполнить таблицу слайд 2 Взаимопроверка. Для проверки – правильно заполненная таблица. cлайд 3 Оценочный лист у каждого. Слайд 4 | Каждый выполняет задание за компьютером, заполняют таблицу (напротив верного ответа ставят 1) Меняются местами и проверяют правильность выполнения задания со слайда на экране. Оценивают результат тестирования в соответствии с набранным количеством баллов. 9-10 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3», Меньше 5 баллов – «2» После проверки итоги заносят в оценочный лист. Выполняют задание и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: слушают товарищей Регулятивные: контролируют результаты своей деятельности, осуществляют взаимопроверку Личностные: развивают логическое мышление Предметные: закрепляют ранее изученные темы |
3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости и в получении новых знаний | Создание проблемной ситуации | фронтальная | Предлагает проблемные задачи по будущей теме урока. Задает учащимся задания. Подводит учащихся к формированию темы и цели урока. Подводит учащихся к выводу, что таблица очень удобная форма структурирования определенной текстовой информации. | Решение задач, примеров слайд 5,6,7 | Слушают учителя. Выполняют предложенные задания. Размышляют. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока. | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, вступают в диалог, высказывают свое мнение, развивают речевую деятельность Регулятивные: формулируют цель, тему урока Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новым знаниям. Предметные: приходят к выводу, что текстовая форма представления информации не всегда удобна. |
4.Изучение нового материала | Обеспечить мотивацию детей. | Объяснительно – иллюстративный(разъяснение) | Фронтальная | Обращает внимание учащихся на структурные части таблицы, знакомит с электронной таблицей Excel, объясняет запись ячеек. Знакомит с алгоритмом создания таблицы. | Работа по слайдам слайд 8 слайд 9 слайд 10 Фильм по структуре таблицы, слайд 11 слайд 12 Слайд 13 | Записывают, число и тему урока. Слушают. Основные понятия записывают в тетрадь. Садятся за компьютеры, открывают программу Excel, находят ячейки, столбцы, строки. | Коммуникативные: слушают учителя, товарищей и вступают в диалог Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: развивают логическое мышление Предметные: углубляют знания про таблицы (основные структурные части) |
5.Первоначальное усвоение новых знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний. | Работа с текстом из слайда и из рабочей тетради | фронтальная | Задает вопросы по задаче. Контролирует правильность ответов. | № 121 из рабочей тетради (устно) слайд 14 слайд 15 | Читают задачу. Отвечают на вопросы учителя. Следят за ответами. Решают устно задачи со слайда. | Коммуникативные:слушать учителя и сверстников, воспринимать ответы обучающихся. Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Личностные: формируют готовность к самообразованию. Предметные: учатся определять количество строк и столбцов для создания таблицы, а так же давать им названия. |
6.Практическое закрепление знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний на практике | Практическая работа за ПК | Индивидуальная | Координирует, направляет, корректирует, оказывает помощь каждому ученику | Работа 9. Создаем простые таблицы. ( из учебника) | Выполняет практическую работу за ПК № 9(задание 1). | Предметные: строить простые таблицы в текстовом процессоре Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Личностные: формируют навыки работы на компьютере Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее | Беседа | Фронтальная | Организует и проводит итоговую самооценку. Акцентирует внимание на конечных положительных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Просит ответить на вопросы, заполнить оценочный лист. Обсуждение с классом соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами. Выставление оценок каждому ученику класса | Вопросы на закрепление, слайд 16 слайд 17 Задание:«Нарисуй настроение». На доске прикреплены смайлики. Тот смайлик, который точнее всего отображает ваше настроение, взять и приклеить на полях тетради напротив сегодняшнего урока. Напоминает, что означает каждый из них: - улыбающийся – вы поработали сегодня на уроке на «отлично» и находитесь в хорошем настроении; - спокойный – урок для вас прошел спокойно, ничего нового и интересного вы не узнали; - грустный – урок прошел зря, вам было скучно на уроке. П римеры смайликов: | Высказывает свое мнение и впечатления от урока. Оценивает личные достижения и уточняет пробелы в знаниях. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и учениками Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивают собственный вклад в работу класса. Познавательная: анализирует степень усвоения нового материала |
8.Домашнее задание. | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Объяснительно - иллюстративный | фронтальная | Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения | Слайд 18 | Записывает задание в дневник. Задает необходимые вопросы. | Личностные: формирование навыков письма и навыков самоорганизации |
16.12.2019г. Учитель: Воронцова Г.Н
Оценочный лист
Ф.И. ___________________________________
-
Заполнение таблицы на ПР
Задание на исправление ошибок
Практическая работа №9
Тест на выбор ответа
Итог
Заполните таблицу на ПК
№ | Примеры | Форма представления информации | |||
числовая | графическая | текстовая | звуковая | ||
1 | Календарь на 2018 год | | | | |
2 | Показания термометра в кабинете информатики | | | | |
3 | Схема (план) эвакуации при пожаре со 2 этажа школы | | | | |
4 | Характеристика обучающихся 5 класса | | | | |
5 | Звонок на урок | | | | |
6 | Отметки обучающихся 5 класса в классном журнале | | | | |
7 | Акустические колонки в кабинете информатики | | | | |
8 | Инструкция по технике безопасности в кабинете | | | | |
9 | Фотографии на классном уголке обучающихся 5 класса | | | | |
10 | Объявление по новогодним праздникам. | | | | |
Самоанализ урока
Данные об учителе: Воронцова Галина Николаевна, учитель Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа» Кизнерского района УР
Предмет: информатика Класс: 5
Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тема урока: Представление информации в форме таблиц.
Тип урока: урок открытия нового знания Вид: комбинированный
Оборудование:
1.Техническое оснащение: доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, оценочный лист, рабочая тетрадь
2.Программное обеспечение: текстовый процессор WORD, табличный процессор Excel.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
-
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); -
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
познавательными УУД:
-
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
коммуникативные УУД:
- участвуют в диалоге (2 уровень)
У большинства учащихся не сформированы:
коммуникативные УУД:
-
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; -
умение выражать в корректной форме свою точку зрения и предположения -
навыки ведения диалога «человек – компьютер», умение вести диалог, обсуждение
личностные УУД:
-
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | |
Предметные | иметь представление о структуре таблицы | 2- 3 уровень — понимание, знание основных понятий— воспроизведение | |
уметь создавать простые таблицы | 2 – 3 уровень — понимание, самостоятельное умение создавать простые таблицы по заданному тексту | ||
формируют умения преобразовывать одни формы представления информации в другие | 2 – 3 уровень - формирование умения преобразовывать одни формы представления информации в другие | ||
Метапредметные | Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | ||
Познавательные | закрепляют навыки и умения строить таблицы при решении текстовых задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению теоретических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | |
Коммуникативные | организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступают в диалог; воспитывают чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельное выполнение действий, совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | |
Личностные | проводят анализ своей работы, дают оценку работе своим товарищам | 2 уровень — умение проводить анализ своей работы, давать оценку работе своих товарищей |
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата (оценка) | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия | Возможные риски (что может быть не усвоено, не понятно) | Коррекционная работа |
1. Организационный момент. | Проверить готовность учащихся к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку, положительная эмоциональная направленность. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учениками класса Личностные: управляют своим настроением Регулятивные: организуют свою учебную деятельность | Не все учебные принадлежности у учащихся на столе. Не готовы компьютеры. | Напомнить на перемене о подготовке к уроку. |
2.Актуализация знаний | Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно. | Коммуникативные: слушают товарищей Регулятивные: контролируют результаты своей деятельности, осуществляют взаимопроверку Личностные: развивают логическое мышление Предметные: закрепляют ранее изученные темы | Пройденные темы могут быть забыты или в некоторых ответах сомневаются. Типы информации плохо усвоили. | Учитель наводящими вопросами пытается напомнить. |
3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости и в получении новых знаний | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, вступают в диалог, высказывают свое мнение, развивают речевую деятельность Регулятивные: формулируют цель, тему урока Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новым знаниям. Предметные: приходят к выводу, что текстовая форма представления информации не всегда удобна. | Долго думают над вопросами. Ученики затрудняются сформулировать цель и задачи урока. Не могут сделать вывод, что таблица очень удобная форма структурирования текстовой информации. | Учитель наводящими вопросами пытается напомнить, объяснить. |
4.Изучение нового материала | Обеспечить мотивацию детей. Познакомиться со способами записи информации в форме таблицы, заполнить таблицу, используя учебник. Дети поняли материал. | Коммуникативные: слушают учителя, товарищей и вступают в диалог Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: развивают логическое мышление Предметные: углубляют знания про таблицы (основные структурные части) | Не все поняли алгоритм создания таблицы. | Еще раз внимание уделить на структуру таблицы и алгоритм создания таблицы. |
5.Первоначальное усвоение новых знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучающиеся решают задачи, большинство сумели правильно выполнить задание. | Коммуникативные:слушать учителя и сверстников, воспринимать ответы обучающихся. Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Личностные: формируют готовность к самообразованию. Предметные: учатся определять количество строк и столбцов для создания таблицы, а так же давать им названия. | Затрудняются отвечать на вопросы учителя, применить алгоритм создания таблицы. | Алгоритм создания таблицы дать индивидуально на листочке каждому. |
6.Практическое закрепление знаний | Организовать деятельность по применению новых знаний на практике. Обучающиеся решают практическую задачу, большинство сумели правильно выполнить задание. | Предметные: строить простые таблицы в текстовом процессоре Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Личностные: формируют навыки работы на компьютере Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания | Не все обучающиеся смогли выполнить задание – практическую работу №9 самостоятельно | Индивидуальная работа с учеником. |
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Учащиеся проанализировали свою работу, выразили вслух свои затруднения и обсудили правильность решения задач. Собраны оценочные листы и выставлены оценки за работу на уроке. | Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и учениками Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивают собственный вклад в работу класса. Познавательная: анализирует степень усвоения нового материала | Затрудняются в количественном оценивании, в заполнении оценочных листов. | Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности |
8.Домашнее задание. | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Все обучающиеся записали домашнее задание в дневники. | Личностные: формирование навыков письма и навыков самоорганизации | Не у всех обучающихся есть в дневнике расписание уроков на следующую неделю. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы. | Учитель называет дату следующего урока. Обратить внимание учеников на параграф9.1, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью |