Файл: Мкоу старокармыжская сош Представление информации в форме таблиц (технологическая карта урока).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ Старокармыжская СОШ


«Представление информации в форме таблиц»

(технологическая карта урока)

Предмет: информатика
5 класс

Автор урока:

Воронцова Галина Николаевна

учитель информатики

МКОУ Старокармыжская СОШ


2019 год
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Воронцова Галина Николаевна, учитель Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа» Кизнерского района УР

Предмет: информатика Класс: 5

Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тема урока: Представление информации в форме таблиц.
Тип урока: урок открытия нового знания Вид: комбинированный

Оборудование:

  1. Техническое оснащение: доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, оценочный лист, рабочая тетрадь

  2. Программное обеспечение: текстовый процессор WORD, табличный процессор Excel.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

коммуникативные УУД:

- участвуют в диалоге (2 уровень)

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

  • умение выражать в корректной форме свою точку зрения и предположения

  • навыки ведения диалога «человек – компьютер», умение вести диалог, обсуждение

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

иметь представление о структуре таблицы

2- 3 уровень — понимание, знание основных понятий— воспроизведение

уметь создавать простые таблицы

2 – 3 уровень — понимание, самостоятельное умение создавать простые таблицы по заданному тексту

формируют умения преобразовывать одни формы представления информации в другие

2 – 3 уровень - формирование умения преобразовывать одни формы представления информации в другие

Метапредметные

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения строить таблицы при решении текстовых задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению теоретических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач


Коммуникативные

организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступают в диалог; воспитывают чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельное выполнение действий, совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

проводят анализ своей работы, дают оценку работе своим товарищам

2 уровень — умение проводить анализ своей работы, давать оценку работе своих товарищей





Этап урока,



Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодей

ствия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1. Организационный момент.


Проверить готовность учащихся к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Словесное приветствие




Приветствует детей. Проверяет готовность компьютеров и учащихся к уроку. Настраивает на активную работу, организует внимание детей. Создает атмосферу сотрудничества.

Слайд1



Организуют свое рабочее место. Приветствуют учителя..



Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учениками класса

Личностные:

управляют своим настроением

Регулятивные: организуют свою учебную деятельность

2.Актуализация знаний


Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Объяснительно – иллюстративный(разъяснение)

индивидуальная

1.Предлагает выполнить задание за компьютером.

Контролирует правильность ответов учащихся.

Показывает на слайде правильное решение.

2.Предлагает выполнить задание на редактирование текста

Заполнить таблицу

слайд 2



Взаимопроверка.

Для проверки – правильно заполненная таблица.

cлайд 3



Оценочный лист у каждого.

Слайд 4




Каждый выполняет задание за компьютером, заполняют таблицу (напротив верного ответа ставят 1)

Меняются местами и

проверяют правильность выполнения задания со слайда на экране.

Оценивают результат тестирования в соответствии с набранным количеством баллов.

9-10 баллов – «5»,

7-8 баллов – «4»,

5-6 баллов – «3»,

Меньше 5 баллов – «2»

После проверки итоги заносят в оценочный лист.

Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: слушают товарищей

Регулятивные: контролируют результаты своей деятельности, осуществляют взаимопроверку

Личностные: развивают логическое мышление

Предметные: закрепляют ранее изученные темы

3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости и в получении новых знаний

Создание проблемной ситуации

фронтальная

Предлагает проблемные задачи по будущей теме урока. Задает учащимся задания.

Подводит учащихся к формированию темы и цели урока.

Подводит учащихся к выводу, что таблица очень удобная форма структурирования определенной текстовой информации.

Решение задач, примеров

слайд 5,6,7





Слушают учителя.

Выполняют предложенные задания. Размышляют.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока.


Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, вступают в диалог, высказывают свое мнение, развивают речевую деятельность

Регулятивные: формулируют цель, тему урока

Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новым знаниям.

Предметные: приходят к выводу, что текстовая форма представления информации не всегда удобна.

4.Изучение нового материала

Обеспечить мотивацию детей.

Объяснительно – иллюстративный(разъяснение)

Фронтальная

Обращает внимание учащихся на структурные части таблицы, знакомит с электронной таблицей Excel, объясняет запись ячеек. Знакомит с алгоритмом создания таблицы.

Работа по слайдам

слайд 8



слайд 9



слайд 10



Фильм по структуре таблицы,

слайд 11



слайд 12



Слайд 13



Записывают, число и тему урока.

Слушают. Основные понятия записывают в тетрадь. Садятся за компьютеры, открывают программу Excel, находят ячейки, столбцы, строки.

Коммуникативные: слушают учителя, товарищей и вступают в диалог

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: развивают логическое мышление

Предметные: углубляют знания про таблицы (основные структурные части)

5.Первоначальное усвоение новых знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Работа с текстом из слайда и из рабочей тетради

фронтальная

Задает вопросы по задаче.

Контролирует правильность ответов.


№ 121 из рабочей тетради (устно)

слайд 14



слайд 15



Читают задачу. Отвечают на вопросы учителя. Следят за ответами.

Решают устно задачи со слайда.

Коммуникативные:слушать учителя и сверстников, воспринимать ответы обучающихся.

Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи

Личностные: формируют готовность к самообразованию.

Предметные: учатся определять количество строк и столбцов для создания таблицы, а так же давать им названия.

6.Практическое закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний на практике

Практическая работа за ПК

Индивидуальная

Координирует, направляет, корректирует, оказывает помощь каждому ученику

Работа 9. Создаем простые таблицы.

( из учебника)

Выполняет практическую работу за ПК № 9(задание 1).


Предметные: строить простые таблицы в текстовом процессоре

Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи

Личностные: формируют навыки работы на компьютере

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

Беседа

Фронтальная

Организует и проводит итоговую самооценку. Акцентирует внимание на конечных положительных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Просит ответить на вопросы, заполнить оценочный лист.

Обсуждение с классом соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами.

Выставление оценок каждому ученику класса

Вопросы на закрепление, слайд 16



слайд 17



Задание:«Нарисуй настроение».

На доске прикреплены смайлики. Тот смайлик, который точнее всего отображает ваше настроение, взять и приклеить на полях тетради напротив сегодняшнего урока.

Напоминает, что означает каждый из них:

- улыбающийся – вы поработали сегодня на уроке на «отлично» и находитесь в хорошем настроении;

- спокойный – урок для вас прошел спокойно, ничего нового и интересного вы не узнали;

- грустный – урок прошел зря, вам было скучно на уроке.

П римеры смайликов:




Высказывает свое мнение и впечатления от урока.

Оценивает личные достижения и уточняет пробелы в знаниях.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и учениками

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивают собственный вклад в работу класса.

Познавательная: анализирует степень усвоения нового материала

8.Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


Объяснительно - иллюстративный

фронтальная

Сообщает домашнее задание, разъясняет методику его выполнения

Слайд 18




Записывает задание в дневник. Задает необходимые вопросы.


Личностные: формирование навыков письма и навыков самоорганизации



16.12.2019г. Учитель: Воронцова Г.Н

Оценочный лист

Ф.И. ___________________________________



Заполнение таблицы на ПР

Задание на исправление ошибок

Практическая работа №9

Тест на выбор ответа

Итог
















Заполните таблицу на ПК




Примеры

Форма представления информации

числовая

графическая

текстовая

звуковая

1

Календарь на 2018 год













2

Показания термометра в кабинете информатики













3

Схема (план) эвакуации при пожаре со 2 этажа школы













4

Характеристика обучающихся 5 класса













5

Звонок на урок













6

Отметки обучающихся 5 класса в классном журнале













7

Акустические колонки в кабинете информатики













8

Инструкция по технике безопасности в кабинете













9

Фотографии на классном уголке обучающихся 5 класса













10

Объявление по новогодним праздникам.














Самоанализ урока

Данные об учителе: Воронцова Галина Николаевна, учитель Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старокармыжская средняя общеобразовательная школа» Кизнерского района УР

Предмет: информатика Класс: 5

Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Тема урока: Представление информации в форме таблиц.
Тип урока: урок открытия нового знания Вид: комбинированный

Оборудование:

1.Техническое оснащение: доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, оценочный лист, рабочая тетрадь

2.Программное обеспечение: текстовый процессор WORD, табличный процессор Excel.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

коммуникативные УУД:

- участвуют в диалоге (2 уровень)

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

  • умение выражать в корректной форме свою точку зрения и предположения

  • навыки ведения диалога «человек – компьютер», умение вести диалог, обсуждение

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

иметь представление о структуре таблицы

2- 3 уровень — понимание, знание основных понятий— воспроизведение

уметь создавать простые таблицы

2 – 3 уровень — понимание, самостоятельное умение создавать простые таблицы по заданному тексту

формируют умения преобразовывать одни формы представления информации в другие

2 – 3 уровень - формирование умения преобразовывать одни формы представления информации в другие

Метапредметные

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют навыки и умения строить таблицы при решении текстовых задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению теоретических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач


Коммуникативные

организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, вступают в диалог; воспитывают чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельное выполнение действий, совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

проводят анализ своей работы, дают оценку работе своим товарищам

2 уровень — умение проводить анализ своей работы, давать оценку работе своих товарищей




Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата (оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (что может быть не усвоено, не понятно)

Коррекционная работа

1. Организационный момент.


Проверить готовность учащихся к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку, положительная эмоциональная направленность.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учениками класса

Личностные:

управляют своим настроением

Регулятивные: организуют свою учебную деятельность

Не все учебные принадлежности у учащихся на столе.

Не готовы компьютеры.

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

2.Актуализация знаний


Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно.

Коммуникативные: слушают товарищей

Регулятивные: контролируют результаты своей деятельности, осуществляют взаимопроверку

Личностные: развивают логическое мышление

Предметные: закрепляют ранее изученные темы

Пройденные темы могут быть забыты или в некоторых ответах сомневаются. Типы информации плохо усвоили.

Учитель наводящими вопросами пытается напомнить.


3.Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости и в получении новых знаний

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, вступают в диалог, высказывают свое мнение, развивают речевую деятельность

Регулятивные: формулируют цель, тему урока

Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новым знаниям.

Предметные: приходят к выводу, что текстовая форма представления информации не всегда удобна.


Долго думают над вопросами.

Ученики затрудняются сформулировать цель и задачи урока. Не могут сделать вывод, что таблица очень удобная форма структурирования текстовой информации.

Учитель наводящими вопросами пытается напомнить, объяснить.


4.Изучение нового материала

Обеспечить мотивацию детей.

Познакомиться со способами записи информации в форме таблицы, заполнить таблицу, используя учебник.

Дети поняли материал.

Коммуникативные: слушают учителя, товарищей и вступают в диалог

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: развивают логическое мышление

Предметные: углубляют знания про таблицы (основные структурные части)

Не все поняли алгоритм создания таблицы.

Еще раз внимание уделить на структуру таблицы и алгоритм создания таблицы.

5.Первоначальное усвоение новых знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Обучающиеся решают задачи, большинство сумели правильно выполнить задание.

Коммуникативные:слушать учителя и сверстников, воспринимать ответы обучающихся.

Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи

Личностные: формируют готовность к самообразованию.

Предметные: учатся определять количество строк и столбцов для создания таблицы, а так же давать им названия.

Затрудняются отвечать на вопросы учителя, применить алгоритм создания таблицы.

Алгоритм создания таблицы дать индивидуально на листочке каждому.

6.Практическое закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний на практике.

Обучающиеся решают практическую задачу, большинство сумели правильно выполнить задание.

Предметные: строить простые таблицы в текстовом процессоре

Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи

Личностные: формируют навыки работы на компьютере

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания

Не все обучающиеся

смогли выполнить задание – практическую работу №9 самостоятельно

Индивидуальная работа с учеником.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Учащиеся проанализировали свою работу, выразили вслух свои затруднения и обсудили правильность решения задач.

Собраны оценочные листы и выставлены оценки за работу на уроке.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и учениками

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивают собственный вклад в работу класса.

Познавательная: анализирует степень усвоения нового материала

Затрудняются в количественном оценивании, в заполнении оценочных листов.

Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности


8.Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Все обучающиеся записали домашнее задание в дневники.



Личностные: формирование навыков письма и навыков самоорганизации

Не у всех обучающихся есть в дневнике расписание уроков на следующую неделю.

Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы.

Учитель называет дату следующего урока.

Обратить внимание учеников на параграф9.1, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью