Файл: Вопросы для дискуссионного обсуждения Определение понятия философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании окружающего мира.

Средневековая философия – проблема синтеза христианства и язычества, проблема соотношения веры и разума, «философия служанка богословия», спор номиналистов и реалистов. Неотделимость философии от теологии, все подчинено господству церкви.

Возрождение: Кузанский, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Дж.Бруно, Т.Мор, Флорентийская академия.

Становление пантеистических идей, зачатки естественной религии и религии разума, попытки критики средневековой схоластики.

Реформация – Лютер и Кальвин

Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с концаXVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями
, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия.

Новое время: естественная религия, деизм и пантеизм, понимание Бога больше как естественный закон, нравственный регулятор. Философия выделяется в отдельную дисциплину, появляется наука, человек начинает ставиться в центр, интерес к познавательному процессу и познающему субъекту, объявление человека онтологически самостоятельным. Религия начинает сдавать свои позиции.

Бэкон, Декарт, Спиноза, «Знание — сила».

Рационализм и эмпиризм

Иррационализм Паскаля.

Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле.

Жан Мелье, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, Дидро Вольтер.

Главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, иарнвише в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского.

Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни.





  • «Философия  – не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах». Сенека Луций Аней Младший - римский философ, поэт и государственный деятель. Дата рождения 4 год до н. э.

Безусловно, философия  является процессом размышления  над конкретными реалиями бытия, но не ограничивается этим. Ведь это размышление должно перерасти в обобщенное деяние, и пойти на пользу обществу, лишь тогда понятие «философия» полностью выполнит свое значение – мудрость. 

  • «Философия  есть высшая цель человеческой природы, но мало людей могут ее достигнуть». (Ибн-Рудш.)

Понять значение роли философии не дается многим людям лишь потому, что это требует глубокого энциклопедического размышления и изучения проблем природы и общества, а также применения этой проблемы в конкретной ситуации, с которой сталкивается общество, и выявление ее универсальности. Именно поэтому мы можем назвать философию высшей целью человечества, но немногие годны для достижения этой цели. 

Как необыкновенно  интересное изречение я хочу предоставить слова великого древнегреческого философа Аристотеля (Дата рождения 384 год до н. э. Воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым                    мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.)

  • «Философия начинается с удивления».

Это высказывание помогает нам представить всю  цепочку процесса размышления, которая  начинается с удивления каким либо фактом или явлением и  продолжается мыслями, которые впоследствии перерастают в конкретное действие. Именно удивление является той точкой отсчета,которая и толкает человека на глубокое размышление.

Логическим продолжением нашего размышления будет рассмотрение высказываний современного философа Абдусалама Гусейнова (Дата рождения 8 марта 1939. Советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук)

Для того, чтобы перед нами открылась полная картина исследуемого материала, рассмотрим биографию современного философа. А. А. Гусейнова - доктора философских наук, профессора, действительного члена РАН, действительного члена ряда общественных академий, директора Института философии РАН, заведующего кафедрой этики МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера его научных интересов заключается в изучении истории и теории этики, античной этики, морали в контексте культуры, нормативной этики, морали и политике, социальной философии.


  • «Философия учит достойной жизни в пределах и средствами правильной мысли».

Данное высказывание говорит нам о том, что философия, прежде всего, исследует принципиальные возможности рационального понимания  мира. Этим она и отличается, с  одной стороны, от религии, которая  апеллирует к откровению, а с другой стороны, от наук, добывающих конкретное, предметно ограниченное знание, однако философия формулирует канон  разума, а не только познает мир. Она еще говорит о возможностях, пределах и путях совершенствования и переустройства мира на идеальном уровне – уровне идей.

  • «Философия призвана сконструировать идеальный образ мира и идеальный способ существования в нем».

Этим изречением Абдусалам Абдулкеримович показывает роль философии в нашем мире. Всем известен факт, что «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости». Также мы понимаем, что под этим утверждением подразумевается процесс размышления над реалиями бытия. Таким образом,

изречение Гусейнова  дает нам понять, что именно философия, размышление помогают сконструировать  идеальный образ мира, но для того, чтобы существование в нем  не обременяло, необходимо продумать идеальный жизненный путь в этом мире.

И заключением  размышлений над изречениями  Гусейнова станет нижеследующее  высказывание.

  • «Рассмотренная в этическом контексте философия выступает как путь, который идет к нравственному совершенству человека и общества».

Итак, философия  не просто конструирует идеальный современный образ мира, но и является путем к нравственному совершенству человека и общества, что означает не просто мыслительную деятельность, но и конкретное действие, которое облагораживает общество. 

Заключением наших  размышлений станут высказывания великих  людей о пользе философии в  нашей жизни.

В текстах пьес М. Горького часто встречаются в разговоре, диалогах слово «философия», что означает концепцию жизни, или решение какой – либо жизненной ситуации. Обратимся к высказываниям персонажей и рассмотрим пользу философии в нашей повседневной жизни.

М. Горький «Мещане»

  • «Плохая у тебя, Таня, привычка делать из пустяков философию! Дождь идет – философия, палец болит – другая философия, угаром пахнет – третья. И когда я слышу такие философии из пустяков, мне невольно думается, что не всякому человеку грамота полезна».


     - «Ты знаешь, один философ сказал, что только глупому жизнь кажется     простой!»

     -«Философы в глупостях, должно быть знают толк!»

Мы наблюдаем  разные точки зрения героев, разное отношение к философии, но можем  ли мы сказать однозначно, что философия  помогает нам мудро принимать решения в повседневной жизни? Конечно, но не стоит перебарщивать с этим, и превращать философию – процесс глубокого размышления – в бестолковую игру слов и мыслей. Философия помогает совершенствовать не только мир вокруг нас, но и самих нас.

Одно из отрицательных  изречений о философии, сказано  персонажем пьесы А. Н. Островского «Таланты и поклонники»:

  • «Философия – то хороша в книжках; а он поживи – ка попробуй на нашем месте!».

Однако эти  слова можно оспорить, ведь в том  то и искусство, чтобы уметь использовать философию на благо общества, на решение собственных проблем, ведь именно знания дают свободу действия и мудрые решения.

Последним высказыванием, которое подтвердит мою точку зрения, которая логически обоснована, будут слова Томаса Гоббса:

  • «Цель философии заключается в том, что благодаря ей мы можем использовать предвидимые нами действия и на основании наших действий и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызвать эти действия для умножения жизненных благ».

Данное изречение  еще раз подчеркивает, что философия  – это размышление, которое перерастает в знание, которое впоследствие помогает реализовывать наше умудренное опытом философии понимание в повседневной жизни, и таким образом умножать жизненные блага.