ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
А.В. ГОЛОВКИН
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
В С/Х ПРОИЗВОДСТВЕ
Курс лекций
Тюмень - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………1
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………3
1.1. Значение транспорта в сельском хозяйстве…………………………
1.2. Виды транспортных средств, применяемых
в сельском хозяйстве……………………………………………….....
1.3. Классификация автомобилей………………………………………...
2. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ…………………………………………………………..18
2.1. Эксплуатационные свойства автомобилей…………………………
2.2. Предельные параметры дорожных автомобилей…………………..
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК…………………………………..30
4. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ…..33
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОГ………………………………………….36
5.1. Дорожные условия эксплуатации……………………………………
5.2. Атмосферно-климатические условия………………………………..
6. ВИДЫ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.52
7. ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ГРАФИКИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………………54
8. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ56
9. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ……………………………………………….60
10. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ…….64
11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ……………………………67
12. ПОКАЗАТЕЛИ ОСНАЩЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВ ТЕХНИКОЙ…...69
13. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕХАНИЗАЦИИ ПОЛЕВОДСТВА…………………………………….70
14. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МТП……………………………………………………71
15. ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ……………………….73
15.1.Расчет капитальных вложений………………………………………...
15.2. Расчет себестоимости работ…………………………………………..
15.2.1. Фонд заработной платы……………………………………….
15.2.2. Материалы……………………………………………………..
15.2.3. Арендная плата………………………………………………..
15.2.4. Накладные расходы…………………………………………..
15.2.5. Себестоимость и калькуляция затрат………………………..
15.3. Экономическая эффективность проекта…………………………….
16. РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ………………………………………..81
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Значение транспорта в сельском хозяйстве
Производство сельскохозяйственной продукции, как растениеводческой, так и животноводческой, связано с большим объемом транспортных работ. Так, при возделывании картофеля, свеклы и овощей необходимо доставить на каждый гектар 30...40 т органических и I. .3 т минеральных удобрений и вывезти 20...40 т урожая. С учетом больших посевных площадей и многократных перевозок продукции в процессе ее переработки сельскохозяйственные транспортные работы приобретают огромные масштабы. Соответственно транспортные расходы занимают значительное место в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Эти расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 15...40%, а затраты труда 30...70 % в зависимости от природно-производственных условий и вида возделываемой сельскохозяйственной культуры. При этом на транспортных работах занято 20...25 % работников сельского хозяйства.
Основной вид транспорта в сельском хозяйстве — автомобильный, на долю которого приходится до 80 % всего объема перевозок. На долю тракторного транспорта в сельском хозяйстве приходится не более 20...27 % объема перевозок. Объясняется это сравнительно малой производительностью тракторных транспортных средств, особенно при больших расстояниях перевозок. Кроме того, перевозки тракторным транспортом часто дороже по сравнению с автомобильными перевозками. Тракторные транс
портные средства с учетом изложенных особенностей используют в основном на внутрихозяйственных перевозках и в сложных дорожных условиях. Естественно, при недостатке грузовых автомобилей хозяйства вынуждены более широко использовать тракторный транспорт.
Грузоподъемность автомобилей колеблется в широких пределах, поэтому в зависимости от условий работы следует выбирать такой автомобиль, который наиболее полно отвечает требованиям высокой производительности и ресурсосбережения. Эффективность использования транспорта всельском хозяйстве в значительной степени зависит от подготовленности инженерно-технических работников в области планирования и организации перевозок.
1.2. Виды транспортных средств, применяемых в сельском хозяйстве
В сельскохозяйственном производстве используют все основные виды транспорта, включая автомобильный, тракторный, гужевой, авиационный, железнодорожный, трубопроводный, канатный.
Основную часть грузов перевозят автомобильным (до 80 %) и тракторным (до 20...27 %) транспортом, поэтому далее более подробно рассматривают эти два вида транспорта.
Гужевой транспорт используют в небольшом количестве и в основном на внутриусадебных перевозках, включая подвоз кормов на фермах, перевозку молока и др.
Авиационный транспорт используют для подкормки растений и защиты посевов от болезней и вредителей, а также как санитарную авиацию. Однако применение авиации в сельском хозяйстве резко снижено из-за высокой стоимости работ.
Железнодорожным транспортом доставляют технику, удобрения и другие материалы, а также вывозят урожай в промышленные центры.
С помощью трубопроводного транспорта перемещают на небольшие расстояния корма, молоко, отходы животных, минеральные удобрения и другие материалы.
Канатно-воздушный транспорт преимущественно используют в горных районах, где отсутствуют дороги.
Автомобильный транспорт. Подвижной состав автомобильного транспорта в целом подразделяют на грузовой, специальный (для негрузовых перевозок, включая санитарные автомобили, агрегаты технического обслуживания, передвижные радиостанции, ремонт
ные мастерские и т. д.) и пассажирский. Основное внимание далее будет уделено грузовому автомобильному транспорту.
Грузовой транспорт. Грузовые автомобили классифицируют на автомобили общего назначения, специализированные и специальные.
Автомобили общего назначения имеют неопрокидывающуюся платформу и предназначены для перевозки всех видов грузов, за исключением жидких без тары, при наличии соответствующих погрузочных и разгрузочных средств.
Специализированные автомобили приспособлены для перевозки отдельных видов грузов с соответствующей конструкцией кузова, включая самосвалы, цистерны, специальные платформы и др.
Специальные автомобили предназначены для выполнения транспортно-технологических работ с помощью установленного на них специального оборудования, включая автокраны, противопожарные машины и др.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности, типу кузова, двигателя, виду применяемого топлива и по проходимости.
1. По номинальной грузоподъемности различают автомобили: с особо малой полезной нагрузкой — до 1т; малой грузоподъемности — 1...3; средней грузоподъемности — 3...5; большой грузоподъемности — 5...8; особо большой грузоподъемности — от 8 т и более.
2. По типу кузова различают автомобили: с универсальной платформой со стандартными бортами; с платформой без бортов для перевозки крупногабаритных грузов; с наращенными бортами для перевозки объемных и легковесных грузов; с дугами и тентом для защиты груза от пыли и атмосферных осадков; с кузовом — фургоном, защищающим груз от осадков и температурных воздействий; с самосвальным кузовом; с цистерной для перевозки жидких и пылевидных грузов.
3. По типу двигателя различают следующие виды автомобилей: карбюраторные, работающие на легком топливе (преимущественно автомобили малой и средней грузоподъемности); дизельные, работающие на тяжелом топливе с воспламенением от сжатия (в основном автомобили большой и особо большой грузоподъемности); газобаллонные, работающие на сжатом или сжиженном газе,
перевозимом в баллонах; газогенераторные, работающие на газе, вырабатываемом путем газификации твердого топлива в специальном газогенераторе, установленном на автомобиле; газотурбинные, работающие на жидком топливе; электрические с питанием от аккумуляторных батарей, установленных на автомобиле; дизель-электрические с дизель-электрической установкой, питающей электродвигатели привода ведущих колес.
4. По проходимости все автомобили разделяют на три категории: ограниченной, повышенной и высокой проходимости.
Автомобили ограниченной (дорожной) проходимости предназначены для использования на дорогах с твердым покрытием и на грунтовых дорогах в хорошем состоянии (двух- и трехосные автомобили с колесной формулой соответственно 4 х 2 и 6 х 4).
Первая цифра в колесной формуле соответствует общему числу колес на автомобиле, а вторая — числу ведущих колес (например, ГАЗ-3307 — бортовой с колесной формулой 4x2, КамАЗ-5320 — типа 6 х 4 и КамАЗ-43105 — типа 6 х 6).
Автомобили повышенной проходимости предназначены для использования на усовершенствованных и грунтовых дорогах в любое время года, имеют два или три ведущих моста с колесными формулами 4 х 4 и 6 х 6 соответственно. Некоторые из таких автомобилей для повышения проходимости оборудованы дополнительными устройствами: системой регулирования давления в шинах, лебедкой для самовытаскивания и т. д.
Автомобили высокой проходимости предназначены для использования в условиях бездорожья, с тремя или четырьмя ведущими мостами. Такие автомобили наиболее часто применяют на лесозаготовках, а также для перевозки урожая капусты, картофеля, сахарной свеклы и др., в условиях осенней распутицы.
Для перевозки сельскохозяйственных грузов наиболее часто используют бортовые автомобили УАЗ-3303-01 (4x4) грузоподъемностью 800кг, ГАЗ-3307 (4 х 2) — 4500 кг, ЗИЛ-431 410 и ЗИЛ-431 510 (4x2) с грузоподъемностью 6000кг, КамАЗ-5320 (6x4) с грузоподъемностью 8000 кг, а также автомобили-самосвалы «УРАЛ-5557» (6 х 6) общей грузоподъемностью вместе с прицепом 23000кг, КамАЗ-55102 (6x4) грузоподъемностью-7000кг, ГАЗ-САЗ-3507 и ГАЗ-САЗ-4509 (4 х 2) грузоподъемностью-4000кг, ГАЗ-САЗ-3502 и ГАЗ-САЗ-3508 с предварительным подъемом кузова и грузоподъемностью 3200 и 3800 кг соответственно, ЗИЛ-ММЗ-554М (4x2) грузоподъемностью 5500кг. Несмотря на большое разнообразие типов и марок указанных автомобилей, остается проблема создания более универсального типоразмерного ряда автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов в сложных дорожных условиях.