Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время может и должен быть поставлен вопрос об освобождении судьи, нарушающего требования закона и этические нормы. Ведь нарушение судьей уголовного закона, допущение им волокиты, грубости, любого проступка, умаляющего авторитет судебной власти, есть свидетельство недостаточности существующих механизмов отбора кандидатов на должности судей и (или) деформации личности человека, получившего в руки государственную власть. А в «очищении» от подобного заинтересовано не только гражданское общество и государство, но само судейское сообщество.
Мировая практика редко вырабатывает только один способ решения того или иного вопроса. Жизнь, и правовая в частности, многообразна, и в зависимости от конкретных исторических условий, принадлежности к той или иной правовой семье в государстве формируется максимально приемлемая в конкретных условиях система лишения судьи неприкосновенности. Но и в этом случае все эти способы - от импичмента федеральных судей в США и Швейцарии, импичмента судей в Великобритании и Японии до решения подобных вопросов на заседании немецкого Суда по делам судейской службы, дисциплинарного суда в Израиле либо на заседаниях французского Высшего совета магистратуры или греческого высшего дисциплинарного совета - на самом деле призваны обеспечить, как ни парадоксально это звучит, именно независимость правосудия. А как решаются данные вопросы в России рассмотрим в следующей главе.
Глава 2. Проблемы судебной системы РФ
В России идет обсуждение и этих вопросов. В упомянутом пакете предложений о судебной реформе содержатся и направленные на модификацию существующих форм судейского иммунитета. Эти предложения касаются, во-первых, изменения порядка привлечения судьи к уголовной и административной ответственности и, во-вторых, введения института дисциплинарного проступка судьи.
В первом случае прежде всего речь идет о передаче полномочий, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, а также на применение к нему на досудебной стадии уголовного преследования мер процессуального принуждения, от квалификационных коллегий судей компетентному суду. Представляется, что именно суд в лице его высших инстанций, обладающих в соответствии с Конституцией и законом компетенцией по рассмотрению уголовных дел, с использованием особой процедуры, предоставляющей подозреваемому судье дополнительные процессуальные гарантии, должен принимать эти всегда непростые решения. Такой порядок по сравнению с существующим внесудебным, внепроцессуальным порядком должен повысить степень объективности решений, принимаемых в связи с обвинением судьи в нарушении закона, тем самым обеспечив более надежную защиту судьи от возможного произвола. Наконец, этот порядок призван привести статус судьи в соответствие с Конституцией РФ, в частности с ее положениями закрепляющими равенство всех граждан перед законом и судом.
Формально российский судья в настоящий момент может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но только в самой крайней форме - отстранения от занимаемой должности в случае неисполнения им своих обязанностей по отправлению правосудия или совершения поступка, умаляющего авторитет судебной власти или позорящего самого судью. Предлагается ввести и иные, промежуточные или профилактические формы дисциплинарных взысканий, например такие, как замечание или выговор. Важно отметить, что применение мер дисциплинарной ответственности относится исключительно к компетенции квалификационных коллегий судей.
Обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду. Эти вопросы постоянно в центре внимания как государств, так и международных организаций. Только Комитет Министров Совета Европы за последние 10 лет не менее пяти раз обращался к ним. Ответ на вопрос о доступности суда - это, по существу, ответ на вопрос «а есть ли суд». Если суд недоступен, нет смысла в его существовании, во всяком случае в условиях признания идей демократии. Сегодня особенно актуальны следующие аспекты принципа свободного доступа к суду: обеспечение достаточного (соотносимого с числом судебных дел, территорией, количеством населения и т.п.) числа судов и судей; упрощение и дифференцированность судебной процедуры; обеспечение квалифицированной помощи, оказываемой профессиональными юристами; обеспечение существования бесплатного правосудия для беднейших слоев населения. Таким образом, доступность правосудия - это наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих права потенциальных участников процесса «получить справедливое правосудие».
Казалось бы, необходимость существования в государстве достаточного количества судов и судей вещь очевидная, но, как свидетельствует практика судебных реформ в постсоциалистических и развивающихся государствах, по известным причинам весьма труднодостижимая. Наряду с отсутствием или недостаточной развитостью специализации судов и дифференциации судебного процесса и, как следствие, громоздкой процедурой рассмотрения дел недостаточное число судов и судей порождает нарушение общепризнанного аспекта принципа справедливого суда - осуществления его в разумные сроки или без необоснованного промедления.
Длительность судопроизводства - самый частый предмет рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, равно как в и иных межгосударственных судебных органах. Трудно найти страну, в которой бы отсутствовала проблема неоправданной затянутости как уголовного, так и гражданского судопроизводства. Господствующие в мировой практике критерии определения, «разумности» срока судебного производства по делу сводятся к двум основным элементам. Во-первых, это учет конкретных обстоятельств дела (в частности, содержится ли обвиняемый под стражей или нет) при отсутствии единого предельного срока, превышение которого считалось бы недопустимым. Во-вторых, основанием для признания срока производства чрезмерным служат лишь такие задержки, ответственность за которые может быть возложена на государственные органы, в том числе и суд.
Для России обе эти проблемы актуальны. Количество судей и судов у нас велико - около 17,5 тыс. судей и около 2,5 тыс. судов. Однако территория страны, а точнее схема проживания населения в ее пределах требуют серьезной работы в этом направлении, поскольку делают суды малодоступными для жителей ряда отдаленных территорий. Первые шаги здесь сделаны: в конце 1998 года учрежден, а с конца 1999 года практически появился институт мировых судей. Число действующих мировых судей близко к 2 тыс., а в ближайшие два года в соответствии с подготовленной федеральной программой развития судебной системы их общее число должно достигнуть 5 тыс. Это не только увеличение численности судейского корпуса, но и фактическое приближение суда к конкретному человеку, поскольку география судебных участков мировых судей как раз и призвана «дотянуться» до каждого. С другой стороны, учреждение мировой юстиции позволит разгрузить действующие суды, что также повлияет на соблюдение судебных сроков.
Глава 3. Перспективы деятельности суда
Тенденция специализации, господствующая в мире, в полной мере отражает разнообразие деятельности человека в той или иной сфере, области хозяйствования, воспринимает порожденные этим разнообразием особенности правового регулирования. Судебная специализация предоставляет дополнительные гарантии справедливого правосудия. Дифференциация по признаку специализации различным образом проявляется в судебных системах стран, относящихся к англосаксонской и романо - германской или континентальной правовым семьям. Несколько различны ее проявления и в иных, в частности в религиозных, правовых системах.
По пути дальнейшей специализации судебной деятельности продвигается и Россия, в которой сегодня наряду с судами общей юрисдикции действуют конституционная и арбитражная юстиция. В рамках системы судов общей юрисдикции функционируют относительно самостоятельные военные суды. Идет дискуссия о создании иных специализированных судов: административных, ювенальных, трудовых, судов по вопросам банкротства и т.п.
Наиболее актуальным является вопрос о становлении в нашей стране административной юстиции. Она наряду с конституционной юстицией - неотъемлемая часть системы защиты человека от произвола государства, поскольку именно этот вид судебных органов призван реализовывать полномочия в сфере споров «человек против власти». Сегодня судебная компетенция в этой сфере разделена между общими и арбитражными судами в зависимости от субъекта, занимающегося или не занимающегося предпринимательством. Суды общей и арбитражной юрисдикции к тому же рассматривают административные дела по собственным процессуальным правилам. Общие подходы в отношении создания административных судов разрабатываются в рамках проводимых преобразований российского правосудия.
Важное значение в реализации принципа доступности правосудия имеет развитие таких специфических квазисудебных форм, как примирительство и посредничество, коммерческий арбитраж, способствующих как облегчению нагрузки на государственные суды, так и предоставляющих более широкие, зачастую выходящие за пределы собственно правовых, возможности для субъектов права. Эти формы, ранее более присущие гражданскому и трудовому праву, сегодня используются и в уголовном праве. Коммерческий арбитраж или третейское разбирательство, примирительство, посредничество используются повсеместно - в Великобритании, Италии, Польше, Франции, Финляндии - для рассмотрения претензий контрагентов друг к другу, в том числе и таких контрагентов, как работодатель и работник. Названные и другие разновидности существуют как в форме постоянно действующих органов (назовем лишь самый первый, но действующий до сих пор, - Парижский коммерческий суд (1563 г.), так и в форме судов ad hoc, создающихся для разрешения конкретного социального конфликта. «Законодательный пакет» Президента РФ В. Путина содержит также предложения о создании прочной, соответствующей мировому опыту и международным стандартам правовой основы для развития и деятельности третейских судов.
С другой стороны, в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, в большинстве европейских стран применяются и технологии восстановительного правосудия. Этот подход находит все большее понимание и в России. В принимаемом новом уголовно - процессуальном законе предполагается существенно расширить применение элементов восстановительного правосудия.
Доступ к правосудию тесно связан с возможностью получить квалифицированную юридическую помощь лицом, обращающимся к суду. «Дешевое правосудие» сродни дешевой обуви - выглядит красиво, но разваливается при первом испытании. В этой связи возникает вопрос не только о развитии системы юридической помощи вообще - по гражданским, торговым, административным и уголовным делам, но и о бесплатной юридической помощи для малообеспеченных граждан за счет государственного финансирования. Комитет Министров Совета Европы, опираясь на Резолюцию ООН по правам человека и крайней нищете, в Рекомендации N R(93)1 об эффективном доступе к правосудию для беднейших слоев населения констатировал, что «усилия по расширению доступа к закону и правосудию будут полностью эффективными только как часть всеобъемлющей, последовательной и перспективной политики, направленной на ликвидацию крайней нищеты».
Элементами такой политики конкретного государства может стать расширение возможностей получения бесплатной юридической помощи, точнее помощи за счет государства, оказываемой его служащими. С другой стороны, этому процессу содействует применение института муниципальных защитников, т.е. адвокатов, иногда сотрудников органов местного самоуправления, оплачиваемых из средств местного бюджета. Так, успешно функционируют подобные службы в Великобритании. Еще одно возможное направление - поддержка общественных инициатив по типу американской Корпорации по оказанию правовой помощи беднякам. Она финансируется из федерального бюджета, имеет развитую территориальную структуру, представленную в каждом штате. А во Франции помощь оказывается не столько по территориальному принципу, сколько по профессиональному, поскольку ее (также вполне успешно) оказывают специальные службы профессиональных союзов. Сегодня попытки найти пути решения этой непростой (прежде всего в финансовом отношении) для России задачи предприняты в принятом в первом чтении по представлению Президента РФ законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
На доступ населения к правосудию отрицательно влияет и существование высоких государственных пошлин в судах по гражданским делам. Они сделали судебную систему самоокупаемой, но малодоступной для многих граждан. Размер пошлин следовало бы поставить в зависимость от материального положения сторон.
Наконец, расширению свободного доступа к правосудию будет способствовать компьютеризация судебной системы как единого информационного пространства, включающего такие информационные кластеры, как: информация о суде, его предметной и территориальной подсудности (компетенции), месте расположения, времени работы, правилах обращения в суд и порядке судопроизводства; информация о ходе конкретного судебного процесса, архивы. Последнее предполагает внедрение компьютерных технологий как собственно в процесс судопроизводства (возможность подачи исковых заявлений и иных документов в электронной форме, электронные способы фиксации судебного процесса, электронные архивы суда и т.п.), так и компьютеризацию иных непроцессуальных аспектов деятельности суда, таких, как ведение регистрационных и иных книг, электронных календарей судебных заседаний и т.п. Такие программы уже осуществляются в США, ФРГ, Болгарии, других странах. Программа компьютеризации судов при содействии Всемирного банка реализуется и в России.