Файл: Основные признаки фонетикофонематического недоразвития речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Охарактеризуйте основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Приведите примеры из литературы и/или из собственных наблюдений за детьми.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи:
-
Несформированность произношения звуков:
-
Звонкие звуки заменяются глухими -
Звуки [р] и [л] – звуками [л’] и [j]
Например, [jиса] вместо [лиса], [пл’ижок] вместо [прыжок].
-
[с] и [ш] – звуком [ф]
Например, [прифол] вместо [пришел], [фарик] вместо [шарик]&
-
Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков (фрикативных звуков) заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками [т, т’, д, д’] (Собат’ка, мят’ик и т.д.).
-
Нестабильное использование звуков в различных формах речи. Яркий пример – когда в речи ребенка в некоторых словах получается звук [р], но в других – заменяется более простым артикуляционно звуком ([л’] или [j]). -
Искаженное произнесение одного или нескольких звуков. -
Недостаточная сформированность фонематического восприятия и, как следствие, нечеткое различение на слух фонем своей и чужой речи и неподготовленность к элементарным формам звукового анализа. -
Общая смазанность речи -
Сжатая артикуляция -
Недостаточная выразительность и четкость речи -
Неустойчивость внимания, отвлекаемость
Задание 2. Дайте развернутую характеристику уровней речевого развития.
Уровень речевого развития | Автор, выделивший уровень | Характеристика |
1 уровень | Р. Е. Левина | 1) Лепетная речь/полное отсутствие речи 2) активный словарь ребенка состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукоподражаний, звукокомплексов, обиходных слов 3) пассивный словарь шире активного 4) нет фразы 5) желания выражаются отдельными словами, не связанными друг с другом 6) ребенок в основном опирается на лексическое, а не на грамматическое значение слов 7) несформированность зрительного и слухового внимания и памяти 8) неустойчивое внимание, низкая работоспособность |
2 уровень | Р. Е. Левина | 1) возросшая речевая активность 2) наличие постоянного (хотя и искаженного и ограниченного) словарного запаса общеупотребительных слов 3) тем не менее, словарный запас по-прежнему отстает от возрастной нормы 4) в речи присутствуют названия предметов, действий и отдельных признаков 5) возможно использование местоимений, иногда – союзов и простых предлогов 6) ребенок может отвечать на вопросы по картинкам со знакомыми сюжетами 7) грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций 8) возрастает способность понимания обращенной речи 9) морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение 10) многочисленные искажения звуков, замены, смешивания 11) диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и в спонтанной речи 12) затруднение усвоения звуко-слоговой системы 13) многосложные слова редуцируются 14) недостаточность фонематического восприятия и неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом |
3 уровень | Р. Е. Левина | 1) сформированная фразовая речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития 2) элементы аграмматизма (неправильное употребление существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах; неправильное согласование существительных и прилагательных с числительными) 3) словари близок к возрастной норме, но в активном словаре преобладают существительные и прилагательные 4) недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий 5) ребенку не всегда удается подбор однокоренных слов и словообразование с помощью приставок и суффиксов 6) преобладают простые растространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции 7) понимание обращенной речи близко к норме, трудности представляют только слова с различными смыслоразличительными суффиксами и приставками, морфологическими элементами, выражающими значения числа, рода 8) затруднено понимание логико-грамматических структур, временных и пространственных отношений |
4 уровень | Т. Б. Филичева | 1) отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости 2) преобладают элизии (в основном в сокращении звуков, в единичных случаях – пропуски слогов), парафазии, иногда – персеверации и добавления звуков и слогов 3) недостаточная внятность, выразительность, вялая артикуляция, нечеткая дикция 4) отдельные нарушения смысловой речи 5) состояние речи на этом уровне определяется как нерезко выраженное недоразвитие речи |
Задание 3. Раскройте задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития.
Уровень речевого развития | Задачи логопедической работы |
1 уровень | Формирование активного и пассивного словаря, а также речевой активности детей |
2 уровень | Формирование фразы и включение ее в связную речь |
3 уровень | Развитие связной речи |
4 уровень | Выявление и исправление незначительных нарушений всех компонентов речи с помощью выполнения специально подобранных заданий |