Файл: Введение в этой методической разработке систематизирована и определена целевая направленность бытующих в практике, а также впервые предложенных в настоящей работе схем анализа учебнотренировочного занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ тренировочных занятий по хоккею

Введение

В этой методической разработке систематизирована и определена целевая направленность бытующих в практике, а также впервые предложенных в настоящей работе схем анализа учебно-тренировочного занятия в структурах детско-юношеского спорта.

Возникает естественный вопрос - какова же целевая направленность анализа учебно-тренировочного занятия в спортивных школах? Ответ на поставленный вопрос неоднозначен.

Руководители образовательного учреждения посредством этого анализа будут иметь возможность контролировать деятельность тренера-преподавателя. Оценка профессионального мастерства тренера-преподавателя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволит постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать методическую помощь, видеть рост тренера-преподавателя, способствовать совершенствованию его профессионального мастерства и успешной аттестации.

Тренеры-преподаватели посредством участия в анализе учебнотренировочного процесса повышают свое профессиональное мастерство, улучшая процесс преподавания в целом. Первостепенное значение анализ учебно-тренировочного процесса имеет, прежде всего, для тренера, проводящего учебно-тренировочное занятие. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, методов, способов и приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой. Это - рефлексия, позволяющая увидеть и оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа учебно-тренировочного занятия многогранен, он позволяет выявить психологические особенности тренера-преподавателя, его организаторские, коммуникативные, познавательные способности, владение методикой преподаваемого материала, необходимыми профессиональными умениями и навыками.


Самоанализ учебно-тренировочного занятия как процесс осознания и самопознания формирует у тренера-преподавателя аналитические способности, умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать обоснованные выводы.

Можно заключить, что участие специалистов спортивной школы в анализе учебно-тренировочного занятия послужит действенным средством совершенствования их профессионально-педагогического мастерства, будет способствовать развитию профессионального мышления и интереса.

Анализ и самоанализ учебно-тренировочного занятия должны быть направлены на сопоставление выдвинутых задач с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности тренера-преподавателя и спортсмена на учебнотренировочном занятии, эффективности содержания учебно-тренировочного процесса, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов, которые повышают эффективность работы тренера и спортсмена.

В практике учреждений детско-юношеского спорта целесообразно выделить следующие типы анализа учебно-тренировочного занятия:

- комплексный - изучение и разбор всех аспектов учебнотренировочного занятия;

- компонентный - анализ отдельных компонентов (элементов) учебнотренировочного занятия;

- проблемно-ориентированный - анализ выполнения специально поставленных задач как для всей группы, так и индивидуально для определенных спортсменов.