Файл: 2013 УПП дневное отделение 2 семестр.docx

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1020

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ -2 семестр

Семинарское занятие № 1

ТЕМА: Возбуждение уголовного дела

Вопросы:

  1. Понятие, сущность, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела.

  2. Поводы и основание к возбуждению уголовного дела

  3. Порядок рассмотрения, сроки проверки сообщения о преступлении. Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

  4. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Форма и содержание постановления о возбуждении уголовного дела. Органы и лица, имеющие право возбуждения уголовных дел.

  5. Заявление о преступлении: виды, порядок его оформления.

  6. Явка с повинной, понятие, порядок ее оформления.

  7. Рапорт об обнаружении признаков преступления

  8. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, понятие, порядок принятии и оформления.

  9. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Форма и содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Порядок его обжалования.

  10. Особенности возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

  11. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц.

Задачи:

Задача 1. Бердников причинил своей сожительнице Ильиной легкие телесные повреждения. Ильина обратилась к дежурному РОВД с жалобой о привлечении к уголовной ответственности Бердникова. Дежурный РОВД заявление не принял, т.к. делами частного обвинения занимается районный судья и жалобу необходимо подавать только в суд. Ильина принесла указанную жалобу в суд. Судья возбудил уголовное дело, признал Ильину потерпевшей. Ознакомившись с жалобой сожительницы, Бердников подал встречную жалобу с просьбой привлечь Ильину к уголовной ответственности, т.к. она постоянно его оскорбляет и дома и на улице, называя тунеядцем, пьяницей.

Оцените правомерность действий Дежурного РОВД. Как должен поступить судья? Вправе ли судья направить уголовное дело для производства дополнительного расследования для установления всех обстоятельств дела? Какое процессуальное положение будут занимать Ильина и Бердников?

Задача 2. Вечером 7 марта в кафе «Для двоих» Козлов познакомился с Левкиной. После совместного ужина и распития спиртного Левкина пригласила к себе домой Козлова, где продолжили распитие спиртного вместе с несовершеннолетней дочерью Левкиной. Козлов там и остался ночевать. Утром 8 марта Левкина обратилась в милицию Октябрьского района с заявлением об изнасиловании ее несовершеннолетней дочери Козловым и гражданским иском на сумму 400000 рублей. Было возбуждено уголовное дела, расследовано и направлено в суд. В ходе предварительного следствия адвокат Козлова заявлял ходатайства о приобщении к делу трех копий заявлений Левкиной по аналогичным преступлениям из Центрального, Железнодорожного и Индустриального РОВД, но следователь отклонял указанные ходатайства. В прениях судебного заседания адвокат Козлова повторно заявил, что Левкина сама завлекает к себе мужчин, ее дочь вступает с ними в интимные отношения, а потом требуют крупные суммы денег под угрозой подать заявление об изнасиловании. Судья прервал адвоката, сказав, что поступает не этично, так как компрометирует несовершеннолетнюю потерпевшую, которая и так пострадала от преступления.


Оцените правомерность действий следователя, судьи. Допустимо ли адвокату, осуществляемому защиту обвиняемого приводить какие либо данные, компрометирующие потерпевшую, особенно несовершеннолетнюю и ее законного представителя - матери? Будет ли возбуждено уголовное дело в отношении Левкиных?

Задача 3. В городскую прокуратуру поступило анонимное сообщение о том, что Железнодорожный вокзал г. Барнаула заминирован и после обеда будет произведен взрыв.

Если ли основания для возбуждения уголовного дела? Является ли анонимное сообщение поводом для возбуждения уголовного дела? Основанием для проведения каких действий является данное сообщение и каковы возможные последствия? Изменится ли что-либо если это сообщение будет размещено на одном из сайтов Интернета, и об этом сообщит в прокуратуру кто-либо, не представившись по телефону?

Задача 4. 5 июля 2003 г. Зерова прогуливаясь вечером по Красноармейскому проспекту подверглась хулиганскому нападению, в результате которого был причинен тяжкий вред ее здоровью. В результате предварительной проверки было установлено, что нападение было произведено Хлюпиковым, который страдает неизлечимым психическим недугом и находится под наблюдением врачей психиатрического диспансера.

Следователь, принявший и рассмотревший заявление Зеровой, отказал в возбуждении уголовного дела, мотивируя свой отказ тем, что Хлюпиков страдает психическим заболеванием и не может нести уголовную ответственность за содеянное.

Оцените правомерность действий следователя? Куда можно и в каком порядке обжаловать отказ следователя в возбуждении уголовного дела? Как правильно поступить Зеровой в данной ситуации?


Составить процессуальные документы - по своему варианту (на отдельных листах) :

  1. Составить повод для возбуждения уголовного дела ( по выбору: Заявление о совершенном преступлении, явка с повинной, сообщение их иных источников)

  2. Талон уведомление о принятом заявлении

  3. Постановление о возбуждении уголовного дела и направлении по подследственности

  4. Выписать все правовые акты (инструкции), регламентирующие порядок регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении



Семинарское занятие № 2

Тема: Общие условия предварительного расследования

Вопросы:

  1. Понятие, сущность, значение и задачи стадии предварительного расследования, ее соотношение с другими стадиями уголовного процесса.

  2. Формы предварительного расследования, их соотношение

  3. Понятие и значение института подследственности. Признаки и виды подследственности. Место производства предварительного расследования.

  4. Понятие и виды дознания. Органы дознания. Сроки дознания и порядок их продления.

  5. Органы предварительного следствия. Сроки следствия и порядок их продления.

  6. Основания и процессуальный порядок соединения уголовных дел.

  7. Основания и процессуальный порядок выделения уголовного дела и материалов уголовного дела.


Задачи:

Задача 1. 18 июля 2003 г. около 6 часов утра военнослужащий срочной службы Р., самовольно покинув место службы, совершил изнасилование несовершеннолетней Л., после чего впоследствии с девочкой случилось психическое расстройство. На следующий день Р. Был задержан в соседнем дачном поселке. От дачи показаний он отказался. Следователь РОВД возбудил уголовное дело, допросил потерпевшую и свидетелей, назначил судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, провел опознание потерпевшей и подозреваемого Р. Спустя месяц, после получения результатов экспертиз, следователь направил дело прокурору района. Прокурор, дополнительно возбудив уголовное дело в отношении военнослужащего по факту самовольного оставления воинской части, поручил дальнейшее расследование по двум уголовным делам следователю прокуратуры, однако следователь отказался выполнять устное указание прокурора, объяснив тем, что данные дела подследственны военной прокуратуре.

Как должен поступить в данном случае следователь? Нарушен ли в данном случае уголовно-процессуальный закон? Кто будет в дальнейшем расследовать это дело? Как разграничивается подследтсвенность между следователями прокуратуры и следователями военной прокуратуры?

Задача 2. В процессе расследования уголовного дела об ограблении частного магазина было установлено, что этой же группой была совершена целая серия квартирных краж, а владелец частного магазина содержал в подсобном помещении на правах рабов двух работников, не имеющих документов и постоянного места жительства. Начальник следственного отдела объединил все дела в одно производство и создал следственную группу для расследования установленных преступлений.

Оцените правомерность действий начальника следственного отдела. Как правильно нужно поступить в данном случае? Есть ли основания для соединения всех уголовных дел? Как быть с установленным фактом использования рабского труда? Можно ли все эти дела расследовать одной следственной группой? Кто должен входить в состав следственной группы? Может ли быть создана следственная группа из одних только дознавателей, если да, то и кто вправе ее назначить?

Задача 3. При совершении квартирной кражи были задержаны Минеев, Борман и несовершеннолетний Маслов. Допрошенные в качестве подозреваемых Минеев и Борман сознались в совершении еще пяти аналогичных квартирных краж в разных районах города. В целях быстрого и эффективного расследования приказом начальника УВД была создана оперативно-следственная группа в составе следователей из различных указанных районов города и трех оперуполномоченных уголовного розыска. Этим же приказом все следователи были освобождены от расследования других дел. Через неделю прокурор области своим приказом включил в следственную группу следователя районной прокуратуры


Оцените правомерность действий начальника УВД и прокурора области. Кто образует состав оперативно-следственных групп и координирует их работу? Не нарушен ли в данном случае принцип единоначалия? Действительно ли необходимо создавать оперативно-следственную группу для расследования указанных преступлений? Если ли здесь основания для выделения уголовного дела или материалов уголовного дела?


Составить процессуальные документы - по своему варианту (на отдельных листах) :

  1. Постановление о принятии уголовного дела к своему производству

  2. Постановление о выделении материалов из уголовного дела (после проверки будет возбуждено новое уголовное дело)

  3. Постановление о продлении сроков следствия (дознания)

  4. Постановление об отводе следователя (дознавателя) от расследования УД)

  5. Постановление о передаче дела другому следователю, дознавателю




Тема: Предварительное расследование

(следственные действия)

Семинарское занятие № 3. Допросы (2 часа)

Вопросы:

  1. Понятие, значение и система следственных действий

  2. Общие правила производства следственных действий

  3. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

  4. Понятие допроса, место, время и общие правила его проведения. Вызов на допрос. Оформление протокола допроса.

  5. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетеля.

  6. Очная ставка.

  7. Проверка показаний на месте.

Задачи:

Задача 1. По делу о ряде краж в квартирах необходимо было провести опознание обвиняемого Г. 8-летней потерпевшей Юлей. Поскольку Юля боялась встречи с обвиняемым, опознание было решено проводить по видеозаписи в присутствии понятых. В качестве понятых были приглашены водитель служебной машины данного РОВД и студент юридического института, проходящий здесь практику. На видеозаписи следователь предложил обвиняемому занять место между статистами. В протоколе опознания записано, что Юля опознала Г. по надвинутой на глаза кепке и усам. Для закрепления результатов опознания в качестве свидетеля была допрошена бабушка Юли. Она показала, что присутствовала при опознании, и ее внучка твердо опознала Г.

Проанализируйте результаты опознания с точки зрения допустимости доказательств. Были ли допущены процессуальные нарушения при опознании? С какого возраста допускается участие в следственных несовершеннолетнего свидетеля и какие при этом должны соблюдаться условия? Допустимо ли в данном случае опознание по видеозаписи? Когда допускается повторное опознание по одним и тем же признакам?

Задача 2. По уголовному делу об убийстве, следователю прокуратуры необходимо было опросить ученицу 8 класса гимназии № 24 Королеву Аню. По повестке оставленной у соседей по лестничной площадке, т.к. родителей девочки дома не было, Аня не явилась. Следователь позвонил директору гимназии и попросил обеспечить явку ученицы к нему. Однако Анна снова не пришла. Тогда следователь вынес постановление о принудительном приводе и направил его в РОВД. 16 марта в 17.00 работники РОВД забрали Аню с уроков из школы и доставили в прокуратуру. Следователь допросил Аню в присутствии ее матери и директора школы 17 марта в 10.00.


Оцените законность и обоснованность действий следователя. Каков порядок вызова на допрос несовершеннолетнего свидетеля? В каких случаях возможет принудительный привод?

Задача 3. В палате № 6 отделения психиатрической больницы был обнаружен труп больной К. с признаками насильственной смерти – с множественными колото-резанными ранами. На шее трупа была обнаружена странгуляционная борозда.

Приехавший по вызову главврача следователь прокураторы составил рапорт об обнаружении признаков преступления, допросил сотрудников больницы, а потом по данному факту вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Свое решение он мотивировал тем, что никто из персонала больница не видел, как была убита К., а пациентов больницы допрашивать нельзя, т.к. они психически не здоровы, а потому не могут правильно воспринимать события.

Оцените правомерность действий следователя. Кто может, а кто не может допрашиваться в качестве свидетелей? Можно ли допрашивать пациентов данной больницы?


Составить процессуальные документы - по своему варианту (на отдельных листах) :

  1. Протокол допроса потерпевшего

  2. Протокол допроса свидетеля

  3. Протокол допроса подозреваемого

  4. Постановление об участии в следственных действиях необходимых участников (защитника, законного представителя, переводчика)



Семинарское занятие № 4. Осмотр, освидетельствование и следственный эксперимент (2 ч.)

Вопросы:

  1. Осмотр: понятие, основания, цели и виды. Получение согласия на производство осмотра в жилище и порядок его проведения.

  2. Освидетельствование: понятие, основания, цели и процессуальный порядок Участие врача в освидетельствовании.

  3. Следственный эксперимент: понятие и цели его проведения. Участники следственного эксперимента, условия и порядок его проведения и оформления. Отличие следственного эксперимента от проверки показаний на месте.

  4. Предъявление для опознания. Понятие и виды предъявления для опознания. Участники предъявления для опознания, их права и обязанности. Условия и процессуальный порядок предъявления для опознания.

  5. Осмотр трупа. Эксгумация.

  6. Особенности предъявления для опознания трупов, предметов, животных, содержание протокола предъявления для опознания.

  7. Процессуальный порядок производства и оформления различных видов осмотра.

Задачи:

Задача.1. Проверяя заявление об ограблении го. Логиновой, следователь взял объяснения от нее и очевидцев Романова и Митрофанова, осмотрел место происшествия и возбудил уголовное дело. Вскоре по подозрению в совершении этого преступления был задержан несовершеннолетний Юров. На допросе после задержания, Юров указал, что похищенные вещи находятся у него дома, и он готов их добровольно выдать. После изъятия указанных вещей (кожаной куртки и дамской сумочки) следовать предъявил обвинение. Защитник представил характеристику на Юрова и объяснения гр. Хитовой, из которых следовало, что Юрова она хорошо знает, и он, по ее мнению, не может совершить преступления.