Файл: Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 2 класса учитель начальных классов айметова л. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ПРОГРАММА

КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учитель начальных классов АЙМЕТОВА Л.В.


«Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.»

Д.С. Лихачёв
В настоящее время экологические знания приобретают особенную значимость как в мире, так и в нашей республике. Под влиянием человеческой деятельности в природе происходят глобальные изменения. Появляются всё новые и новые очаги экологических бедствий, многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Почему люди так варварски относятся к природе, к миру, частью которого они сами являются? Зачем срывают цветы и убивают животных ради забавы? Почему среди нас есть люди, которые мучают собак и издеваются над беззащитными кошками? Человек основное свое воспитание получает в семье. Но огромную роль в формировании личности играет образование.

Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов (далее – Программа) разработана в помощь классным руководителям. Она включает три вполне законченных и взаимоувязанных блока, которые соответствуют первой (1-4 класс), второй (5-8 класс) и третьей (9-11 класс) ступеням обучения. Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися разных возрастных групп.

Целью Программы является формирование интегрированной системы экологического образования с учетом индивидуальных качеств личности обучающихся на разных этапах обучения и воспитания.

Программа ставит перед собой задачу не только дать экологические знания, но прежде всего, привить любовь и бережное отношение как к живой природе в целом, так и каждому живому существу, которое имеет такие же права на жизнь, как и человек. Программа шаг за шагом учит ребенка любить, любить себя, своих близких, весь мир и каждую травинку



І БЛОК. ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «АЗБУКА ЮНОГО ЭКОЛОГА»
1. Общие положения

1. Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-4 классов «Азбука юного эколога» (далее – Программа) разработана на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих) и направлена на создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Воспитывающая функция программы классных часов заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего

мира и своих связей с ним, гуманного отношения к природе, к живым существам, воспитании чувства полной гармонии с природой и человеческим обществом, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.

Деятельностный подход к разработке содержания классных часов позволяет обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера, уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности.

Программа направлена на формирование и развитие у младших школьников знаний, умений и навыков по экологическому образованию, получение основ экологической культуры, развитие наблюдательности, любознательности, гармоничного, чуткого восприятия окружающего мира.

2. Продолжительность классных часов составляет в каждом классе 9 часов в год.

1 класс – «Первые шаги в экологию» (9 часов);

2 класс – «Я познаю природу» (9 часов);

3 класс – «Путешествие в мир экологии» (9 часов);

4 класс – «Познавательная экология» (9 часов).

3. Программа предусматривает интерактивные формы обучения: беседы, познавательные игры, викторины, экскурсии, практическую работу, наблюдение, опыт.

2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы



4. Цель Программы - формирование основ экологической грамотности, культуры и ответственности.

5. Задачи Программы:

1) развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к окружающей среде;

2) информирование младших школьников об экологической ситуации в своей местности,  стране, области, городе и мире, и о влиянии ее на здоровье людей;

3) развитие четких представлений о нормах и правилах поведения человека на природе и применение их в своей жизнедеятельности; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;

4) формирование потребности использовать свои интеллектуальные и практические умения для улучшения экологического состояния природы;

5) изучение закономерностей природных явлений, единства неживой и живой природы, взаимодействия природы, общества и человека;

6) воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и жизни;

7) привитие экологически-ориентированных ценностей;

8) вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;

9) развитие устойчивого познавательного интереса к миру природы.

6. Ожидаемые результаты

Обучающиеся получат знания о:

связи между человеком и природой;

экологической ситуации, ее влиянии на жизнь и здоровье людей;

исчезающих растениях и животных своей местности;

правилах поведения на природе.

Обучающиеся получат навыки:

работы со справочной литературой;

наблюдения за природными явлениями, а также за обитателями местной фауны;

изготовления кормушек для птиц
правильного поведения на природе;

оформления результатов и подведения итогов своей деятельности.

Обучающиеся сформируют в себе:

любознательность;

усидчивость;

позитивное, ответственное отношение к природе, животному миру и своему здоровью;

понимание важности самоорганизованности и получения непосредственного опыта коллективной творческой деятельности;

ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды.

2 класс (9 часов)

«Я познаю природу»




Месяц

Тема

Форма проведения

Количество часов

1

Сентябрь

Школа юных экологов

Классный час -

«Наблюдение - важное умение»

1

2

Октябрь

Значение воды в природе и жизни человека

Классный час -«Вода - ты жизнь!»

1

3

Ноябрь

Животный мир Казахстана

По следам снежного барса


Классный час -«Ирбис - владыка снежных вершин»

1

4

Декабрь

Растительный мир Казахстана

Классный час –

«Ель и всё вокруг нее»

1

5

Январь

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения редких видов животных и растений

Классный час -

виртуальная экскурсия «Сохраним и приумножим»

1

6

Февраль

Мусор – экологическая проблема наших дней

Классный час -

«Мы с природой дружим - мусор нам не нужен»

1

7

Март

Солнце и его влияние на Землю

Классный час -«Золотое колесо»

1

8

Апрель

Времена года в красках и звуках родной природы

Классный час -«Ищем, смотрим, наблюдаем!»

1

9

Май

Каникулы.

Охрана жизни и здоровья

Классный час -«Азбука поведения на природе»

1




Содержание Программы
2 класс. Программа «Я познаю природу» раскрывает понятие об экологии, основных этапах развития природы. Обучающиеся знакомятся с природой как домом диких растений и животных, изучают правила поведения, которые необходимо соблюдать на природе, методы работы на природе, учатся выбирать объекты наблюдения; отвечать на вопросы: «Что наблюдать?», «С какой целью?», «Где, в каких условиях?», «Каким образом выполнять наблюдение?». Изучают взаимосвязи в природе путем наблюдения. Используют оборудование, необходимое для выполнения наблюдений: полевой дневник и простой карандаш для записей; приборы и инструменты (компас, лупа, бинокль, микроскоп); энциклопедии, атласы и др. В ходе проведения классных часов приобретают качества, которые необходимо развивать юному исследователю природы.