Файл: Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 2 класса учитель начальных классов айметова л. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
|
ПРОГРАММА
КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учитель начальных классов АЙМЕТОВА Л.В.
«Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.»
Д.С. Лихачёв
В настоящее время экологические знания приобретают особенную значимость как в мире, так и в нашей республике. Под влиянием человеческой деятельности в природе происходят глобальные изменения. Появляются всё новые и новые очаги экологических бедствий, многие виды растений и животных находятся под угрозой исчезновения. Почему люди так варварски относятся к природе, к миру, частью которого они сами являются? Зачем срывают цветы и убивают животных ради забавы? Почему среди нас есть люди, которые мучают собак и издеваются над беззащитными кошками? Человек основное свое воспитание получает в семье. Но огромную роль в формировании личности играет образование.
Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-11 классов (далее – Программа) разработана в помощь классным руководителям. Она включает три вполне законченных и взаимоувязанных блока, которые соответствуют первой (1-4 класс), второй (5-8 класс) и третьей (9-11 класс) ступеням обучения. Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для понимания учащимися разных возрастных групп.
Целью Программы является формирование интегрированной системы экологического образования с учетом индивидуальных качеств личности обучающихся на разных этапах обучения и воспитания.
Программа ставит перед собой задачу не только дать экологические знания, но прежде всего, привить любовь и бережное отношение как к живой природе в целом, так и каждому живому существу, которое имеет такие же права на жизнь, как и человек. Программа шаг за шагом учит ребенка любить, любить себя, своих близких, весь мир и каждую травинку
І БЛОК. ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ «АЗБУКА ЮНОГО ЭКОЛОГА»
1. Общие положения
1. Программа классных часов по экологическому образованию для обучающихся 1-4 классов «Азбука юного эколога» (далее – Программа) разработана на основе интеграции различных областей знаний (естественно-научных, гуманитарных, обществоведческих) и направлена на создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, ее целостного восприятия, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Воспитывающая функция программы классных часов заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего
мира и своих связей с ним, гуманного отношения к природе, к живым существам, воспитании чувства полной гармонии с природой и человеческим обществом, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Деятельностный подход к разработке содержания классных часов позволяет обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера, уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности.
Программа направлена на формирование и развитие у младших школьников знаний, умений и навыков по экологическому образованию, получение основ экологической культуры, развитие наблюдательности, любознательности, гармоничного, чуткого восприятия окружающего мира.
2. Продолжительность классных часов составляет в каждом классе 9 часов в год.
1 класс – «Первые шаги в экологию» (9 часов);
2 класс – «Я познаю природу» (9 часов);
3 класс – «Путешествие в мир экологии» (9 часов);
4 класс – «Познавательная экология» (9 часов).
3. Программа предусматривает интерактивные формы обучения: беседы, познавательные игры, викторины, экскурсии, практическую работу, наблюдение, опыт.
2. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы
4. Цель Программы - формирование основ экологической грамотности, культуры и ответственности.
5. Задачи Программы:
1) развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира, формирование бережного отношения к окружающей среде;
2) информирование младших школьников об экологической ситуации в своей местности, стране, области, городе и мире, и о влиянии ее на здоровье людей;
3) развитие четких представлений о нормах и правилах поведения человека на природе и применение их в своей жизнедеятельности; изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе;
4) формирование потребности использовать свои интеллектуальные и практические умения для улучшения экологического состояния природы;
5) изучение закономерностей природных явлений, единства неживой и живой природы, взаимодействия природы, общества и человека;
6) воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и жизни;
7) привитие экологически-ориентированных ценностей;
8) вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
9) развитие устойчивого познавательного интереса к миру природы.
6. Ожидаемые результаты
Обучающиеся получат знания о:
связи между человеком и природой;
экологической ситуации, ее влиянии на жизнь и здоровье людей;
исчезающих растениях и животных своей местности;
правилах поведения на природе.
Обучающиеся получат навыки:
работы со справочной литературой;
наблюдения за природными явлениями, а также за обитателями местной фауны;
изготовления кормушек для птиц
правильного поведения на природе;
оформления результатов и подведения итогов своей деятельности.
Обучающиеся сформируют в себе:
любознательность;
усидчивость;
позитивное, ответственное отношение к природе, животному миру и своему здоровью;
понимание важности самоорганизованности и получения непосредственного опыта коллективной творческой деятельности;
ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды.
2 класс (9 часов)
«Я познаю природу»
№ | Месяц | Тема | Форма проведения | Количество часов |
1 | Сентябрь | Школа юных экологов | Классный час - «Наблюдение - важное умение» | 1 |
2 | Октябрь | Значение воды в природе и жизни человека | Классный час -«Вода - ты жизнь!» | 1 |
3 | Ноябрь | Животный мир Казахстана По следам снежного барса | Классный час -«Ирбис - владыка снежных вершин» | 1 |
4 | Декабрь | Растительный мир Казахстана | Классный час – «Ель и всё вокруг нее» | 1 |
5 | Январь | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения редких видов животных и растений | Классный час - виртуальная экскурсия «Сохраним и приумножим» | 1 |
6 | Февраль | Мусор – экологическая проблема наших дней | Классный час - «Мы с природой дружим - мусор нам не нужен» | 1 |
7 | Март | Солнце и его влияние на Землю | Классный час -«Золотое колесо» | 1 |
8 | Апрель | Времена года в красках и звуках родной природы | Классный час -«Ищем, смотрим, наблюдаем!» | 1 |
9 | Май | Каникулы. Охрана жизни и здоровья | Классный час -«Азбука поведения на природе» | 1 |
Содержание Программы
2 класс. Программа «Я познаю природу» раскрывает понятие об экологии, основных этапах развития природы. Обучающиеся знакомятся с природой как домом диких растений и животных, изучают правила поведения, которые необходимо соблюдать на природе, методы работы на природе, учатся выбирать объекты наблюдения; отвечать на вопросы: «Что наблюдать?», «С какой целью?», «Где, в каких условиях?», «Каким образом выполнять наблюдение?». Изучают взаимосвязи в природе путем наблюдения. Используют оборудование, необходимое для выполнения наблюдений: полевой дневник и простой карандаш для записей; приборы и инструменты (компас, лупа, бинокль, микроскоп); энциклопедии, атласы и др. В ходе проведения классных часов приобретают качества, которые необходимо развивать юному исследователю природы.